Технология деятельностного метода на уроке.
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Габидуллина Айзиряк Мунировна

Современность требует выпускника думающего, умеющего принимать решения, умеющего планировать свою работу и жизнь, контролировать свои действия. Формирование активного человека возможно, если целенаправленно работать в этом направлении. На каждом уроке, классном часе, внеклассном мероприятии, на родительском собрании.Предлагаю сценарий урока в 3 классе в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_deyatelnostnogo_metoda_na_uroke.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе.  Тема урока. Формула работы. 

Тип урока. ОНЗ («открытия» нового знания) в технологии деятельностного метода.

Автор: Габидуллина Айзиряк Мунировна,

 учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №125»

Основные цели урока:

1) cформировать представление о величине «производительность»;

2)выявить зависимость между величинами: объемом выполненной работы (А), производительностью (v) и временем (t), формировать умение строить формулы;

3) формировать умение находить по формуле работы производительность (v) и время работы (t);

4)формировать умение использовать формулу работы для решения задач, тренировать вычислительные навыки.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Оборудование:

1)  ИД   SMART Notebook  программой 10.7  LAT 2

2) Документ – камера SMART

3) Подключение к сети Интернет

4) Музыкальные колонки.

Раздаточный материал:

1) индивидуальные карточки с задачами

2) индивидуальная доска,  или лист А-4, маркеры для доски (по числу учеников)

3) таблицы для групповой работы (3 шт.)

4) индивидуальные карточки для самостоятельной работы

5)распечатки со статьей для домашней работы.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности:

Много формул есть на свете.

Со многими знакомы дети скорость и длина пути,

Можем мы объём найти.

Только вот вопрос возник-

Как измерит ученик труд, усердие, работу?

Кто из вас быстрей работал?

-Ребята!

Была бы охота, заладится всякая работа.

-Чему посвятим сегодня урок математики? (Формулам).

-Была бы охота- заладится всякая работа.

Как вы понимаете значение данного высказывания?  (Если работать с душой, с желанием, то получится всякая работа).

-Ребята, я вам предлагаю заниматься не всякой работой, а работать целенаправленно. Пожелайте друг другу удачу.

Желаю вам успешной работы на уроке!

- С чего вы должны начать работу? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1. Повторение известных формул.

-Что такое формула? (Формулой называют верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами. Правило, записанное на математическом языке. )

-Предлагаю вспомнить правила. Ответьте на вопросы. ИД. Слайд 2.

-Как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны? (Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)

-Как найти стоимость товара,если известны цена и количество? (Стоимость товара равна цене, умноженной на количество товара.)

-Как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения? (Пройденный путь-это произведение скорости на время движения.)

-А теперь попробуйте записать правило в виде формулы. ИД. Слайд 3.

-Расстояние равно скорости, умноженной на время. (s=v•t)

-Скорость равна расстоянию, делённому на время. (v=s:t)

-Время движения равно расстоянию, делённому на скорость. (t=s:v)

Сверяйте свои ответы с записью на доске.

 -Эти формулы связаны между собой? (Да, одинаковые величины, взаимообратные операции, они взаимосвязаны.)

-Как называется первая формула? (Формула пути.) 

-Обратите внимание на знаки действия. Чем отличается первая формула от следующих двух? (Первая формула на умножение, а следующие две – на деление.)

-По какому правилу выводились последние две формулы? (По правилу неизвестного множителя.)

-Как звучит правило неизвестного множителя? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.)

- Где вы используете знание формул? (При решении задачи.)

-Как вы думаете какое теперь задание я вам предложу? (Решить задачу.)

2. Решение задач.  ИД. Слайд 4.

- Я буду читать задачу, а вы подберите формулу, решите задачу на листочках.

- Прочитайте первую задачу. Найдите и запишите подходящую формулу. Запишите решение.

Задача

Формула

Решение

Пчела летит со скоростью 6 м/с.

За какое время она долетит до улья, если находится на расстоянии 360 м от улья?

t=s:v

360:6=60 (c)

Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проедет за 3 часа?

s=v*t

15•3=45 (км)

Один всадник проскакал 70 км за 2 часа, а второй – 90 км за 3 часа.

Какой из всадников скакал быстрее?

v=s:t

70:2=35 км/ч  -скор. 1всадника

 90:3=30 км/ч –скор.2 всадника  35 км/ч больше, чем 30 км/ч,  первый всадник скакал быстрее

Первая бригада озеленителей сажает за 6 минут 48 цветов, а вторая бригада- за 7 минут -49 цветов. Какая бригада работает быстрее?

           ?

      ?

(После решения трёх задач, перед пробным действием)

- Ребята, вы подбираете формулы для решения каждой задачи. Мы занимаемся повторением или открываем новое? (Занимаемся повторением.)

-Получается, вы выяснили, что вы знаете, что мы теперь должны выяснить? (Мы должны выяснить, что мы не знаем.)

-А для того, чтобы выяснить, что мы не знаем, какое задание вам предложено? (Пробное, задание с затруднением.)

- Работая с этим заданием, что вы узнаете? (Что нового будет сегодня на уроке, чего мы ещё не знаем, что мы сегодня будем открывать, …)

4) Пробное действие:

- А сейчас я вам предложу «Весеннюю» задачу.

На майские праздники озеленители решили украсить город.

Озеленители. Найдите корень слова. (зелень). Задача о работе озеленителей.

«Первая бригада озеленителей сажает за 6 минут 48 цветов, а вторая бригада- за 7 минут -49 цветов. Какая бригада работает быстрее?»

Подберите подходящую формулу и решите задачу.

 Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Документ-камера.

- Что у нас получилось?

-У кого нет ответа?

- Кто не смог записать формулу? (Через документ-камеру проецируются разные варианты ответов.)

- Что нового в задании? Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти подходящую формулу,  мы не смогли решить задачу…)

-Кто смог правильно решить задачу, какой формулой они пользовались при ответе на вопрос задачи?

- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ, не можем указать формулу, которой пользовались при решении задачи.)

- С чем вы столкнулись?(С затруднением.)

- Слово «трудность» не должно существовать для творческого ума. Препятствия полезны для ума.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что будете делать? (Будем разбирать задачу.)

- Что вы должны были использовать при решении задачи? (Формулу).

- Где возникло затруднение? (При выборе формулы.  Не смогли определить формулу, по которой решается данная задача.) 

- Чем эта задача отличается от тех, которые вы решали в начале урока? (Раньше мы решали задачи с известными нам величинами: стороны и площадь, время, скорость и путь, стоимость, количество и цена, а в этой задаче не все величины нам знакомы, мы знаем только время.)

-Можно было использовать знакомые формулы? (Нет, в этих формулах другие величины.)

- Почему возникло затруднение? (Новые величины в задаче, нет формулы.)

4. Построение проекта выхода из затруднения. ИД. Слайд 5.

- Как можно назвать процесс посадки цветов или производства другой продукции? (Процесс посадки цветов -это работа).

-Мы раньше решали задачи на работу? (Нет.)

-У нас была подходящая к работе формула? (Нет.)

-Формула с новыми величинами нам нужна? (Да.)

-Мы новую формулу будем открывать, или получим в готовом виде. (Открывать.)

- Какую формулу вы будете открывать?  Сформулируйте тему урока. (Формула работы.) 

- Какова же цель урока? (Узнать о новых величинах, вввести обозначения этих величин и установить взаимосвязь между ними т.е. построить формулу.)

- Мы хотим построить формулу, запланировать свои действия. Давайте вспомним алгоритм работы с формулами. ИД. Слайд 6.

1. Внимательно прочитать задачу.

2.Найти величины, имеющиеся в задаче.

3. Ввести обозначение величин.

4. Установить взаимосвязь между величинами.

5. Записать формулу.

- Что вам может помочь при достижении цели? (Учебник, учитель, известные формулы.)

 5. Реализация построенного проекта.

- Итак, прочитайте внимательно задачу. Найдите величины, имеющиеся в задаче.

ИД. Слайд 7.

- На какой вопрос мы должны найти ответ? (Какая бригада работала быстрее?)

-Как вы понимаете данный вопрос? (У какой бригады скорость работы была быстрее?)

- Скорость работы называют производительностью и обозначают буквой v.

-Вспомните в каких задачах мы встречались со скоростью? (В формуле пути.)

-Рассмотрим следующую величину.

«Посадили за 6 минут, посадили за 7 минут.» Это что за величины? (Время, время работы.)

-Где мы встречали эту величину? (Да, в задачах на нахождение пути, скорости, в формулах пути скорости, времени.)

- Какой буквой обозначали эту величину? (t)

-Первая бригада посадила 48 цветов, а  вторая -49 цветов. Что означают эти величины? (Количество посаженных цветов, выполненную работу, законченную работу…)

- Работа обозначается буквой А.

-И в задачах на движение, и в задачах на работу встречались какие общие (похожие) величины? (Скорость и время.)

- А что общего имеют пройденный путь и проделанная работа? (Выполненный объем пути и работы.)

-Ребята, давайте ещё раз повторим, какие величины имеются в задаче о работе? (Работа, время, производительность). 

-Сможете ли вы записать формулу, связывающую эти величины?

-А теперь работа в группах.

-Вспомните правила работы в группах.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Если не понял, переспроси.

3. Своё несогласие высказывай вежливо.

4. Один говорит, остальные слушают.

5. Работай на общий результат.

-Попробуйте в группах записать формулы работы, производительности и времени. Попробуйте объяснить, какая формула или какое правило натолкнули вас на такое решение?

Дети выполняют работу в группах.

- Какую величину находили? (Работу.)

- Что нужно сделать, чтобы найти работу? (Производительность работы умножили на время.) 

-На что опирались при записи данной формулы? (На знание формулы пути.) 

- А что такое производительность труда? (Количество цветов, которые посадили за 1 минуту.)

- По какому правилу можно получить формулу нахождения производительности труда? (По правилу нахождения неизвестного множителя.)

- Как найти производительность труда? (Чтобы найти производительность труда нужно работу разделить на время.) 

- Какую величину будем  находить сейчас? (Время.) 

- Как найти время работы? (Чтобы найти время нужно работу разделить на производительность труда.)

- Обоснуйте, как вы нашли эту  формулу? (Использовали правило неизвестного множителя.)

 -Какая цель стояла перед вами? (Найти формулу работы.)

- Справились вы с поставленной целью? (Да.)

- Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике.)

- Откройте учебник стр. 43 и сравните выведенные вами формулы с формулами в учебнике, прочтите формулировки. Найдите вывод, начинается со слов «Итак…»

Работа с учебником. Документ-камера. (Проецируются правила из учебника.)

- Как называется работа, выполненная за единицу времени. (Производительность труда.)

- Чему равна работа? Производительность? Время работы? ИД. Слайд 9.

- Где вы можем использовать полученное знание? (При решении задач.)

-Давайте вернемся к пробной задаче и исправим ошибки.

-Что известно в задаче? (Работа первой бригады и время первой бригады, работа второй бригады и время второй бригады.)

-Что необходимо найти? (Производительность первой бригады, производительность второй бригады и сравнить, производительность какой бригады выше.)

-Как находится производительность? (Производительность равна работе, делённой на время.)

v = A : t

1. 48 : 6 = 8 (цв./мин) – производительность первой бригады.

2. 49 : 7 = 7 (цв./мин) – производительность второй бригады.

3. Первая бригада работала быстрее.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- С затруднением справились, цель достигли, что теперь? (Мы будем тренироваться в использовании открытой формулы.)

- Откройте учебник стр. 44  1 (а, б, в). Документ-камера.

- Какое задание нужно выполнить? (Объяснить смысл предложений.)

а) Вася каждый час съедает 3 мороженых.

 б) Оля за 1 минуту лепит 2 штуки пельменей.

в) Денис за 1 день делает 4 табуретки. А сколько табуреток сделает Денис за 3 дня? 4· 3 = 12 (табуреток).  Какую величину находили? (Работу.) Какая формула подходит для решения данной задачи? (A=v•t)

- Дополните условие и поставьте вопрос к задаче.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Заполнение таблицы с.44 №4 с последующей самостоятельной проверкой. Самоанализ работ.)

A

v

t

60 дет.

4 дет./ч

?

?

9 л/мин

20мин.

450 шт.

?

15 с.

(Эталон для самопроверки.)

A

v

t

60 дет.

4 дет./ч

15ч

180 л

9 л/мин

20мин.

450 шт.

30шт/с

15 с.

- Удачный прием надо повторять до бесконечности!

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на работу.)

(Решение задач  дифференциованно, индивидуально по усмотрению учителя.)

Домашнее задание.  ИД. Слайд 10. Интернет –сайт. Татар-информ. Новости.

 6 с. 45 в учебнике, решите примеры, расшифруйте название цветка.

Составить задачу по статье из газеты «Республика Татарстан» об озеленении города Казани, на следующем уроке решим.

(Подключение к сети Интернет для демонстрации статьи, раздача желающим распечатки статьи.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

ИД. Слайд 11.

- По окончании любой деятельности нужно подвести … (Итог работы.)

- Какую цель вы поставили на уроке? (Построить формулу работы.)

- Что явилось итогом работы? (Формула работы.)

- Достигли вы цели? (Да.)

- Удалось ли вам участвовать в открытии формулы?

-В какой степени? Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха.

Те, кто понял формулу работы, поставьте ромашку на верхнюю ступеньку.

Если остались вопросы и нам ещё надо время, чтобы их осмыслить на ступеньку ниже, на сколько ниже, решайте сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания .Статья

"Реализация технологиидеятельностного методана уроках открытия нового знания" Статья...

Технология деятельностного метода на уроках математики в начальной школе

Выступление на городском семинаре "Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в урочное и внеурочное время" (2013 год)...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

             Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных  государственных  образователь...

Технология деятельностного метода на уроках математики

Презентация мастер – класса.Системно  -  деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное  место отводится активной и разнообразной деятельност...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения.

В данном выступлении содержится описание этапов урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Имеется сопровождение в виде презентации....