Технология деятельностного метода на уроке.
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Современность требует выпускника думающего, умеющего принимать решения, умеющего планировать свою работу и жизнь, контролировать свои действия. Формирование активного человека возможно, если целенаправленно работать в этом направлении. На каждом уроке, классном часе, внеклассном мероприятии, на родительском собрании.Предлагаю сценарий урока в 3 классе в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_deyatelnostnogo_metoda_na_uroke.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе. Тема урока. Формула работы.
Тип урока. ОНЗ («открытия» нового знания) в технологии деятельностного метода.
Автор: Габидуллина Айзиряк Мунировна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №125»
Основные цели урока:
1) cформировать представление о величине «производительность»;
2)выявить зависимость между величинами: объемом выполненной работы (А), производительностью (v) и временем (t), формировать умение строить формулы;
3) формировать умение находить по формуле работы производительность (v) и время работы (t);
4)формировать умение использовать формулу работы для решения задач, тренировать вычислительные навыки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Оборудование:
1) ИД SMART Notebook программой 10.7 LAT 2
2) Документ – камера SMART
3) Подключение к сети Интернет
4) Музыкальные колонки.
Раздаточный материал:
1) индивидуальные карточки с задачами
2) индивидуальная доска, или лист А-4, маркеры для доски (по числу учеников)
3) таблицы для групповой работы (3 шт.)
4) индивидуальные карточки для самостоятельной работы
5)распечатки со статьей для домашней работы.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности:
Много формул есть на свете.
Со многими знакомы дети скорость и длина пути,
Можем мы объём найти.
Только вот вопрос возник-
Как измерит ученик труд, усердие, работу?
Кто из вас быстрей работал?
-Ребята!
Была бы охота, заладится всякая работа.
-Чему посвятим сегодня урок математики? (Формулам).
-Была бы охота- заладится всякая работа.
Как вы понимаете значение данного высказывания? (Если работать с душой, с желанием, то получится всякая работа).
-Ребята, я вам предлагаю заниматься не всякой работой, а работать целенаправленно. Пожелайте друг другу удачу.
Желаю вам успешной работы на уроке!
- С чего вы должны начать работу? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1. Повторение известных формул.
-Что такое формула? (Формулой называют верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами. Правило, записанное на математическом языке. )
-Предлагаю вспомнить правила. Ответьте на вопросы. ИД. Слайд 2.
-Как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны? (Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)
-Как найти стоимость товара,если известны цена и количество? (Стоимость товара равна цене, умноженной на количество товара.)
-Как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения? (Пройденный путь-это произведение скорости на время движения.)
-А теперь попробуйте записать правило в виде формулы. ИД. Слайд 3.
-Расстояние равно скорости, умноженной на время. (s=v•t)
-Скорость равна расстоянию, делённому на время. (v=s:t)
-Время движения равно расстоянию, делённому на скорость. (t=s:v)
Сверяйте свои ответы с записью на доске.
-Эти формулы связаны между собой? (Да, одинаковые величины, взаимообратные операции, они взаимосвязаны.)
-Как называется первая формула? (Формула пути.)
-Обратите внимание на знаки действия. Чем отличается первая формула от следующих двух? (Первая формула на умножение, а следующие две – на деление.)
-По какому правилу выводились последние две формулы? (По правилу неизвестного множителя.)
-Как звучит правило неизвестного множителя? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.)
- Где вы используете знание формул? (При решении задачи.)
-Как вы думаете какое теперь задание я вам предложу? (Решить задачу.)
2. Решение задач. ИД. Слайд 4.
- Я буду читать задачу, а вы подберите формулу, решите задачу на листочках.
- Прочитайте первую задачу. Найдите и запишите подходящую формулу. Запишите решение.
Задача | Формула | Решение |
Пчела летит со скоростью 6 м/с. За какое время она долетит до улья, если находится на расстоянии 360 м от улья? | t=s:v | 360:6=60 (c) |
Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проедет за 3 часа? | s=v*t | 15•3=45 (км) |
Один всадник проскакал 70 км за 2 часа, а второй – 90 км за 3 часа. Какой из всадников скакал быстрее? | v=s:t | 70:2=35 км/ч -скор. 1всадника 90:3=30 км/ч –скор.2 всадника 35 км/ч больше, чем 30 км/ч, первый всадник скакал быстрее |
Первая бригада озеленителей сажает за 6 минут 48 цветов, а вторая бригада- за 7 минут -49 цветов. Какая бригада работает быстрее? | ? | ? |
(После решения трёх задач, перед пробным действием)
- Ребята, вы подбираете формулы для решения каждой задачи. Мы занимаемся повторением или открываем новое? (Занимаемся повторением.)
-Получается, вы выяснили, что вы знаете, что мы теперь должны выяснить? (Мы должны выяснить, что мы не знаем.)
-А для того, чтобы выяснить, что мы не знаем, какое задание вам предложено? (Пробное, задание с затруднением.)
- Работая с этим заданием, что вы узнаете? (Что нового будет сегодня на уроке, чего мы ещё не знаем, что мы сегодня будем открывать, …)
4) Пробное действие:
- А сейчас я вам предложу «Весеннюю» задачу.
На майские праздники озеленители решили украсить город.
Озеленители. Найдите корень слова. (зелень). Задача о работе озеленителей.
«Первая бригада озеленителей сажает за 6 минут 48 цветов, а вторая бригада- за 7 минут -49 цветов. Какая бригада работает быстрее?»
Подберите подходящую формулу и решите задачу.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Документ-камера.
- Что у нас получилось?
-У кого нет ответа?
- Кто не смог записать формулу? (Через документ-камеру проецируются разные варианты ответов.)
- Что нового в задании? Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти подходящую формулу, мы не смогли решить задачу…)
-Кто смог правильно решить задачу, какой формулой они пользовались при ответе на вопрос задачи?
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ, не можем указать формулу, которой пользовались при решении задачи.)
- С чем вы столкнулись?(С затруднением.)
- Слово «трудность» не должно существовать для творческого ума. Препятствия полезны для ума.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что будете делать? (Будем разбирать задачу.)
- Что вы должны были использовать при решении задачи? (Формулу).
- Где возникло затруднение? (При выборе формулы. Не смогли определить формулу, по которой решается данная задача.)
- Чем эта задача отличается от тех, которые вы решали в начале урока? (Раньше мы решали задачи с известными нам величинами: стороны и площадь, время, скорость и путь, стоимость, количество и цена, а в этой задаче не все величины нам знакомы, мы знаем только время.)
-Можно было использовать знакомые формулы? (Нет, в этих формулах другие величины.)
- Почему возникло затруднение? (Новые величины в задаче, нет формулы.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. ИД. Слайд 5.
- Как можно назвать процесс посадки цветов или производства другой продукции? (Процесс посадки цветов -это работа).
-Мы раньше решали задачи на работу? (Нет.)
-У нас была подходящая к работе формула? (Нет.)
-Формула с новыми величинами нам нужна? (Да.)
-Мы новую формулу будем открывать, или получим в готовом виде. (Открывать.)
- Какую формулу вы будете открывать? Сформулируйте тему урока. (Формула работы.)
- Какова же цель урока? (Узнать о новых величинах, вввести обозначения этих величин и установить взаимосвязь между ними т.е. построить формулу.)
- Мы хотим построить формулу, запланировать свои действия. Давайте вспомним алгоритм работы с формулами. ИД. Слайд 6.
1. Внимательно прочитать задачу.
2.Найти величины, имеющиеся в задаче.
3. Ввести обозначение величин.
4. Установить взаимосвязь между величинами.
5. Записать формулу.
- Что вам может помочь при достижении цели? (Учебник, учитель, известные формулы.)
5. Реализация построенного проекта.
- Итак, прочитайте внимательно задачу. Найдите величины, имеющиеся в задаче.
ИД. Слайд 7.
- На какой вопрос мы должны найти ответ? (Какая бригада работала быстрее?)
-Как вы понимаете данный вопрос? (У какой бригады скорость работы была быстрее?)
- Скорость работы называют производительностью и обозначают буквой v.
-Вспомните в каких задачах мы встречались со скоростью? (В формуле пути.)
-Рассмотрим следующую величину.
«Посадили за 6 минут, посадили за 7 минут.» Это что за величины? (Время, время работы.)
-Где мы встречали эту величину? (Да, в задачах на нахождение пути, скорости, в формулах пути скорости, времени.)
- Какой буквой обозначали эту величину? (t)
-Первая бригада посадила 48 цветов, а вторая -49 цветов. Что означают эти величины? (Количество посаженных цветов, выполненную работу, законченную работу…)
- Работа обозначается буквой А.
-И в задачах на движение, и в задачах на работу встречались какие общие (похожие) величины? (Скорость и время.)
- А что общего имеют пройденный путь и проделанная работа? (Выполненный объем пути и работы.)
-Ребята, давайте ещё раз повторим, какие величины имеются в задаче о работе? (Работа, время, производительность).
-Сможете ли вы записать формулу, связывающую эти величины?
-А теперь работа в группах.
-Вспомните правила работы в группах.
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Своё несогласие высказывай вежливо.
4. Один говорит, остальные слушают.
5. Работай на общий результат.
-Попробуйте в группах записать формулы работы, производительности и времени. Попробуйте объяснить, какая формула или какое правило натолкнули вас на такое решение?
Дети выполняют работу в группах.
- Какую величину находили? (Работу.)
- Что нужно сделать, чтобы найти работу? (Производительность работы умножили на время.)
-На что опирались при записи данной формулы? (На знание формулы пути.)
- А что такое производительность труда? (Количество цветов, которые посадили за 1 минуту.)
- По какому правилу можно получить формулу нахождения производительности труда? (По правилу нахождения неизвестного множителя.)
- Как найти производительность труда? (Чтобы найти производительность труда нужно работу разделить на время.)
- Какую величину будем находить сейчас? (Время.)
- Как найти время работы? (Чтобы найти время нужно работу разделить на производительность труда.)
- Обоснуйте, как вы нашли эту формулу? (Использовали правило неизвестного множителя.)
-Какая цель стояла перед вами? (Найти формулу работы.)
- Справились вы с поставленной целью? (Да.)
- Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебник стр. 43 и сравните выведенные вами формулы с формулами в учебнике, прочтите формулировки. Найдите вывод, начинается со слов «Итак…»
Работа с учебником. Документ-камера. (Проецируются правила из учебника.)
- Как называется работа, выполненная за единицу времени. (Производительность труда.)
- Чему равна работа? Производительность? Время работы? ИД. Слайд 9.
- Где вы можем использовать полученное знание? (При решении задач.)
-Давайте вернемся к пробной задаче и исправим ошибки.
-Что известно в задаче? (Работа первой бригады и время первой бригады, работа второй бригады и время второй бригады.)
-Что необходимо найти? (Производительность первой бригады, производительность второй бригады и сравнить, производительность какой бригады выше.)
-Как находится производительность? (Производительность равна работе, делённой на время.)
v = A : t
1. 48 : 6 = 8 (цв./мин) – производительность первой бригады.
2. 49 : 7 = 7 (цв./мин) – производительность второй бригады.
3. Первая бригада работала быстрее.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- С затруднением справились, цель достигли, что теперь? (Мы будем тренироваться в использовании открытой формулы.)
- Откройте учебник стр. 44 № 1 (а, б, в). Документ-камера.
- Какое задание нужно выполнить? (Объяснить смысл предложений.)
а) Вася каждый час съедает 3 мороженых.
б) Оля за 1 минуту лепит 2 штуки пельменей.
в) Денис за 1 день делает 4 табуретки. А сколько табуреток сделает Денис за 3 дня? 4· 3 = 12 (табуреток). Какую величину находили? (Работу.) Какая формула подходит для решения данной задачи? (A=v•t)
- Дополните условие и поставьте вопрос к задаче.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Заполнение таблицы с.44 №4 с последующей самостоятельной проверкой. Самоанализ работ.)
A | v | t |
60 дет. | 4 дет./ч | ? |
? | 9 л/мин | 20мин. |
450 шт. | ? | 15 с. |
(Эталон для самопроверки.)
A | v | t |
60 дет. | 4 дет./ч | 15ч |
180 л | 9 л/мин | 20мин. |
450 шт. | 30шт/с | 15 с. |
- Удачный прием надо повторять до бесконечности!
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на работу.)
(Решение задач дифференциованно, индивидуально по усмотрению учителя.)
Домашнее задание. ИД. Слайд 10. Интернет –сайт. Татар-информ. Новости.
№ 6 с. 45 в учебнике, решите примеры, расшифруйте название цветка.
Составить задачу по статье из газеты «Республика Татарстан» об озеленении города Казани, на следующем уроке решим.
(Подключение к сети Интернет для демонстрации статьи, раздача желающим распечатки статьи.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
ИД. Слайд 11.
- По окончании любой деятельности нужно подвести … (Итог работы.)
- Какую цель вы поставили на уроке? (Построить формулу работы.)
- Что явилось итогом работы? (Формула работы.)
- Достигли вы цели? (Да.)
- Удалось ли вам участвовать в открытии формулы?
-В какой степени? Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха.
Те, кто понял формулу работы, поставьте ромашку на верхнюю ступеньку.
Если остались вопросы и нам ещё надо время, чтобы их осмыслить на ступеньку ниже, на сколько ниже, решайте сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
Содержит разного рода материал...
Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания .Статья
"Реализация технологиидеятельностного методана уроках открытия нового знания" Статья...
Технология деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
Выступление на городском семинаре "Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в урочное и внеурочное время" (2013 год)...
Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образователь...
Технология деятельностного метода на уроках математики
Презентация мастер – класса.Системно - деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разнообразной деятельност...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения.
В данном выступлении содержится описание этапов урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Имеется сопровождение в виде презентации....