Технология деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
статья на тему
Выступление на городском семинаре "Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в урочное и внеурочное время" (2013 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.doc | 33.5 КБ |
tehnologiya_prezentaciya.pptx | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода
на уроках математики
Всем известно, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный метод. Наш педагогический коллектив с 1998 года работает по дидактической системе Л.Г. Петерсон в основе, которой лежит технология деятельностного метода. И то, что сейчас является основой ФГОС знакомо и реализуется как системно-деятельностный метод.
Если сравнить традиционный урок и урок по технологии деятельностного метода, то получится следующая картина.
Представьте деятельность учащегося на уроке в виде круга. В традиционном уроке первый шаг-это мотивация к учебной деятельности (самоопределение). Далее идет:
- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- знакомство с новым материалом
- закрепление с проговариванием во внешней речи
- самостоятельная работа и самопроверка по эталону
- включение в систему знаний и повторение
- рефлексия учебной деятельности
В уроке по технологии деятельностного метода добавляются два шага. После актуализации знаний учащиеся выявляют место и причину затруднений, строят проект и находят выход из затруднения. Возвращаемся на этап актуализации знаний, на котором реализуется проект и выход из затруднения. Далее этапы урока совпадают с традиционным уроком:
- закрепление знаний
- самостоятельная работа
- включение в систему знаний, повторение
- рефлексия
Таким образом, круг деятельности учащихся расширяется.
Остановимся на трех основных этапах урока, которые коренным образом меняют деятельность ученика. Предлагаю побывать вам в роли учеников четвертого класса и поработать на уроке математике по теме «Проценты». Посмотрим, как работается по технологии деятельностного метода и в чем его эффективность глазами ученика. У вас на столе лежат экраны, которые вы будете использовать в работе.
Фрагмент урока в четвертом по математике по теме «Проценты»
- Найдите 1/3 числа 120
1/2 числа 110
1/4 числа 28
Как узнали? Как найти долю от числа?
Что интересного заметили?
Установите зависимость и продолжите ряд на два числа.
На какие группы можно разбить данные числа?
Какое число « лишнее»? Почему?
- Прочитайте задачи. Запишите ответы (Помните, что вы ученики четвертого класса).
Какую задачу было легко решать? Почему?
В чем неудобство во второй задаче?
Почему не решили третью задачу?
Вы заметили закономерность, на которую обратили внимание индийские ученые еще в пятом веке: удобно работать именно с сотыми долями. Поэтому их стали часто использовать для решения задач и называть процентами. Сокращенно стали записывать три буквы: це, тэ, о. Вам ничего не напоминает этот значок? В дальнейшем запись превратилась в знак % и 1/100 стали записывать 1%.
Проценты очень широко используются и в наши дни. Вы не раз слышали это слово по радио и телевидению. Приведите примеры.
Как вы думаете, надо уметь решать задачи с процентами?
Поставьте перед собой цель.
Как бы вы назвали тему нашего урока?
Что обозначает 1 % от числа?
3. Вернемся к задачам, которые решали в начале урока?
Что заметили?
Это одна и та же задача. Какой вариант предлагаете для решения третьей
задачи? Почему?
Как же найти 1 % от числа?
Давайте видоизменим наш опорный конспект нахождения доли числа на опорный конспект нахождения 1 %
Как обозначим целое число?
Что запишем вместо 1/100
Выход из затруднения найден и теперь учащиеся закрепляют знания, выполняют самостоятельную работу, повторяют изученный материал, рефлексируют сою учебную деятельность. Таким образом, мы видим, как активно участвуют в деятельности учащиеся в отличие от традиционного урока, где учитель показывает, что обозначает запись % и предлагает запомнить ее.
Посмотрим какие УУД на рассмотренных этапах урока. На этапе актуализации дети устанавливали зависимость, обобщали знания. Это и есть познавательные УУД. Затруднение, которое возникло в результате решения, вызвало учебно-познавательный интерес. Это личностные УУД. Учащиеся ставили цель, согласовывали с темой урока, выбирали способ решения. При этом им надо было приложить волевые усилия, чтобы преодолеть проблему. Это регулятивные УУД. В процессе работы использовались схемы и знаки -познавательные УУД. На трех этапах ученики учились слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, формировали и аргументировали свое мнение. Это коммуникативные УУД
Технология деятельностного метода обучения помогает учителю на каждом уроке включить обучающегося в активную учебную деятельность. Благодаря этому на уроке они выполняют весь спектр универсальных учебных действий, обозначенных ФГОС, что обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний.
Работать по ТДМ трудно, но это того стоит. Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 9 2 5 6 7 4 3 8 3 4 5 6 7
1 9 2 5 6 7 4 3 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"
Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе...
Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе.
Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления необходимо создавать внешние и внутренние условия, которые обеспечивают высокую эмоциональную включенность через сознание и пониман...
Технология деятельностного метода на уроках математики
Презентация мастер – класса.Системно - деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разнообразной деятельност...
Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе...
Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...