Технология деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
статья на тему

Янчина Ирина Анатольевна

Выступление на городском семинаре "Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в урочное и внеурочное время" (2013 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.doc33.5 КБ
Файл tehnologiya_prezentaciya.pptx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

                      Технология деятельностного метода

                                  на уроках математики

        Всем известно, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный метод. Наш педагогический коллектив с 1998 года работает по дидактической системе Л.Г. Петерсон в основе, которой лежит технология деятельностного метода. И то, что сейчас является основой ФГОС знакомо и реализуется как системно-деятельностный метод.

         Если сравнить традиционный урок и урок по технологии деятельностного метода, то получится следующая картина.

         Представьте деятельность учащегося на уроке в виде круга. В традиционном уроке первый шаг-это мотивация к учебной деятельности (самоопределение). Далее идет:

- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- знакомство с новым материалом

- закрепление с проговариванием во внешней речи

- самостоятельная работа и самопроверка по эталону

- включение в систему знаний и повторение

- рефлексия учебной деятельности

      В уроке по технологии деятельностного метода добавляются два шага. После актуализации знаний учащиеся выявляют место и причину затруднений, строят проект и находят выход из затруднения. Возвращаемся на этап актуализации знаний, на котором реализуется проект и выход из затруднения. Далее этапы урока совпадают с традиционным уроком:

- закрепление знаний

- самостоятельная работа

- включение в систему знаний, повторение

- рефлексия

Таким образом, круг деятельности учащихся расширяется.

      Остановимся на трех основных  этапах урока, которые коренным образом меняют деятельность ученика. Предлагаю побывать вам в роли учеников четвертого класса и поработать на уроке математике по теме «Проценты». Посмотрим, как работается по технологии деятельностного метода и в чем его эффективность глазами ученика. У вас на столе лежат экраны, которые вы будете использовать в работе.

               Фрагмент урока  в четвертом по математике по теме «Проценты»

  1. Найдите 1/3 числа 120

                      1/2 числа 110

                      1/4 числа  28

      Как узнали? Как найти долю от числа?

      Что интересного заметили?

      Установите зависимость и продолжите ряд на два числа.

      На какие группы можно разбить данные числа?

      Какое число « лишнее»? Почему?

  1. Прочитайте задачи. Запишите ответы (Помните, что вы ученики четвертого класса).

Какую задачу было легко решать? Почему?

В чем неудобство во второй задаче?

Почему не решили третью задачу?

Вы заметили закономерность, на которую обратили внимание индийские ученые еще в пятом веке: удобно работать именно с сотыми долями. Поэтому их стали часто использовать для решения задач и называть процентами. Сокращенно стали записывать три буквы: це, тэ, о. Вам ничего не напоминает этот значок? В дальнейшем запись превратилась в знак % и 1/100 стали записывать 1%.

Проценты очень широко используются и в наши дни. Вы не раз слышали это    слово по радио и телевидению. Приведите примеры.

Как вы думаете, надо уметь решать задачи с процентами?

Поставьте перед собой цель.

Как бы вы назвали тему нашего урока?

      Что  обозначает 1 % от числа?

 3.  Вернемся к задачам, которые решали в начале урока?

      Что заметили?

      Это одна и та же задача. Какой вариант предлагаете для решения третьей                

       задачи? Почему?

      Как же найти 1 % от числа?

      Давайте видоизменим наш опорный конспект нахождения доли числа на         опорный конспект нахождения 1 %

     Как обозначим целое число?

     Что  запишем вместо 1/100

Выход из затруднения найден и теперь учащиеся закрепляют знания, выполняют самостоятельную работу, повторяют изученный материал, рефлексируют  сою учебную деятельность. Таким образом, мы видим, как активно участвуют в деятельности учащиеся в отличие от традиционного урока, где учитель показывает, что обозначает запись % и предлагает запомнить ее.

     Посмотрим какие УУД на рассмотренных этапах урока. На этапе актуализации дети устанавливали зависимость, обобщали знания. Это и есть познавательные УУД. Затруднение, которое возникло в результате решения, вызвало учебно-познавательный интерес. Это личностные УУД. Учащиеся ставили цель, согласовывали с темой урока, выбирали способ решения. При этом им надо было приложить волевые усилия, чтобы преодолеть проблему. Это регулятивные УУД. В процессе работы использовались схемы и знаки -познавательные УУД. На трех этапах ученики учились слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, формировали и аргументировали свое мнение. Это коммуникативные УУД

    Технология деятельностного метода обучения помогает учителю на каждом уроке включить обучающегося в активную учебную деятельность. Благодаря этому на уроке они выполняют весь спектр универсальных учебных действий, обозначенных ФГОС, что обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний.

Работать по ТДМ трудно, но это того стоит. Чем труднее учителю, тем легче ученику.

 

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология деятельностного метода

Слайд 2

1 9 2 5 6 7 4 3 8 3 4 5 6 7

Слайд 3

1 9 2 5 6 7 4 3 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"

Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе...

Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе.

Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления необходимо создавать внешние и внутренние условия, которые обеспечивают высокую эмоциональную включенность через сознание и пониман...

Технология деятельностного метода на уроках математики

Презентация мастер – класса.Системно  -  деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное  место отводится активной и разнообразной деятельност...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе...

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...