Памятка учителю, обобщающему свой педагогический опыт
методическая разработка по теме

Азарова Ольга Николаевна

Основы обобщения педагогического опыта (принципы, направление, источники, продуктивность, организация самообразования).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_uchitelyu_obobshchayushchemu_opyt_raboty.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение.
  2. Мотивы, побуждающие к самообразованию.
  3. Основные принципы самообразования.
  4. Основные направления самообразования.
  5. Источники самообразования.
  6. Составляющие процесса самообразования.
  7. Продуктивность самообразования.
  8. Результаты самообразования.
  9. Организация процесса самообразования.
  10. Структура папки по самообразованию.
  11. Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы).
  12. Обобщение педагогического опыта.
  1. Что такое педагогический опыт?
  2. Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта.
  3. Представление педагогического опыта.
  4. Требования к педагогам, обобщающим свой опыт.
  5. Памятка учителю, обобщающему опыт работы.
  1. Рекомендуемая литература.
  2. Приложения.

Приложение 1.Оформление титульного листа (образец).

Приложение2.Технологический план-график самообразования (образец).

Приложение 3. Примерные темы для самообразования.

Введение

      Учитель – это человек, который учится всю    

 жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

В. М. Лизинский

      Качество обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без постоянного самообразования учителя. Самообразование как процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности является потребностью творческого и ответственного человека любой профессии, тем более педагога. Учитель должен учиться постоянно, потому что перед ним в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которыхучитель 21 века - это:

 - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

      - тот, кто умеет отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

      - тот, ктоспособенорганизовать рефлексивную деятельность;

      - тот, кто обладает высокой степенью профессиональной компетенции.

     Самообразование – это непрерывная целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных достижений педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

     Способность к самообразованию учитель не получает вместе с дипломом вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого педагога, но не в меньшей степени она вырабатывается в процессе работы с источниками информации, путем самоанализа, мониторинга своей деятельности, анализа опыта коллег.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

      - Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

      - Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

      - Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

      - Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

      - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы самообразования:

  • непрерывность;
  • систематичность;
  • последовательность.
  • целенаправленность;
  • настойчивость;
  • результативность;
  • интегративность;
  • единство общей и профессиональной культуры;
  • взаимосвязь и преемственность;
  • доступность;
  • опережающий характер;
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей;
  • вариативность и др.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби.

Источники самообразования

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Источники получения знаний:      

  • телевидение;
  • газеты, журналы;    
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер - классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

     Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования учителя

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования:

  • систематический просмотр определённых телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результаты самообразования

      В личном плане самообразования учителя обязательно сообщается список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты самообразования отслеживаются педагогом на каждом этапе работы.

     Самообразовательная деятельность должна привести к следующим результатам:

      - приобретение теоретических знаний;

      - повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

      - разработанные или изданные методические пособия, аналитические  статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

      - разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

      - доклады, выступления на МО, семинарах, форумах и т.д.;

      - разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

      - создание учебных комплектов;

      - выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

      - разработка и проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

      - создание педагогических разработок;

      - обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования

      Самообразование педагога будет продуктивным, если:      

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Организация процесса самообразования

     Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

     1-й этап – установочный. Он предусматривает:

  • создание определённого настроя на самостоятельную работу;
  •  выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы;
  • формулирование личной индивидуальной темы;
  •  осмысление последовательности своих действий, т.е. составление личного плана работы по самообразовательной теме.

2-й этап – подготовительный.  На данном этапе осуществляется:

  • теоретическое исследование проблемы путём изучения психолого-педагогической и методической литературы;
  • создание тезисной картотеки изученной литературы;
  • выступление на заседаниях МО, педсоветах по выбранной проблеме образования;
  • отчёт по теме самообразования.

3-й этап – практический.В ходе этого этапа происходит:

  • накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;
  • апробирование новых методов работы, постановка экспериментов;
  • краткое описание полученных результатов;
  • отчёт по теме самообразования.

4-й этап - заключительный.Он предусматривает:

  • анализ и оценку результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и рекомендаций для коллег;
  • литературное оформление материалов работы по самообразованию(брошюра, аналитическая статья, обобщение опыта работы и т.д.);
  • отчёт о полученных результатах перед коллегами (открытый урок, творческий отчёт, семинар-практикум, мастер-класс и др.)

Структура папки по самообразованию

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Пояснительная записка.
  4. Технологический план-график самообразования.
  5. Оценка эффективности самообразовательной работы.
  6. Механизм презентации достигнутых результатов.
  7. Список использованных источников (литература, ресурсы интернета и др.).
  8. Приложения.

Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы)

  1. Оформление титульного листа (в верхней части страницы указывается учреждение образования; по центру – тема самообразования; ниже справа – ФИО и должность занимающегося самообразованием; в нижней части по центру – место и год выполнения работы).
  2. Название темы должно исходить из профессиональной проблемы учителя. Её формулировка должна быть короткой, ёмкой, отражающей содержание предстоящей самообразовательной деятельности. Например: «Технология обучения школьников культуре речевого общения»
  3. Пояснительная записка:

-тема самообразования;

- обоснование выбора темы (проблемы), уровень её решённости на момент создания программы, актуальность её решения, новизна работы для самообразующегося и для всего образования;

- цель;

- задачи;

- теоретический базис;

- ценностный блок;

- принципы работы по самообразованию;

- тезаурус (словарь основных понятий по теме самообразования).

  1. Цель: в глобальном масштабе

          в общепедагогическом плане

          в дидактическом плане.

Например: 1. Создать условия для адаптации учащихся к постоянно изменяющимся требованиям общественного развития (глобальная).

 2. Приобщить учащихся к культурным ценностям (общепедагогическая).

    3. Создать условия для   развития творческих способностей учащихся (общепедагогическая).

                       4. Овладеть умениями для решения проблемы … (дидактическая).

                       5. Повысить эффективность учебного процесса за счёт … (дидактическая).

  1. Задачи: (должны ответить на вопрос «Как достичь цели?»)
  • познавательные задачи;
  • развивающие задачи;
  • мотивационные задачи;
  • социально-педагогические задачи;
  • обучающие задачи;
  • эстетические задачи;
  • оздоровительные задачи.

Ключевые слова для формулировки задачи (оказать, отработать, освоить, организовать, создать, внедрить  и т. д.)

  1. Теоретический базис программы  представляет собой указание изученных трудов и их основных положений, т.е. создание тезисной картотеки изученной литературы.
  2. Ценностный блоксодержит информацию о том, что было для самообразующегося важным, и прогнозируемые результаты.
  3. Технологический план-график самообразования

Этапы

Шаги

Время

Содержание

Механизм реализации

Результат

формы

методы

продукты деятельности

Механизм реализации (как освоить содержание:  методы и формы)

  1. Механизм презентации достигнутых результатов: выступления на заседаниях МО, форумах, семинарах, педсоветах, сообщения, доклады, участие в конукрсах, открытые мероприятия, собеседования и др.
  2. Приложения
  1. Аналитическая статья (доклад), написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников.
  2. Практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки и др.)

Обобщение педагогического опыта

Что такое педагогический опыт?

Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования.

Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников или воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Общепринято передовым педагогическим опытом (ППО) считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Необходимо учитывать следующие признаки ППО: более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач. Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности — процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т.д. Необходимо различать ППО по широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей, весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом. На разном уровне находится ППО и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педагогическую практику. Это само по себе уже ценно, так как происходит адаптация ППО, присвоение его идеологии педагогом. Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педагогический коллектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т.е. практически осуществляют экспериментальную исследовательскую работу. Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования ППО является одним из доказательств его надежности и эффективности. Источником педагогического опыта выступает известная повторяемость (регулярность, цикличность) педагогической практики.

Для характеристики педагогов — носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации. Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическими исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.

Педагогический опыт— это уже свершившаяся, как бы «остановленная», педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. При анализе педагогического опыта необходимо понять, почему педагог действует именно так, а не иначе.

Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта:

1.Выбор темы для обобщения собственного опыта.Осуществление дифференцированного подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки определенной части своего опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2.Ознакомление с литературой по избранной теме.Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с опытом других учителей по данной проблеме, отраженным в литературе.

 3.  Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.

4.   Сбор и обработка материала.Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е.  включение в работу элементов экспериментального характера.

5.Анализ и обобщение материала, накопленного по теме.Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.

6. Соответствующее литературное оформление.Работа над докладом или статьей включает:освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель решилобобщать свой опыт; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся опытом.

Требования к педагогам, обобщающим свой опыт

  1. Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежныхдисциплин.
  2. Знание современных методикпреподавания; владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; умениекорректировать и адаптироватьбазовые программы и методики;умение разрабатывать авторскиеобразовательные программы.
  3. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника,использование в работе различныхформ психолого-педагогическойдиагностики.
  4. Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода.
  5. Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе;понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).
  6. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся,которое включает в себя созданиеусловий, способствующих формированию положительной мотивацииучения; умение интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.
  7. Обеспечение высоких учебныхрезультатов (учащиеся показываютхорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов; демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; учащиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).
  8.  Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).

Памятка учителю, обобщающему свой опыт

  1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
  3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.
  4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.),сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
  7. Набросайте краткий план темы(3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
  1. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
  2. Главный критерий хорошего опыта— результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

          10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.

  1. При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.
  2. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).
  3. Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.
  4.  Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.

Рекомендуемая литература

Приложение 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИДСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Средняя  школа №4 г. Лиды»

«Внеурочная работа с одарёнными учащимися по русскому языку и литературе»

Тема по самообразованию

Винчо Алины Михайловны,

учителя русского языка и литературы.

Адрес учреждения образования:

231300 г. Лида, ул. Мицкевича, 22а,

тел. 52-46-92, 52-75-79

г. Лида

2012


Приложение 2

Технологический план-график самообразования по теме «Внеурочная работа с одарёнными учащимися по русскому языку и литературе»

Этапы

Шаги

Время

Содержание

Механизм

реализации

Ресурсы

Результаты

(продукция)

Формы

Методы

IПодготови-тельный

Теоретическое исследование проблемы, изучение специальной литературы

Постоянно

Отбор необходимой литературы, ознакомление с основными теоретическими положениями, обобщение полученных теоретических знаний.

Работа в интернете, библиотеке, переработка полученной информации, консультация у методиста, преподавателей высшей категории.

Классификация, анализ, систематизация, обобщение.

Методическая и психолого-педагогическая литература, интернет, научно-методический журнал «Русский язык и литература».

Список литературы по проблеме, приобретение теоретических знаний, создание тезисной картотеки изученной литературы.

Отчёт о проделанной работе на данном этапе.

II Практический

Апробация новых  методов и приёмов работы с одаренными детьми во время факультативных занятий, занятий в микрошколах, подбор дидактического материала.

2011-2013 учебные годы

Соединение теоретических знаний и практических: отбор форм, методов и приёмов  работы с одаренными учащимися, применение их на практике. Решение упражнений, тестов и др. заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

Переработка информации, самостоятельная работа, консультации и обмен опытом с заинтересованными  в этом вопросе педагогами и методистами.

Анализ и синтез. Практическое применение.

Наработанные материалы, мероприятия по обмену опытом.

Расширение круга знаний по проблеме, накопление дидактического материала для работы с одаренными детьми вне урока, создание индивидуальных программ работы с одаренными учащимися, разработка и проведение открытых занятий микрошколы.

IIIЗаключительный

Подведение итогов, обобщение наблюдений, оформление результатов, определение перспектив в работе.

2012-2013 учебный год

Диагностика эффективности проделанной работы

Открытые занятия микрошколы, факультативные занятия, презентация материалов.

Обмен опытом, анализ и обсуждение. Разъяснение.

Наработанные материалы, созданные индивидуальные программы работы с одарёнными учащимися, банк заданий для одаренных учащихся по разделам языкознания.

Выводы, обобщение опыта работы по самообразовательной теме.


Приложение 3

Примерные темы для самообразования

  1. Формирование творческой личности.
  2. Организация работы с одарёнными детьми.
  3. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
  4. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
  5. Технология индивидуальной работы с учащимися.
  6. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  7. Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся.
  8. Формирование физического воспитания школьников во внеурочное время.
  9. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
  10. Организация профориентационной работы в школе.
  11. Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащихся.
  12. Игра как важное воспитание школьников.
  13. Игровые моменты на уроках математики.
  14. Развитие культуры речи на уроках литературы.
  15. Развитие активности, самостоятельности, ответственности учащихся на основе деятельностного подхода к обучению.
  16. Развитие личности ребёнка, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
  17. Информационные технологии обучения школьников.
  18. Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием.
  19. Пути совершенствования работы по преемственности между первой и второй ступенями общего среднего образования.
  20. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся пятых классов.
  21. Изучение психологических особенностей младших школьников – важнейшее условие повышения эффективности обучения и воспитания.
  22. Эффективные средства развития критического мышления школьников.
  23. Проектная деятельность учащихся.
  24. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятельности.
  25. Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы учителя начальных классов.

В статье представлен опыт педагогической деятельности по теме "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках"....

Статья "Инновационный педагогический опыт" учителя начальных классов Намчыл-оол Ольги Бичелдеевна

Представлен инновационный педагогический опыт на тему: "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"...

Педагогический опыт учителя начальных классов Глазыриной Юлии Ивановны.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УчреждениеСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 ГОРОДА ТЮМЕНИ  Педагогический опытучителя нача...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВАЛЬКОВОЙ Е.В.

Применение развития критического мышления у школьников на уроках английского языка...

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....


 

Комментарии

Байрамгалина Земфира Ирековна

спасибо за подробную информация. обязательно воспользуюсь Вашими советами.