Учебно-методическое пособие для учителей и родителей "Ваш ребёнок".
учебно-методическое пособие по теме
Учебно-методичекое пособие включает серию презентаций, представленных в виде уроков на определённую тему. Содержание уроков вы найдёте в замечательной книге "Общаться с ребёнком. Как?" Ю.Б.Гиппенрейтер, которая адресована всем взрослым и особенно необходима родителям и учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие 1. Безусловное принятие. | 1.35 МБ |
Занятие 2. Помощь родителей. | 458.77 КБ |
Занятие 3. Давай вместе. | 170.92 КБ |
Занятие 4. А если не хочет. | 706.11 КБ |
Занятие 5. Как слушать ребёнка. | 512.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безусловное принятие. Воспитание – не дрессура. Потребность в принадлежности. Результаты непринятия. Трудности и их причины.
Отправная точка – безусловное принятие . Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Причина широко бытующего ошибочного отношения к детям кроется в твёрдой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Но воспитание ребёнка – это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы .
!!! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. !!! Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. !!! Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.
Четыре объятия совершенно необходимы каждому для простого выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И не только ребёнку, но и взрослому! Они питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребёнок их не получает, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
У детей своя э м о ц и о н а л ь н а я бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то у ребёнка может возникнуть ощущения, что его не любят и не принимают.
Выражать недовольство можно и нужно, НО… *** Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом . *** Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства , какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. *** Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим , иначе оно перерастёт в неприятие.
Золотое правило: Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основа отношений – безоценочное принятие. А если ребёнок делает «не то», не слушает, раздражает?
Но все они показывают, что им не по нраву такое обращение. Разные дети по-разному реагируют на родительское «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют.
Когда мы показываем и навязываем «простоту» ребёнку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо.
Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку. Во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребёнок увлечён делом. В-третьих, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения. Как же научить, если не указывать на ошибки?
Первый, самый очевидный – знание, которое он получит или умение, которое он освоит. Второй – тренировка общей способности учи- ться . Третий – эмоциональный след от занятия – удовлетворение или разочарование, уверен- ность или неуверенность в своих силах. Четвёртый – след на наших взаимоотноше-ниях с ним, если мы принимали участие в занятиях. Четыре результата учения:
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!» П РАВИЛО 1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если ребёнок * либо прямо просит о помощи, * либо жалуется, что у него «не получается», он «не знает как», * либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач – это сигнал о том, что ему необходимо помочь. Хорошо начать со слов « Давай вместе».
Правило 2. Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня он делал со взрослым, и именно благодаря тому, что это было со взрослым . Зона дел со взрослым – это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее...
Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
Сравним ситуацию с обучением езде на велосипеде:
Опасность первая – слишком рано переложить свою часть на ребёнка. Опасность вторая – слишком долгое и настойчивое участие взрослого.
Домашнее задание: 1. Выберите дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребёнка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию: если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите, когда можно ослабить ваше участие, но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребёнка. 2. Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребёнком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины непослушания: Ещё трудно. Отрицательные переживания.
Главное условие - дружелюбный тон общения. Вместе – значит на равных. Дети очень чувствительны к позиции «над».
Ребёнок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определённом этапе ему помочь некоторыми внешними средствами.
«По любви» или «за деньги». Платить или нет за оценки и помощь по дому?
Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Правило 3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
Правило 4. Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Ответы по способу активного слушания показывают, что мы понимаем внутреннюю ситуацию ребёнка и готовы её принять. Такое СО-ЧУВСТВИЕ производит на ребёнка совершенно особое впечатление. Своими советами или критическими замечаниями мы сообщаем ребёнку, что его переживания неважны, они не принимаются в расчёт.
Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Правила беседы по способу активного слушания:
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Фраза, оформ -ленная как вопрос, не отражает сочувствия.
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». В-четвёртых, в вашем ответе иногда полезно повторить, что , как вы поняли, случилось с ребёнком и лучше другими словами, а потом обозначить его чувство.
РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше. 3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Решение ситуаций: Ситуация и слова ребёнка Чувства ребёнка Ваш ответ «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишки выбили у меня портфель и из него всё высыпалось». ____________________________ Ребёнку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!» ____________________________ Старший сын маме: «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня не жалеешь». ____________________________ «Мам. Ты знаешь. Сегодня я первый написал и сдал контрольную!» Огорчение, обида. ______________ ______________ ______________ Ты очень расстроилась и было очень обидно. _____________________ _____________________ _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Учебно-методическое пособие "Всё о домашнем задании". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.
Данное пособие включает материал по выполнению домашних заданий учениками начальных классов. Содержит памятки, рекомендации по организации и выполнению домашних заданий. Рекомендовано для родителей ...
презентация учебно - методического комплекта "РИТМ" для учителя начальных классов
В УМК «РИТМ» учебный процесс идёт по принципу «От теории к практике», организован в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей, развивает самостоятельность и творческие способно...
Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
Программа разработана на основе ФГОС....
Учебно - методическое пособие. Способ взаимодействия в цепочке: ученик - родитель - учитель.
Один из вариантов взаимодействия в цепочке: "ученик - родитель - учитель" - проведение родительского собрания в форме интеллектуального марафона родителей и детей. Тема "Роль семьи и школы в формирова...
Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов "Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе...