Формирование личностных, метапредметных результатов.
учебно-методический материал по теме
ФГОС второго поколения предъявляет новые требования к педагогу. Данная тема очень актуальна. Познакомилась с трудами великих психологов и педагогов . Пришла вот к таким выводам, которые хочу изложить в данной работе. Может быть что-то я не уловила, не усвоила, жду откликов и размышлений на тему УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УУД | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных метапредметных результатов.
Содержание
- ФГОС
- Что такое метапредмет?
- Технологии и методики способствующие формированию метапредметныхрезультатов.
- Планируемые результаты.
- Система мониторинга отслеживания личностных, метапредметных и предметных результатов.
Формирование личностных метапредметных результатов.
(слайд 2)
Новые требования к результатам обучающихся, установленные федеральным государственным образовательным стандартом, вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.
При этом возникает вопрос: что такое метапредметность, метарезультаты, метазнания.
Мета знания – это знания о том как получить знания
Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.
Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).
Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями. Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события. Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
(слайд 3)
Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: самоопределение; смыслоообразование; морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование;прогнозирование; контроль;коррекция; оценка; саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:
общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
постановка и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
(слайд 4)
(слайд 5) | Александр Григорьевич Асмолов (психолог) | Юрий Вячеславович Громыко (психолог) | Андрей Викторович Хуторской (док.пед.наук |
Метапредметность принцип интеграции содержания образования. способ формирования мышления | УУД, ключевые компетенции, умение учиться | Это предметы отличные от предметов традиционных, но соединяют идею одновременно предметности и надпредметности Это определённый взгляд в соответствии с 2 позициями (табл.) | То, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления.Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение». |
Личностные УУД (слайд 7) | личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация. | Все УУД являются личностными. | |
Регулятивные | целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. | Метапредсметные (ууд) | |
Познавательные | общеучебные логические постановка и решение проблемы. | ||
Коммуникативные | Действия – налаживания общения с людьми для решения учебных задач | ||
предметные | |||
(слайд 8) Что значит УУД | активное и сознательное присвоение чужого опыта | первичность продукта ученика, вторичность культурного аналога | |
Эвристическая методика | |||
Принцип человекосообразности: изучение, познание, освоение | |||
Структура урока | 1. Образовательная напряженность. 2. Уточнение образовательного объекта 3. Конкретизация задания 4. Решение ситуации 5. Демонстрация образовательной продукции 6. Систематизация полученной продукции 7. Работа с культурно-историческими аналогами 8. Рефлексия | ||
(слайд 6) Традиционный подход | по Ю.В.Громыко Метапредметный подход | ||
Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. | . Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. | ||
Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. | Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. |
(слайд 9)
Особенности метапредметного занятия:
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
(слайд 10)
Структурные элементы метапредметного урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Этап проблематизации. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
(слайд 11)
Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
(слайд 12)
Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
(слайд 13) Выводы:
1.Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
2. Вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность, это яркий пример метапредметного подхода к обучению, так как здесь реализуются все этапы метапредметного подхода: актуализация, Целеполагание, проблематизация, осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль.Рефлексия. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для односельчан, для семьи, для школы или просто для себя, для одноклассника, для друга.. Метапредметный подход позволит школьнику осознанно подходить к образовательному процессу.
3. В наших школах учатся самые разные дети, кто-то лучше, кто-то слабее, но это на наш взгляд. Ведь в принципе, мы знаем, что не имеем морального права сравнивать одного ученика с другим, потому что природа сотворила каждого ребенка индивидом, он только один такой, а мы хотим их стандартизировать, да не удастся никогда этого сделать, да и не надо. Каждый одарен по своему. И мне кажется, что использование метапредмета в школе, как раз развивает его индивидуальность, его неповторимость, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы видим свою главную задачу.
(слайд 14)
(слайд 15)
Для этого возможно использование следующих
средств и форм обучения:
• Метапредметы
• Метапредметные программы
• Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
• Метапредметный урок
• Предметный урок + метапредметная тема
• Метапредметные задания
• Межпредметные проблемные ситуации
• Межпредметные, надпредметные проекты
(слайд 16)
слайд 17)
Механизмом развития метадеятельности
может стать система надпредметных,
межпредметных проектов, например:
• «Мой город»
• «Наш дом»
• «Периодичность в природе»
• «Сотовый телефон»
• «Кое-что о зеркалах»
• «Грамотный покупатель»
(18 – 19 слайды) Технологическая карта
Этап урока, задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познава тельная | Регуля тивная | Коммуни кативная | |||||
Осуществляемые УД | Какие сформированы способы деятельности т.е. результат | ||||||
Работа над содержанием текста | Читают дети | Внимание, концентрация | Получили цель –её выполняют | Громкая речь | |||
Обсуждение | Установка на анализ того что скажут эксперты | Доказывают точку зрения, сравнения, делать выводы | Удержание цели | Спор , общение инициация |
( слайд 20)
Личностные результаты не подлежат итоговой оценке.
Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Внутренней оценкой является оценка личностного прогресса ученика. Формой оценки личностных результатов является портфель достижения (Портфолио), способствующий формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Результаты оценивания и достижения хранятся в Портфолио ученика.
(слайд 21)
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с информацией». Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. совокупности способов действий, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий - т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Метапредметные диагностические работы (проводятся 1- 2 раза в год) и фиксируются в таблице
Оценка метапредметных результатов учащихся 4 класса
Ф.И.О. |
|
Регулятивные УУД: |
|
1.Самостоятельно формулирует задание. |
|
2.Выбирает для выполнения определённой |
|
задачи различные средства. |
|
3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов. |
|
4.Оценивает результаты собственной деятельности. |
|
5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками. |
|
6.Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её. |
|
7.Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради. |
|
8.Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями. |
|
9.Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями. |
|
Познавательные УДД: |
|
1.Ориентируется в учебниках. |
|
2.Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. |
|
3.Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников. |
|
4.Составляет сложный план текста. |
|
5.Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления. |
|
6.Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений. |
|
7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций. |
|
Коммуникативные УДД: |
|
1.Владеет диалоговой формой речи. |
|
2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное. |
|
3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. |
|
4.Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию. |
|
5.Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре. |
|
6.Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель. |
|
7.Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
|
8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач. |
|
Основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.
Литература:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.
http://www.youtube.com/watch?v=70z63d1DVMo
http://www.youtube.com/watch?v=MD7YN0XUoQM
канал «Просвещение» программа «Школа»
http://www.eidos.ru/
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
В систему оценки предметных результатов входят:
Опорные знания по предметам: русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, которые включают в себя: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, понятийный аппарат.
Предметные действия: использование знаково-символических средств,
моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения
Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием, т.е. способность использовать опорные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. К предметным действиям относятся также действия, присущие главным образом только конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе составленной из заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)
(слайд 20)
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся
Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
№/п | Вид КОД | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Стартовая работа | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний | Фиксируется учителем в диагностической карте класса. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. |
2. | Диагностическая работа | Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (
|
3. | Решение проектной задачи | Проводится 2-3 раза в год | Направлена на выявление уровня освоения универсальных учебных действий | Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл |
4. | Итоговая проверочная работа | Конец апреля-май | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) | Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. |
Используемые методы оценивания:
Субъективные – письменный и устный опрос, стандартизированные письменные работы и тесты, практические работы, проекты, портфолио, выставки, презентации.
Объективные – анкетирование, наблюдение, самоанализ и самооценка
Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....
Диагностическое сопровождение формирования личностных и метапредметных результатов в условиях внедрения ФГОС
Данный материал поможет учителям при оценке достижения планируемых результатов....
«Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Пояснительная записка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного во...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование результатов учащихся в условиях работы школы полного дня...
Планирование результатов обучения. Формирование личностных планируемых результатов при составлении поурочного плана.
Как организовать процесс достижения планируемых результатов? Какие педагогические технологии выступают наиболее эффективными средствами достижения планируемых результатов?...
Формирование основных метапредметных результатов: чтение и понимание текста (читательская грамотность) через проектно-исследовательскую деятельность.
В статье освещены особенности формирования читательской грамотности младших школьников через проект класса "Дневник читательских удивлений", исследовательскую работу с публицистическими текс...
ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.
ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...
Комментарии
формирование личностных ,метапредметных результатов
Спасибо за материал,актуальная и полезная информация.Желаю удачи.