Способы дифференциации учебного материала.
статья по теме
Учителей-практиков волнует вопрос: что надо сделать, чтобы за 40-45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать. И вторая проблема: как осуществить индивидуальный подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне слабоуспевающих учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diferentsirovannoe_obuchenie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителей-практиков волнует вопрос: что надо сделать, чтобы за 40-45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать. И вторая проблема: как осуществить индивидуальный подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне слабоуспевающих учащихся. Этому способствует дифференцированный подход. Дифференцировать материал и работу можно по разным признакам. Рассмотрю именно те, которые направлены на работу со слабоуспевающими учащимися.
Дифференциация содержания учебных заданий по уровню усвоения материала и уровню трудности.
Деление на группы осуществляется на основе достижения уровня обязательной подготовки. Каждый учащийся имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант: легкий, менее сложный, трудный.
Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, можно использовать индивидуальные карточки-задания, которые готовятся заранее в трех вариантах, для трех уровней.
Пример: математика, решение задач.
На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого 3 группа приступает к выполнению задания. Остальные с помощью учителя или анализируют способ решения или предложенный образец, или выполняют часть упражнения. Затем 2 группа начинает работать самостоятельно. А дети 1 группы, которые испытывают затруднения выполняют все задание под руководством учителя.
Этап проверки проводится фронтально. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они в любой момент могут вернуться к работе под руководством учителя.
Пример: русский язык.
На уроках русского языка использую с этой же целью карточки разного цвета: белые – задания обычного характера, цветные – задания с подсказкой.
Задание: 1) высокий уровень: Разбери слова по составу: прибрежный, лесной, река. Придумай свои слова, с аналогичным составом.
2) средний уровень: Разбери слова по составу: звездочка, маленький, походка.
3) низкий уровень: Разбери слова по составу: моряки, записка, горочка.
Используй подсказку: Корень – общая часть однокоренных слов.
Окончание – изменяемая часть слова ( кот – кота, котом, к
коту.)
Приставка – перед корнем, подбери однокоренные слова с
другой приставкой или без неё ( пересадка, посадка).
Суффикс – после корня.
Дифференциация по степени и характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. А помощь оказывается дозированная.
Помощь носит стимулирующий, направляющий и обучающий характер.
Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой.
Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без любой помощи.
Виды помощи на карточках:
- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения и оформления.
- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблиц единиц длины, массы и так далее.
- алгоритмы, памятки, план, инструкция.
- наглядные опоры, иллюстрации, модели (графическая схема, краткая запись задачи, таблица и другие)
- дополнительная конкретизация задания ( указание на какую-либо деталь, существенную для решения задачи)
- вспомогательные ( наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания.
- план решения задачи
- и другие.
Примеры дифференциации работы по характеру помощи учащимся.
Класс: 2.
Предмет: математика.
Задание: решить задачу.
Цель: Развивать навык решения задач, умение выделять лишние данные.
Дано: Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?
Карточка № 1 Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно, что нужно узнать. Реши задачу. | Карточка № 2 Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи. | Карточка № 3 В задаче есть лишние данные. Подумай, какое число не нужно для решения задачи. |
Карточка № 4 Подумай, верно ли составлена краткая запись: Привезли – 15 и 13 б. Съел - ? б. Осталось – 9 б. | Карточка № 5 Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину, и сколько он их съел? | Карточка № 6 Воспользуйся схемой и реши задачу: 1) +=(б.) – привезли. 2) -= (б.) – съел. |
В заключении подведу итог:
Дифференцированное обучение – это средство развития индивидуальности. А дифференцированные формы обучения создают условия для осуществления личностно-ориентированного подхода.
Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе, а следовательно и помогает справиться с трудностями в обучении и приводит к повышению уровня качества знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.
В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....
Открытый урок на тему: "Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе"
Тип урока: комбинированный.Вид урока: урок – игра.Цель: Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии на основе практических форм р...
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путем дифференцированного подхода учебного материала.
Избирательный подход к учебному материалу....
Методические рекомендации "Дифференциация учебного материала по ведущим модальностям"
Методическое обеспечение на уроке должно отвечать функциональным системам психики ребенка по критериям наглядности, доступности, интереса ребенка, потребности самоутвердиться и получить одобрени...
Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала
В этой статье автор рассказывает о содержании и видах занятий построения предмета, о способах профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала «Русский язык» по учеб...
Способы адаптации учебного материала для детей с РАС
В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...