Роль ритмики в эстетическом развитии детей.
статья по физкультуре (1 класс)

Пасечник Юлия Николаевна

Статья на тему "Роль ритмики в эстетическом развитии детей" - это попытка рассказать об актуальности программы ритмики в начальной школе (1 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ритмики в эстетическом развитии детей.

 «Ритм - это порядок в движении». 

Платон 

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Всем известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. И чтобы наша жизнь была более гармоничной, важно уметь правильно вписываться в эти ритмы.

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие четких нравственных ориентиров заставляют каждого задуматься над проблемой здоровья.

Многие считают, что чувство ритма связано только с физическими данными человека, что в жизни можно обойтись и без чувства ритма. Но, как показывают исследования, чувство ритма носит более глубокий характер.

Как правило, если оно не развито, человек, а особенно ребенок, испытывает трудности в работе, в учебе: возникают проблемы с режимом дня, ориентированием в пространстве, восприимчивостью речевых процессов.  Он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, успевает качественно выполнить домашнее задание, не может правильно распределить время. 

С древности движения, выполненные под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Таким образом ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относится:

— все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
— динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
— форма произведения и структура двигательной композиции. В связи с этим вытекают задачи:

— развивать музыкальность (чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки);
— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска-игра, упражнение), современный танец, различать музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т.д.;
— формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
— развивать творческие способности (придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений).

Источником движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец, сюжетно-образные движения.

Выделяют следующие разделы на занятии ритмикой:

1 раздел — общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения, направленные на развитие мышц рук, ног, спины, укрепление осанки, прыжки (имитационные упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве).
2 раздел — Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями.

3раздел — Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Вару-Вару», «Подарки», «Полька», «Большой круг» и т.д. А также этюды, танцы или творческие задания.

4 раздел – игры (сюжетные и несюжетные)

Урок ритмики формируется как комплексный.

Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это сочетание музыкальных звуков различной длительности. Ритм можно воспроизвести хлопками, ударами ноги, шагами. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии, который может характеризовать жанры музыки (вальс, полька).

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, припоты, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единство музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления. Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); подскоков (легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; бального — боковой галоп, шаг польки, вальсовые движения, элементы характерного современного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Все движения учитель должен показать детям, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить их к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную), изучают основные шаги, движения головы, рук, корпуса.

В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Урок ритмики должен приносить детям радость общения с музыкой, товарищами, учителем. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения. Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему «свой» ключик, чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений — вот к чему должен стремиться педагог на занятии ритмикой.

Танец и музыка - родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Эти два искусства близки нашим детям и молодежи, они призваны помогать личности расти и развиваться.

Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Весь процесс хореографической работы способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

Первоклассники обычно приходят на первый урок ритмики полные интереса и ожидания. Многие из них уже не раз встречались с музыкой - все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качество движения.

С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения - начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим.

Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию учащихся и внесет обновление в работу с детьми.

Пасечник Ю.Н.

Инструктор по физической культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения

Через стихи дети  учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...

Роль ДПИ в эстетическом воспитании детей

Декоративно-прикладное искусство  играет большую роль в эстетическом  воспитании младших школьников....

Методические рекомендации к диагностике эстетического развития детей

Методические  рекомендации  к диагностике эстетического развития детей....

Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Он...

Методическая разработка по диагностике "Эмоционально - эстетическое развитие детей".

Данная разработка помогает учителю определить эмоциональное развитие детей. Приведены таблицы с показателями эмоционально-эстетического развития детей и конспект урока по литературному чтению в 1 клас...

«Обучение искусству оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей младшего школьного возраста»

Если вы решили познакомить своих учеников с оригами, но сомневаетесь - прочтите эту короткую статью. Перед вами раскроются все привлекательные стороны данной области. Оригами можно сравнить с маленьки...