Проектная деятельность в начальной школе.
статья по теме

Хохлова Марина Владимировна

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и бучение, является метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota_khokhlovoy_m.v._mou_sosh_no6.docx163.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступление                                                                                          с.3
  2. Основная часть                                                                  
  1. Метод проектов как средство активизации  учебной                    с.6

деятельности учащихся.

              2. Типология проектов                                                                         с.7

               3.Этапы работы над проектом                                                           с.14

               4. Введение элементов исследовательской                                       с.20

                    деятельности в структуру  уроков начальной школы.

               5.   Особенности работы над методом проектов                              с.24

                        в начальной школе.

                6.Результативность метода проектов.                                               с.27

                 7. Банк проектов                                                                                 с.28

                 8.Факторы успешности опыта                                                          с.28

                 9.Что даёт работа над проектом ?                                                    с.29

                 10. Нужна ли проектно-исследовательская работа                          с.30

                           в начальной школе?

                11. Практическая часть                                                                       с.31

  1.  Заключение                                                                                          с.37
  2. Литература                                                                                            с.40

Когда детям предоставляется
возможность поделиться своими
знаниями с товарищами и учителем,
это окрыляет их, обогащает уроки
и создает атмосферу коллективной работы.

Л. В. Занков

    Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привле-кательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания уча-щихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

   Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефексивные и прочие формы и методы обучения.

    Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и бучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

       В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.

       Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

       Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Кто бы сказал нам, взрослым, образованным людям, в какой именно стране мы сейчас живём? В обществе “равных возможностей” или всеобщего падения духовности? И какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?

       Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

       Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?

       В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необ-ходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вно-сить предложения, отвечать за принятые решения.

        На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск.

       Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

       Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

          Метод проектов как средство активизации  

                     учебной деятельности учащихся.

   Интерес к методу проектов был у меня всегда, о нём я узнала, ещё учась в институте.

   Проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдение за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, я учила своих учеников наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это резуль-тат, продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое. Он был предло-жен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целее-направленную деятельность учеников с у чётом их личной заинтере-сованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

     В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А.Г.Автухов, П.П.Блонский, Б.В.Всесвятский, Ш.И.Ганелин, В.Ф.Натали, Б.Е.Райков, И.Ф.Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено.

   Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.

     Очень многие педагоги-исследователи в последние десятилетия интересуются методом проектов. Написано на эту тему огромное количество книг и статей. Далее мне бы хотелось остано-виться на статьях доктора педагогических наук Е.С.Полат. Это очень известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся. Она определяет метод проектов как «определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкрет-ного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

                                     Типология проектов

      Именно Е.С.Полат, на мой взгляд, дала наиболее проработанную типологию проектов в соответствии с их признаками:

     

   Остановлюсь на краткой характеристике каждого из приведённых выше типов:

  • Исследовательские

       Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную зна-чимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

  • Творческие

        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими уча-щимися схеме. Однако, прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты и др.

  • Ролево – игровые

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль, обусловленную характером и содер-жанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут «вырисовывать-ся» ближе к концу работы.

  • Практико – ориентированные

Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятель-ности участников проекта, которая в свою очередь, должна быть ориен-тирована на социальные интересы самих участников. Результатом ра-боты могут быть газета, документ, видеофильм,  звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д.

   Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно даже сценарий всей деятельности его участников, опреде-ляющий функции каждого, участие каждого  в обработке и оформлении информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полу-ченных результатов и возможных способов  применения их на практике.

  • Монопроекты

    Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам. Они требуют чёткой структуризации, лучше с поурочным планированием, с чётким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозна-чается и форма презентации.

  • Межпредметные проекты

    Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов , так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, ис-следования и т.д. такие проекты требуют чёткой координации работы всех учителей- предметников, хорошо проработанные формы проме-жуточного контроля и итоговой презентации.

  • С открытой координацией

      В таких проектах педагог непосредственно участвует в работе, ор-ганизуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участ-ников.

  • Со скрытой координацией

   Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчёты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика и помощника.

  • Внутренние или региональные

    В пределах классов одной школы, школ округа, города.

  • Международные

      Возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися различных стран и континентов представляют учителю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

      Специфика телекоммуникационных проектов заключается в том, что они всегда межпредметны. Решение любой проблемы по теме проекта всегда требует привлечения интегрированного знания. Работа в между-народных проектах требует хороших знаний не только в области иссле-дования конкретной проблемы, но определённой осведомлённости в об-ласти национальной культуры партнёра по проекту. Участие в телеком-муникационном проекте помогает ученику включиться в различные сре-ды: информационные, социальные, языковые; способствует формиро-ванию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, при-вивает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор уче-ника, помогает высказать своё отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зре-ния людей, живущих в других географических условиях, имеющих дру-гое вероисповедание и национальные традиции, быть может по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнёра по проекту.

     На мой взгляд, каждый из этих проектов может быть использован в любой школе, в любом классе, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

  • Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, ис-следовательского поиска для её решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне него.
  • Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
  • Использование исследовательских методов: определение проб-лемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение ги-потезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

   Использование метода проектов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

 При планировании работы над очередным проектом я стараюсь придер-живаться следующего плана (Таблица 1). Этот план разработала канди-дат педагогических наук, методист отдела начального образования РО ИПК и ПРО Е.Сухаревская. На мой взгляд, такое планирование наи-более полно помогает как учителю, так и учащимся в работе.

                         Этапы работы над проектом    

                                                                                                    Таблица 1.

Содержание работы на этапе

Деятельность уч-ся

Деят-ность учителя

                                           1 этап.   Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

  • Формирование первичного представления об изучаемом объекте;
  • Формирование интереса к данной теме;
  • Создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

                  2 этап.  Организация проектной деятельности.

                                    Актуализация знаний.

1.Выбор темы и целей продукта(через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.) 2.Определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели

Представление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика. Помощь в постановке целей.

                                              Плановые работы

1.Определение источника ин-формации.               2.Планирование сбора и анализа информации.          3.Планирование итогового про-дукта (формы представления результата)                      Продукт:  

  • Отчёт
  • Фильм,макет,сборник…
  • Конференция, сборник….

4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана дейст-вий (как можно это сделать?)       Определение основных методов:

  • Прочитать в книге
  • Понаблюдать
  • Посмотреть в компьютере
  • Задать вопросы ро-дителям, специалистам
  • Подумать самостоятельно
  • Посмотреть в книгах
  • Посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач.

Выдвижение идей, выска-зывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)

                                Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение про-межуточных задач. Основные формы работы :интервью, опро-сы, наблюдения, изучение лите-ратурных источников и т.п. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование ин-формации различными спо-собами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображе-ние символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, орга-низация и координи-рование отдельных этапов проекта.

                                               Результаты и выводы

Анализ информации. Формулиров-ка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

            3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах.

Отчёт, ответы на вопро-сы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от участников, так и от слушателей.

                  4 этап.    Оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источни-ков, потенциала продол-жения работы по выб-ранному направлению.

    Для направления деятельности учеников была разработана памятка             

                          Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .
  • Сделай выводы.                                             Image170 
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.     

       Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.

         Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. В дальнейшем не исключено и то, что дети могут сами предлагать темы проектов. Порой их так захваты-вает творческая работа над той или иной темой, что дети начинают са-мостоятельно ветвить проект, таким образом, появляются минипроекты. Так, например, работая в 3 классе над проектом «В мире животных», некоторые учащиеся самостоятельно стали искать и : нас кроме коллективного проекта получились ещё и индивидуальные.

  Определяя время работы над проектом, я учитываю его тему и то, как я решила работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трёх недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. Несмотря на политику «невмешательства» в выполнение проектов, я постоянно стараюсь интересоваться успехами и дости-жениями учеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что оно не знают, но хотят узнать. Таким образом, мы постоянно в классе обсуждаем работу над проектом. Учащиеся постоянно общаются друг с другом, учатся слушать и слышать товарищей, сравнивают, анали-зируют, сопоставляют. В процессе такого общения происходит со-циализация и индивидуализация личности, реализуются компоненты культурологического подхода: диалог и сотрудничество участников в достижении целей.

    Огромную роль в проекте играет сбор данных (Таблица 2), именно от этого зависит насыщенность проекта.

                                    МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ

                                                                                                   Таблица 2.

метод

разработ-ка

глубина

гибкость

измери-мость

время

эффект

прочее

Интервью

Простая (если нет подробных вопросов)

Значительная

Максимальная

Затруднена (анализ содержания)

Большое

Создаёт доверие. Может изменить взгляды

Возможна предвзятость

Групповые интервью

Простая

Значительная

Значительная

Затруднена

среднее

Способствует сплочению

Трудно удерживать фокус

Анкетирование

Сложная (длительная подготовка)

Меньшая (зависит от объёма и гибкости)

Меньшая

Лёгкая

Минимальное

В меньшей степени создаёт доверие. Может изменить взгляды

Охватывает больше людей. Более объективно

Наблюдения

Разная (зависит от степени систематичности)

Большая

Разная

Разная

Большое

Возможны проблемы, если наблюдатели назойливы

Видеозапись? Участвуют ли наблюдатели?

Мемуары и документы

Простая

Разная

Минимальная

Минимальная

Малое

Минимальный. Нулевой

Расхождение между мнениями и реальными данными

Планы на будущее (рисунки, скетчи, коллажи, фантазии)

Простая

Разная

Максимальная

Разное

Малое

От смешного до угрожающего

Может не восприниматься всерьёз

     Конечно, самый главный и интересный этап- это презентация проекта. От того как он пройдёт, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего. Презентация проекта важна для самосознания каждого участника группы. Выступление перед одно-классниками, приглашёнными гостями даёт возможность каждому уче-нику публично проявить себя. Выступая с докладом, школьники учатся держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скован-ность. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнителей проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окру-жающих, похвала, одобрение или же критические замечания.

     Конечный продукт может быть представлен не только в виде доклада: учащиеся могут сделать постеры, стенную газету, раздаточный мате-риал, показать и прокомментировать видеоматериал, разыграть роле-вую игру, принять участие в озеленении.

Устные доклады порой вызывают затруднения у учащихся, поэтому я стараюсь заранее обсудить с каждым участником тему выступления, его план и длительность. Безусловно, непросто научиться дискутировать, корректно высказывая своё мнение. Этому приходиться учить посте-пенно и терпеливо. Ведь включаясь в обсуждение, ученик делает опре-делённый нравственный выбор для себя: не всегда легко критиковать товарища, кроме этого, необходимо помнить об этической стороне любого комментария. Важно, чтобы школьники проявляли самокри-тичность, умение видеть себя со стороны. В ходе рефлексии проекта может оформиться новый замысел, который приведёт к новому проекту.

     На презентации можно приглашать родителей и ребят из других классов.

   Школьная практика работы над проектом показала, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры- каждому находится дело по душе.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответ-ственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаи-модействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение уча-щихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

      Введение элементов исследовательской

деятельности в структуру  уроков начальной  

                                           школы.

       Очень тяжело приходиться на первых этапах знакомства учащихся с проектной деятельностью. Передо мной в таких ситуациях всегда встаёт вопрос  - «С чего начать?». Ведь малыши в 1 классе не умеют на доста-точном уровне анализировать, обобщать, видеть проблему со всех сто-рон, высказывать и отстаивать своё мнение.

Изучив материалы научно-методической литературы, я ознакомилась с системой тренинговых занятий А.И.Савенкова, которые теперь широко использую в своей деятельности.

    Все, ниже приведённые примеры заданий, являются подготовительно-тренировочными. В дальнейшем учащимся будет намного легче выде-лять, искать, собирать, исследовать, делать выводы, работая над тем или иным проектом.

   В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Задание “Тема одна – сюжетов много”.

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задание “Давайте вместе подумаем”

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

3). Развитие умений задавать вопросы 

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

    Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили”

  Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Используя тренировочную подпрограмму “практика”, я предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов.

Подбор литературы по заданной теме

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники
  • об истории человечества
  • об исследователях и учёных

Ориентировка в словаре, справочной литературе 

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________
  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________
  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________ 

Ориентировка в тексте, ключевые слова

В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________

Ответы на вопросы к тексту 

  • найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________________________
  • найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.
  • в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”

О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________

    Особенности работы над методом проектов

                        в начальной школе.

    Работа над проектами в начальной школе важна и сложна. Большая ответственность ложится на плечи педагога. Именно он знакомит малы-шей с этим видом работы. И насколько грамотно это произойдёт, на-столько будет учащийся заинтересован в этом и в дальнейшем.

    Для себя работу над проектами в начальной школе условно делю на два этапа. Это деление возрастное.

        На первых этапах работы над методом проектов (1–2-й класс) на мой взгляд, проектная деятельность не соответствует возрастным воз-можностям, поэтому я в своей работе заменяю её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, место применения. В 1-2 классах основная цель проектных задач – способствовать форми-рованию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся.

      Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реаль-ным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, ре-зультат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью.

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нес-кольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и слу-жат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана кон-кретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в фор-мулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система зада-ний, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последо-вательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п)

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

          Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестан-дартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

    Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Вторым этапом работы над проектной деятельностью в начальных классах (3–4-е классы) являются коллективные проекты.

Были выполнены коллективные проекты “Моя родословная” (3-й класс), “Голубое богатство” (2-й класс), “Хлебу почтение вечное” (3-й класс), “Сочиняем хокку!” (3-й класс) и другие…(в их числе и индивидуальные проекты)

          Результативность метода проектов.

Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал заметный рост мотивации учащихся, повышение качества их работы и как следствие этого – формирование ключевых компетентностей учащихся. Это мы можем увидеть на диаграмме.

 img12 

           Проект «Голубое богатство» 2 класс

           Проект «Мы пишем хокку» 3 класс

           Проект «Казачий фольклор и театр» 3 класс

           Проект «В мире животных» 3 класс

           Проект «Моя родословная» 3 класс

        Многие учащиеся отметили положительное влияние проектов на развитие их личности. В ходе работы над проектами дети приобрели такие личностные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответ-ственность, стремление к высоким результатам деятельности, уважи-тельное отношение к людям, как к взрослым, так и к своим сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное.

Банк проектов

  • "Путешествие Капельки"
  • "Пернатые друзья"
  • "Осторожно, зима!"
  • "Охрана зрения"
  • "Я хочу, чтобы мой город был чистым!"
  • "Путешествие ботаника вокруг школы"
  • "О Жучках и Мурках"
  • Мой родной Донской край
  • Памятные места города Новочеркасска
  • Наше Отечество и его защитники
  • Семейная реликвия “Память о моём прадедушке”
  • Семейная реликвия “Фарфоровая чашка”
  • Семейная реликвия “Бабушкин полушалок”
  • Пётр Первый – державный основатель
  • История Новогодней открытки
  • Русская матрёшка
  • История школы, в которой я учусь
  • Моё дерево
  • Что я могу сделать с мусором?
  • Курение-главный враг здоровья
  • Исследуем школу

                  Факторы успешности опыта

При организации работы над проектом я опираюсь на психолого-педагогические принципы:

  • интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особен-ностей и предпочтений;
  • возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
  • помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе; 
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание 

                  Что даёт работа над проектом?

  • Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями
  • Приносят в класс литературу, анализируют статьи
  • Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам
  • Посещают местные предприятия
  • Совершают учебные экскурсии по родному краю
  • Посещают музеи и другие учреждения культуры
  • Проводят экологический мониторинг
  • Занимаются краеведческой работой
  • Сотрудничают с СЭС, Обществом охраны природы, средствами массовой информации

На основе полученной информации:

  • Составляют списки и отчёты
  • Выпускают разовые или периодические бюллетени
  • Выступают перед учениками своего класса или школы
  • Сотрудничают с другими школами района
  • Пишут рефераты
  • Пишут заметки в местные газеты
  • Фотографируют
  • Рисуют

    Работа над проектом способствует формированию принципов повсе-дневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окру-жением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе?

       “Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто я слышу такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равно-душием, не погасить любознательность.

Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе.

     Исследовательскую работу в своем классе я начала со 2-го класса. Своих учеников и родителей, на совместном собрании познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, раз- дала памятки по созданию проекта. Конечно, работы детей в этом воз-расте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете. Но все равно они – исследователи, первооткрыватели!

       Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Проекты моих учеников показались мне интересным, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.

Мне бы хотелось показать работу над проектом в начальных классах на примере коллективного проекта “ Моя родословная” (3-й класс),

Начиная работу над любым проектом, всегда вспоминаю основные компоненты или этапы работы.

.    1. Подготовка

    На данном этапе был проведена вводная беседа с целью форми-рования первичного представления об изучаемом объекте.

  Так тема проекта касалась каждого, учащиеся загорелись желанием к исследованиям данного вопроса сразу же.

  1. Набор первоначальных идей.

   На этом этапе дети выдвигали как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребности одного человека или общества. Научиться выдвигать идеи нам помогло упражнение “Мозговой штурм”. Это упражнение проводится в группах по 3-4 человека. Для проведения упражнения нам понадобятся карандаши, большие листы бумаги.

“Мозговой штурм” или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети кон-центрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже учитель и дети смогут оценить, какие из идей наиболее приемлемы)

. img1

  1. Проработка одной или нескольких идей.

    На этом этапе дети обсуждали все предложенные идеи и выби-рали в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. На этом этапе создаём схему обдумывания или “звёздочку рассуждения”. Вот какая схема обдумывания у нас получилась при работе над проектом “Моя родословная”.

 

После того, как дети выбрали интересные идеи, класс делится на группы, каждая из которых работает над своим продуктом. Одна группа пыталась найти ответы на вопросы: Что такое генеалогия? Что такое ген? Вторая группа искала все способы оставления генеалогического древа. Третья – составляла словарь терминов родства. Над оформлением генеалогического древа предстояло потрудиться каждому.

Таким образом, мы перешли к следующему этапу проектной деятель-ности.

  1. Планирование и изготовление.

    На этом этапе дети начали разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имею-щимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть вре-мени, отведённого на проект. Дети ведут краткую запись того, как они продвигались по пути изготовления. Возможно, где-то приходилось изменять свой план. В начальной школе изменение плана работы дос-таточно проговорить устно. На этом этапе дети работают в системе ученик-ученик. Здесь есть некоторые особенности.

  • В команде нет лидера, есть организатор.
  • В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. В группе не должно быть “спящих” партнёров.
  • Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.

      В ходе работы над проектом дети использовали знания математики, технологии, черчения, русского языка, литературы, информатики, изобразительного искусства.

     На этом этапе был проведён классный час « Мои близкие и родные люди»

     В роли единомышленников выступили родители. Я учила родителей, как надо обсуждать с учащимися тему, как правильно помогать, отби-рать материал, ориентировать в потоке информации.

      Перед составлением генеалогического древа, одна из групп поде-лилась со всеми уже наработанной информацией. Учащиеся получили знания по вариативности составления схем родства. Каждый смог вы-брать для себя удобный вариант.

Когда все продукты готовы, мы переходим к заключительному этапу проектной деятельности.

  1. Защита проекта или презентация. 

    Этот этап делится на две части.

  • Представление продукта.

        Дети представили свой наработанный материал. С гордостью показывали свои работы и с интересом смотрели на работы своих товарищей. Далее делились своим мнением, отмечая все плюсы и минусы.

  • Оценка активности работы учащихся.

Оцениваем ребёнка по трём уровням:

  • - самооценка;
  • -оценка сотрудников (одноклассников);
  • - оценка учителя.

      Для оценки своей работы предлагаю детям ответить на следующие вопросы: правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта? Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему? Что было самым сложным? И, наконец, если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?

Оценка учащихся может выглядеть следующим образом. У группы, работающей над одним продуктом, на столе лежат кружочки разного цвета. Например: красные, жёлтые, зелёные. Перед детьми ставится следующая задача: если ваш участник группы во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи, то дайте ему зелёный кружок; если вашему товарищу приходилось напо-минать о его обязанностях в группе, и он выполнял их, но не вовремя, дайте ему жёлтый кружок; если ваш сосед был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял, дайте ему красный кружок.

     Моя роль оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является “Отчёт о работе над проектом” (для учащихся начальной школы). Но можно сделать вывод об активности учащихся только наблюдая за его работой во время консультаций.

 Как участник проекта и как учитель, я старалась всё сделать так, чтобы учащиеся думали, что делают всё сами. Проект вышел за пределы уро-ка, класса, школы, вошёл в дома учащихся.

      В итоге нашего проекта у нас получилось красочное портфолио, в котором каждая страничка- это маленькая история семьи. Учащиеся часто берут его и с удовольствием рассматривают, испытывая неподдельную гордость.

      Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрос-лого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в обра-зовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

 В этом учебном году 95% учащихся класса принимали активное участие в проектно-исследовательской деятельности. Их работы интересны и красочны. При разработке проекта 75% учеников нравится оформление полученных результатов. Большая часть школьников оценивает свое участие в разработке проекта как активное.  Эти показатели позволяют судить, что у учащихся начальной школы сформированы первоначаль-ные навыки и умения проектной деятельности. Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению. Безразличных к этому виду работ нет.

   Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учеб-ника, справочной, энциклопедической литературы, и современные дан-ные компьютерной сети Internet. В работе использую компьютерные тех-нологии. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

   Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным вос-питание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие ре-шений, дальнейшее образование.

Организовав проектную работу, я смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: “Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?”, помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: “Я это делать умею, мне это интересно!”

   Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную сис-тему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимо-связанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

      Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.

     Что будет дальше? В планах четвёртый год обучения. Здесь предпо-лагаются только коллективные или групповые проекты. Теперь, я думаю, дети справятся со многими вопросами сами.

    В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

   Открывает возможности формирования жизненного опыта.

   Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

    Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

     Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

      Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

      В течение всего времени работы над проектами мы познавали мир, делали открытия, удивлялись, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

      Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что я делаю как учитель, я не  могу и не смогу провести то, что уже проводила с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придёт но-вая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

                                              ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Академический проспект, 2000.-624 с.
  2. Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. . Организация проектной деятельности в российской международной школе РО //. МО РФ, Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение «Школа «Бакалавр», 2003.
  3. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
  4. Макаров Ю. Метод проектов. .//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров.-М.:ИЦ  «Академия»,1999.
  7. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
  8. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
  9. 6. Савенкова А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
  10. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  11. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
  12. Сухаревская Е.        Проекты и исследования.//Начальная школа. Первое сентября, 2008, №5, с.10-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....