Урок внеклассного чтения.Легенды и мифы Древней Греции.Персей.
план-конспект урока (3 класс) по теме
Цели урока: 1.Формировать представление о мифе как способе жизни древнего человека.
2.Познакомить детей с мифом о Персее.
Материал урока знакомит детей с понятием миф. Греческие мифы повествуют о героях .Герои не люди, а полубоги.Дети знакомятся с содержанием мифа "Персей" по Хрестоматии. В ходе работы над содержанием дети находят общие признаки русской народной"сказки о царе Салтане..."и мифа "Персей.Также очень важно знакомство с русской иконой"Святой Георгий , поражающий змея"Дети находят сходство в сюжетах про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vne_uroka.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1.
Автор: Мазурова Валентина Викторовна
Внеклассное занятие по литературному чтению.
Класс: 3
Тема: Легенды и мифы Древней Греции. Персей.
Тип урока: исследование.
Цели:
- формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы;
- познакомить детей с мифом о Персее;
- прививать интерес детей к эпосу русского народа.
Задачи:
1)образовательные:проверить знание детей русских сказок; анализировать прочитанный текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
2)развивающие: развивать умение чувствовать, передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание.
3)воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Формировать коммуникативные навыки работы. Развивать позитивную самооценку детей.
Учебно – методическое обеспечение:
- фотографии скульптур греческих богов и героев;
- книга Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции».
- Хрестоматия по литературному чтению 3 класс.
Время реализации: 40 мин.
Авторский медиапродукт: презентация.
Структура медиапродукта: последовательные кадры презентации.
№ | Структурные элементы | Временная реализация | № слайда |
1 | Актуализация знаний | 2 мин | Слайд №1 |
2 | Беседа по содержанию. | 2 мин | Слайд№2 |
3 | Исследование «Сказки о царе Салтане» | 3 мин. | Слайд №3 |
4 | Волшебные предметы | 7 мин | Слайд №4 |
5 | Анализ содержания мифа | 7 мин | Слайд № 5 |
6 | Анализ содержания сюжета | 5 мин. | Слайд №6 |
7 | Обращение к картинной галерее | 5 мин | Слад №7 |
Содержание слайдов:
- Изображение Персея.
- Изображение Зевса.
- Сюжет « Сказки о царе Салтане…»А.С.Пушкина (бочка по морю плывёт).
- Изображение волшебных предметов: крылатые сандалии, щит, меч, шапка-невидимка, чудесный мешок.
- Дочь Зевса-Афина.
- Освобождение Персеем Андромеды.
- Русская икона «Святой Георгий , поражающий змея».
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Создание необходимого эмоционального фона.
- Акцентирование внимания на значимых фактах.
- Развитие наглядно – образного мышления.
Необходимое оборудование и материал для занятий:
- Компьютер. 2.Авторский медиапродукт 3.Книга Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». 4.Н Гумилёв стихотворение «Скульптура Кановы».
Карта занятия:
№ | Этапы занятия | Время | № слайда | Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные Формы деятельности |
I | Введение в тему. | 2мин. | Внимание Восприятие | Организованность Слушание | |
II | Работа по теме:
| ||||
1. | Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию. | 3 мин. | Внимание Восприятие | Организованность Слушание | |
2. | Актуализация знаний. | 3 мин. |
| Память | Культура эмоций |
3. | Чтение мифа «Персей». | 10мин. | №1 | Слушание Выразительность речи | Организованность Слушание |
4. | Беседа по содержанию. | 18 мин. | №2, №3 №4 №6 №7 | Исследование память | Коммуникативность Культура общения |
III | Вывод. | 2мин. | Выразительность речи | Культура эмоций | |
IV | Итог занятия | 2мин. | Восприятие | Организованность |
Ход занятия:
- Введение в тему урока.
- Мы сегодня знакомимся с древним литературным жанром- это легенда и миф. Попробуем увидеть связь мифов и сказок. Познакомимся с древними греческими авторами.
II. Работа по теме.
1.Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию.
- В переводе с древнегреческого языка слово миф обозначает сказание, предание. Зародились мифы в глубокой древности, в них отразились представления древних людей о добре и зле, о смелости и трусости, о справедливости и коварстве, попытки объяснить природные явления действительности. Мифы слагали целые поколения людей. Так же как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись, поэтому существуют различные их версии, разные пересказы. Но все они наполнены вековой мудростью и красотой.
Люди верили, что всё, о чём рассказывают мифы, происходило на самом деле. Миф – устное повествование.
Записывать мифы стали через тысячелетия после их возникновения. Греческие мифы повествуют и о героях. Герои – не люди. Они полубоги .Дети богов и смертных. Герои выполняют то, что не под силу простым людям – очищают землю от чудовищ, устанавливают порядок и справедливость.
Я рекомендую вам прочитать самый известный сборник мифов «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Альбертовича Куна.(Показать сборник)
2.Актуализация знаний.
- Какие герои или боги из древнегреческих мифов вам уже знакомы(по мультфильмам, фильмам, книгам)? (дети называют)
3. Чтение мифа «Персей» (Слайд №1)
4.Беседа по содержанию.
1)Что вы можете сказать об отношении древних людей к слову?(Акризий настолько верит предсказателю –оракулу, что родную дочь держит в темнице)
2) Как вы объясните, что палаты, где держали Данаю, меднокаменные?(Связь этих палат с волшебным миром)
3)Найдите приметы чудесного рождения Персея. Зачитайте.(Персей- сын бога Зевса (Слайд №2), который проник в подземные палаты волшебным способом, виде золотого дождя.
4) Какой мотив вам встречался в сказке А.С.Пушкина? Как она называется? (Мотив заключения царицы с сыном в ящик (у Пушкина в бочку) и утопления в море. Это « Сказка о царе Салтане…».(Слайд №3)
5)Как вы думаете, кто у кого позаимствовал сюжет?
6)О чём говорит количество горгон, их внешний вид и место их обитания? (Горгон три: это число волшебного мира. Крылатость- принадлежность Верхнему миру, змеевласость- Нижнему миру. Место обитания- «на самом крайнем западе, в области ночи и смерти»).
7) Перечислите те «мифы», которые Персей должен был пройти, чтобы попасть к горгонам. Сколько их? (Мир горгон по счёту третий: перед тем, как к ним попасть, Персей должен был побывать у сестёр горгон, которых звали грайи, а потом у нимф).
8)Можно ли победить Медузу без волшебных помощников?(Конечно нельзя. Чтобы победить Медузу, Персею понадобилась целая коллекция волшебных предметов: крылатые сандалии, щит, меч, шапка- невидимка.(Слайд №4)
9) Кто и как помогает Персею?(Персею помогают не только нимфы, но и Гермес, а также его божественная сестра, дочь Зевса, Афина. (Слайд №5)
10)Как вы объясните тот факт, что грайи могут по очереди пользоваться одним глазом и одним зубом?
11) Что можете сказать о царстве Атланта: чем оно примечательно? (Исполин Атлант жил на крайнем западе, то есть в волшебном мире. В саду у Атланта росло волшебное дерево с золотыми ветвями, листьями , плодами – ещё одно доказательство принадлежности царя Атланта чужому миру).
12)Какое другое греческое божество напомнил вам Атлант после того, как стал частью Природы? (Он стал напоминать Пана).
- Герой утратил человеческий облик и превратился в скалу, держащую небесный свод. В Древней Греции люди поклонялись Атланту в течение многих веков.
13)Чтение учителем стихотворения Н.Гумилёва «Скульптура Кановы».
Его издавна любят музы.
Он юный, светлый, он герой.
Он поднял голову Медузы
Стальной , стремительной рукой.
И не увидит он, конечно,
Он, в чьей душе всегда гроза,
Как хороши, как человечны
Когда-то страшные глаза,
Черты измученного болью,
Теперь прекрасного лица…
Мальчишескому своеволью
Нет ни преграды, ни конца.
Поделитесь своими мыслями.
14) Найдите и зачитайте строчки, из которых видно, что борьба Персея с чудовищем – это борьба Верхнего мира с Нижним.
15) Какие древние представления нашли выражение в этом сюжете?
(Имеется ввиду весь сюжет освобождения Персеем Андромеды)
(Слайд №6)
-Герой освобождает прекрасную деву от дракона. Вам уже встречался где-нибудь подобный сюжет? (В русских волшебных сказках герой освобождает свою будущую невесту от Змея Горыныча, сразившись с ним. Воин Георгий освобождает царевну Елисаву от змея.
16) Посмотрим русскую икону «Святой Георгий , поражающий змея».Согласно легенде, храбрый воин Георгий освободил от страшного змея – людоеда царевну Елисаву.
(Слайд №7)
- Почему так похожи сюжеты про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву?
(Во- первых, у многих древних народов существовал обычай бросать в море прекрасную девушку, чтобы утихомирить бушующую стихию: шторм в море воспринимался как ярость змея- хозяина, который требует себе невесту. Во-вторых, у многих народов представление о змее как о прародителе сменилось в ходе эволюции другими представлениями – о змее, как о враге, которого необходимо победить: причём , победить его может только настоящий герой в борьбе за невесту.)
17)Сбылось ли предсказание оракула, данное Акризию? О какой черте древнего сознания Это говорит? (Да, сбылось. Это свидетельствует о древней вере в силу слова).
18) Какие сюжеты вам показались наиболее интересными?
19) Пригодятся ли вам знания о мифе?
20 А чтение сказок? Знания о русской иконе «Святой Георгий, поражающий змея»?
III.Вывод:
Люди всегда пытались объяснить различные явления действительности. Это отразилось в устном народном творчестве разных стран. У русского народа есть сказки, у греческого- мифы.
IV. Итог урока:
Когда будете читать русскую сказку о герое- не забывайте о Персее.
Список использованной литературы:
1.Хрестоматия по литературному чтению 3 класс.
2. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
3. Н.Гумилёв стих. «Скульптура Кановы»
4. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
5. http://gallerix.ru/album/ikony…
http://movie-space.net/movies/
http://blog.imhonet.ru/author/
Приложение.
Н.Гумилёв «Скульптура Кановы»
Его издавна любят музы.
Он юный, светлый, он герой.
Он поднял голову Медузы
Стальной, стремительной рукой.
И не увидит он, конечно,
Он, в чьей душе всегда гроза,
Как хороши, как человечны
Когда-то страшные глаза.
Черты измученного болью,
Теперь прекрасного лица…
Мальчишескому своеволью
Нет ни преграды, ни конца.
Анализ занятия.
В жизнь ребёнка вместе с молоком матери приходят сказки. Дети ,не умея говорить , слушают и понимают их. Потом они сами их читают. Затем в жизнь ребёнка приходят малые жанры устного народного творчества: загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, считалки . Всё это вызывает неподдельный интерес у детей, воспитывает желание читать книги.
Занятием по теме «Легенды и мифы Древней Греции. Персей.» я хотела показать связь малых жанров фольклора с мифом. Ведь миф- способ жизни древнего человека , помогающий установить отношения с миром природы. Так же, как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись. В них, как и в сказках, повествуется о героях, помогающих людям. Они наделены добротой и силой. Как и в сказках, герои выполняют то, что не под силу простым людям- очищают землю от чудовищ, устанавливают порядок и справедливость.
И хотя Персей – герой Древней Греции, и он полубог, сын бога ,но он так же добр, справедлив, силён и красив, как герой сказки Георгий.
Считаю, что занятие принесло огромную пользу, так как дети прониклись неподдельным интересом к событиям в мифе, к герою Персею .Несмотря на трудные задания, работали активно.
На следующем занятии мы познакомимся с новым мифом Древней Греции- Прометеем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "мифы Древней Греции"
Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе " Школа России"...
Сценарий классного часа или инсценировки к урокам литературного чтения изучения темы "Мифы Древней Греции"
Чтобы дети лучше запомнили древних богов Греции, им предлагается перевоплотиться в них......
Тестовая работа по литературному чтению по теме "Мифы и легенды Древней Греции. Персей"
Тестовая работа может быть использована для групповой и индивидуальной работы учащихся на этапе осмысления прочитанного материала мифа или на этапе контроля прочитанного....
Урок литературного чтения " Зарубежная литература . Мифы Древней Греции."
Урок литературного чтения УМК "Школа России" 3 классПрезентация " Мифы Древней Греции"...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Мифы древней Греции «Храбрый Персей» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о мифах древней Греции; формирование умения анализировать, воспринимать выраженные в них чувства, настроение. Планируемые результаты Предметные: ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: "Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с древнегреческим мифом «Храбрый Персей», развитие навыков выразительного беглого чтения, знакомство с особенностями жанра мифа.Планир...
Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе "Мифы Древней Греции"
Обобщение и закрепление знаний учащихся о мифах Древней Греции...