Урок внеклассного чтения.Легенды и мифы Древней Греции.Персей.
план-конспект урока (3 класс) по теме

Мазурова Валентина Викторовна

Цели урока: 1.Формировать представление о мифе как способе жизни древнего человека.

                       2.Познакомить детей с мифом о Персее.

Материал урока знакомит детей с понятием миф. Греческие мифы повествуют о героях .Герои не люди, а полубоги.Дети знакомятся с содержанием мифа "Персей" по Хрестоматии. В ходе работы над содержанием дети находят общие признаки русской народной"сказки о царе Салтане..."и мифа "Персей.Также очень важно знакомство с русской иконой"Святой Георгий , поражающий змея"Дети находят сходство в сюжетах про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vne_uroka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1.

Автор: Мазурова Валентина Викторовна

Внеклассное занятие по литературному чтению.

Класс: 3

Тема: Легенды и мифы Древней Греции. Персей.

 Тип урока: исследование.

Цели:

  1. формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы;
  2. познакомить детей с мифом о Персее;
  3. прививать интерес детей к эпосу русского народа.

Задачи:

     1)образовательные:проверить знание детей русских сказок; анализировать прочитанный текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

     2)развивающие: развивать умение чувствовать, передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание.

     3)воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Формировать коммуникативные навыки работы. Развивать позитивную самооценку детей.

Учебно – методическое обеспечение:

     - фотографии скульптур греческих богов и героев;

     - книга Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции».

     - Хрестоматия по литературному чтению 3 класс.

Время реализации: 40 мин.

Авторский медиапродукт: презентация.

Структура медиапродукта: последовательные кадры презентации.

Структурные элементы

Временная реализация

№ слайда

1

Актуализация знаний

2 мин

Слайд №1

2

Беседа по содержанию.

2 мин

Слайд№2

3

Исследование «Сказки о царе Салтане»

3 мин.

Слайд №3

4

Волшебные предметы

7 мин

Слайд №4

5

Анализ содержания  мифа

7 мин

Слайд № 5

6

Анализ содержания сюжета

5 мин.

Слайд №6

7

Обращение к картинной галерее

5 мин

Слад №7

Содержание слайдов:

  1. Изображение Персея.
  2. Изображение Зевса.
  3. Сюжет « Сказки  о царе Салтане…»А.С.Пушкина (бочка по морю плывёт).
  4. Изображение волшебных предметов: крылатые сандалии, щит, меч, шапка-невидимка, чудесный мешок.
  5. Дочь Зевса-Афина.
  6. Освобождение Персеем Андромеды.
  7. Русская икона «Святой Георгий , поражающий змея».

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Создание необходимого эмоционального фона.
  2. Акцентирование внимания на значимых фактах.
  3. Развитие наглядно – образного мышления.

Необходимое оборудование и материал для занятий:

  1. Компьютер. 2.Авторский медиапродукт 3.Книга Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». 4.Н Гумилёв стихотворение «Скульптура Кановы».

Карта занятия:

Этапы занятия

Время

№ слайда

Репродуктивные

формы

деятельности

Продуктивные

Формы деятельности

I

Введение в тему.

2мин.

Внимание

Восприятие

Организованность

Слушание

II

Работа по теме:

 

1.

Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию.

3 мин.

Внимание

Восприятие

Организованность

Слушание

2.

Актуализация знаний.

3 мин.

 

Память

Культура эмоций

3.

Чтение мифа «Персей».

10мин.

№1

Слушание

Выразительность речи

Организованность

Слушание

4.

Беседа по содержанию.

18 мин.

 №2,

№3

№4
№5

№6

№7

Исследование

память

Коммуникативность

Культура общения

III

 Вывод.

2мин.

Выразительность речи

Культура эмоций

IV

Итог занятия

2мин.

Восприятие

Организованность

Ход занятия:

  1. Введение в тему урока.

 - Мы сегодня знакомимся с древним литературным жанром- это легенда и миф. Попробуем увидеть связь мифов и сказок. Познакомимся с древними греческими авторами.

II. Работа по теме.

    1.Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию.

     - В переводе с древнегреческого языка слово миф обозначает сказание, предание. Зародились мифы в глубокой древности, в них отразились представления древних людей о добре и зле, о смелости и трусости, о справедливости и коварстве, попытки объяснить природные явления действительности. Мифы слагали целые поколения людей. Так же как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись, поэтому существуют различные их версии, разные пересказы. Но все они наполнены вековой мудростью и красотой.

    Люди верили, что всё, о чём рассказывают мифы, происходило на самом деле. Миф – устное повествование.

Записывать мифы стали через тысячелетия после их возникновения. Греческие мифы повествуют  и о героях. Герои – не люди. Они полубоги .Дети богов и смертных. Герои выполняют то, что не под силу простым людям – очищают землю от  чудовищ, устанавливают порядок и справедливость.

Я рекомендую вам прочитать самый известный сборник мифов «Легенды и мифы  Древней Греции» Николая Альбертовича Куна.(Показать сборник)

2.Актуализация знаний.

  - Какие герои или боги из древнегреческих мифов вам уже знакомы(по мультфильмам, фильмам, книгам)? (дети называют)

3. Чтение мифа «Персей» (Слайд №1)

4.Беседа по содержанию.

1)Что вы можете сказать об отношении древних людей к слову?(Акризий настолько верит предсказателю –оракулу, что родную дочь держит в темнице)

2) Как вы объясните, что палаты, где держали Данаю, меднокаменные?(Связь этих палат с волшебным миром)

3)Найдите приметы чудесного рождения Персея. Зачитайте.(Персей- сын бога Зевса (Слайд №2), который проник в подземные палаты волшебным способом, виде золотого дождя.

4) Какой мотив вам встречался в сказке А.С.Пушкина? Как она называется? (Мотив заключения царицы с сыном в ящик  (у Пушкина в бочку) и утопления в море. Это « Сказка о царе Салтане…».(Слайд №3)

5)Как вы думаете, кто у кого позаимствовал сюжет?

6)О чём говорит количество горгон, их внешний вид и место их обитания? (Горгон три: это число волшебного мира. Крылатость- принадлежность Верхнему миру, змеевласость- Нижнему миру. Место обитания- «на самом крайнем западе, в области ночи и смерти»).

7) Перечислите те «мифы», которые Персей должен был пройти, чтобы попасть к горгонам. Сколько их? (Мир горгон по счёту третий: перед тем, как к ним попасть, Персей должен был побывать у сестёр горгон, которых звали грайи, а потом у нимф).

8)Можно ли победить Медузу без волшебных помощников?(Конечно нельзя. Чтобы победить Медузу, Персею понадобилась целая коллекция волшебных предметов: крылатые сандалии, щит, меч, шапка- невидимка.(Слайд №4)

9) Кто и как помогает Персею?(Персею помогают не только нимфы, но и Гермес, а также его божественная сестра, дочь Зевса, Афина. (Слайд №5)

10)Как вы объясните тот факт, что грайи могут по очереди пользоваться одним глазом и одним зубом?

11) Что можете сказать о царстве Атланта: чем оно примечательно? (Исполин Атлант жил на крайнем западе, то есть в волшебном мире. В саду у Атланта росло волшебное дерево с золотыми ветвями, листьями , плодами – ещё одно доказательство принадлежности царя Атланта чужому миру).

12)Какое другое греческое божество напомнил вам Атлант после того, как стал частью Природы? (Он стал напоминать Пана).

- Герой утратил человеческий облик и превратился в скалу, держащую небесный свод. В Древней Греции люди поклонялись Атланту в течение многих веков.

13)Чтение учителем стихотворения Н.Гумилёва «Скульптура Кановы».

Его издавна любят музы.

Он юный, светлый, он герой.

Он поднял голову Медузы

Стальной , стремительной рукой.

И не увидит он, конечно,

Он, в чьей душе всегда гроза,

Как хороши, как человечны

Когда-то страшные глаза,

 

Черты измученного болью,

Теперь прекрасного лица…

Мальчишескому своеволью

Нет ни преграды, ни конца.

Поделитесь своими мыслями.

14) Найдите и зачитайте строчки, из которых видно, что борьба Персея с чудовищем – это борьба Верхнего мира с Нижним.

15) Какие древние представления нашли выражение в этом сюжете?

  (Имеется ввиду весь сюжет освобождения Персеем Андромеды)

                                     (Слайд №6)

-Герой освобождает прекрасную деву от дракона. Вам уже встречался где-нибудь подобный сюжет? (В русских волшебных сказках герой освобождает свою будущую невесту от Змея Горыныча, сразившись с ним. Воин Георгий освобождает царевну Елисаву от змея.

16) Посмотрим русскую икону «Святой Георгий , поражающий змея».Согласно легенде, храбрый воин Георгий освободил от страшного змея – людоеда царевну Елисаву.

                                      (Слайд №7)

- Почему так похожи сюжеты про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву?

(Во- первых, у многих древних народов существовал обычай бросать в море прекрасную девушку, чтобы утихомирить бушующую стихию: шторм в море воспринимался как ярость змея- хозяина, который требует себе невесту. Во-вторых, у многих народов представление о змее как о прародителе сменилось в ходе эволюции другими представлениями – о змее, как о враге, которого необходимо победить: причём , победить его может только настоящий герой в борьбе за невесту.)

17)Сбылось ли предсказание оракула, данное Акризию? О какой черте древнего сознания Это говорит? (Да, сбылось. Это свидетельствует о древней вере в силу слова).

18) Какие сюжеты вам показались наиболее интересными?

19) Пригодятся ли вам знания о мифе?

20 А чтение сказок? Знания о русской иконе «Святой Георгий, поражающий змея»?

III.Вывод:

                Люди всегда пытались объяснить различные явления действительности. Это отразилось в устном народном творчестве разных стран. У русского народа есть сказки, у греческого- мифы.

IV. Итог урока:

               Когда будете читать русскую сказку о герое- не забывайте о Персее.

Список использованной литературы:

1.Хрестоматия по литературному чтению 3 класс.

2. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

3. Н.Гумилёв стих.  «Скульптура Кановы»

4. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

5. http://gallerix.ru/album/ikony…

http://inoe.name/s-dvds/3346

http://movie-space.net/movies/

http://blog.imhonet.ru/author/

Приложение.

Н.Гумилёв «Скульптура Кановы»

Его издавна любят музы.

Он юный, светлый, он герой.

Он поднял голову Медузы

Стальной, стремительной рукой.

И не увидит он, конечно,

Он, в чьей душе всегда гроза,

Как хороши, как человечны

 Когда-то страшные глаза.

Черты измученного болью,

Теперь прекрасного лица…

Мальчишескому своеволью

Нет ни преграды, ни конца.

Анализ занятия.

     В жизнь ребёнка вместе с молоком матери приходят сказки. Дети ,не умея говорить , слушают и понимают их.  Потом они сами их читают. Затем в жизнь ребёнка приходят малые жанры устного народного творчества: загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, считалки . Всё это вызывает неподдельный интерес у детей, воспитывает желание читать книги.

     Занятием по теме  «Легенды и мифы Древней Греции. Персей.» я хотела показать связь малых жанров фольклора с мифом. Ведь миф- способ жизни древнего человека , помогающий установить отношения с миром природы. Так же, как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись. В них, как и в сказках, повествуется о героях, помогающих людям. Они наделены добротой и силой. Как и в сказках, герои выполняют то, что не под силу простым людям- очищают землю от чудовищ, устанавливают порядок и справедливость.

И хотя Персей – герой Древней Греции, и он полубог, сын бога ,но он так же добр, справедлив, силён и красив, как герой сказки Георгий.

      Считаю, что занятие принесло огромную пользу, так как дети прониклись неподдельным интересом к событиям в мифе, к герою Персею .Несмотря на трудные задания, работали активно.

    На  следующем  занятии мы познакомимся с новым мифом Древней Греции- Прометеем.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "мифы Древней Греции"

Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе " Школа России"...

Сценарий классного часа или инсценировки к урокам литературного чтения изучения темы "Мифы Древней Греции"

Чтобы дети лучше запомнили древних богов Греции, им предлагается перевоплотиться в них......

Тестовая работа по литературному чтению по теме "Мифы и легенды Древней Греции. Персей"

Тестовая работа может быть использована для групповой и индивидуальной работы учащихся на этапе осмысления прочитанного материала мифа или на этапе контроля прочитанного....

Урок литературного чтения " Зарубежная литература . Мифы Древней Греции."

Урок литературного чтения УМК "Школа России" 3 классПрезентация " Мифы Древней Греции"...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Мифы древней Греции «Храбрый Персей» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о мифах древней Греции; формирование умения анализировать, воспринимать выраженные в них чувства, настроение. Планируемые результаты Предметные: ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с древнегреческим мифом «Храбрый Персей», развитие навыков выразительного беглого чтения, знакомство с особенностями жанра мифа.Планир...

Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе "Мифы Древней Греции"

Обобщение и закрепление знаний учащихся о мифах Древней Греции...