Статья: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями".
статья (4 класс)
Снижение интеллектуальной деятельности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - особенности нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.Развитие познавательных процессов детей коррекционных школ является важной задачей коррекционного обучения. В статье затрагиваются следующие вопросы: что такое "проектная технология"? Виды и принципы проектной технологии, ее организация и, наконец, роль в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
194355, Санкт-Петербург, ул.Композиторов, д.22, к.3
тел. (812)515-84-97, 514-49-63, факс 514-49-68
Статья
«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями»
Составитель: Крестовникова Галина Егоровна
Санкт-Петербург
2022 г.
Крестовникова Галина Егоровна
Учитель, ГБОУ школа №487,
Выборгского р-на, г. Санкт-Петербурга
Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями.
Снижение познавательной активности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Это проявляется во всех сферах психической деятельности. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей. Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Умственно отсталые дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими, отклонениями от нормы. Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Развитие познавательных процессов детей обучающихся в коррекционной школе является важным условием коррекционного обучения. В коррекционной школе важную роль для развития познавательных процессов играет использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми, одной из которых является проектная технология. Проектная методика как новая педагогическая личностно - ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
Проектная технология подразумевает тесное взаимодействие действий учащегося при поддержке и направляющей роли учителя. Проектная деятельность позволяет гармонично дополнять традиционную классно - урочную систему, как новая технология обучения, она более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая умственно отсталого ребенка самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Технология проектной деятельности – личностно–ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. Она может использоваться практически при изучении любой темы. А так же при обобщении, закреплении и повторении учебного материала и при проведении неурочных занятий, воспитательных мероприятий.
Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое. Практическое понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, стимулирование интереса к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Проектная деятельность требует не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний. Задачи проектной деятельности - обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); формирование навыков выбора подходящей информации и правильного ее использования; помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее; формирование умения наблюдать, анализировать, обобщать; развитие внимания, памяти, речи, воображения; формирование позитивного отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения.
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности).
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Виды проектов - игровые; практические; творческие; исследовательские.
Практический проект позволяет умственно отсталому ребенку создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (выращивание зелени, лука на подоконнике, прихватка для кухни, салфетка для мамы и т.д.). Практические проекты помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать.
Игровой проект. В нем дети непосредственно сами принимают участие, играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Игровой проект способствует развитию активности в силу возможностей и способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки. Творческий проект. Результат – спектакль, сказка, постановка. Исследовательские проекты – для умственно отсталых не всегда актуальны и доступны (но возможны) по причине не сформированности приемов - анализа, сравнения, нарушений структур головного мозга, памяти, внимания и речи. Проект может представлять собой сочетание нескольких видов проектной деятельности. Очень важно, чтобы любой вид проекта имел свой продукт. Учащиеся должны видеть, ощутить, что их деятельность в проекте была нужной, необходимой и важной.
Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Применяя проектную деятельность, важен результат ее применения. Результаты применения проектной деятельности в работе с умственно отсталыми детьми:
- Прочное и глубокое усвоение знаний.
- Высокий уровень самостоятельной работы умственно отсталых учащихся.
- Высокий уровень научности в знаниях у умственно отсталых учащихся.
- Умение работать в группе, вести групповое обсуждение.
- Сплочение детского коллектива.
- Мотивация коллективных достижений.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Таким образом, проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей; формированию чувства ответственности; созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. Использование проектной деятельности в работе с детьми с умственной отсталостью способствует развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с умеренной умственной отсталостью.
Литература:
1. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. - Ростов на Дону,1999.
2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). - М.,1989.
3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2003.-208с.
4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.- М.:Вентана-Граф, 2004
5. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование»- Журнал «Ребенок в детском саду» №5, 2009г.
6. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно - педагогическом центре г. Пскова: (Программно-метод.пособие) / Под ред. С, В. Андреевой. -Псков: ПОИПКРО,2000.-140с.
7. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: Издательство «Союз», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру
Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...
статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и формирование познавательной активности у детей с нарушенным слухом»
Формирование познавательной активности является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нару...
Использование метода "Глобальное чтение" для формирования коммуникативной активности у детей со множественными нарушениями в развитии.
В данной статье описана суть метода "Глобальное чтение" и этапы работы....