Витагенное обучение детей младшего школьного возраста
статья (1 класс) по теме
Целью витагенного обучения детей – накопления жизненного опыта, является формирование отношения ученика к самому себе, к своему собственному здоровью; обучение детей к способам разрешения жизненных ситуаций. Для этого решаются задачи: повышение уровня информации о здоровом образе жизни (ЗОЖ); формирование умений и навыков контроля над своим здоровьем; формирование отношения к соблюдению режима дня. Необходимы действия: создать условия, снимающие психологический барьер; дать возможность высказаться каждому ребенку по поводу рассматриваемого вопроса; обсудить правила общения и высказываний в классе; отмечать наиболее содержательные высказывания; предлагать учащимся задания, при выполнении которых дети способны почувствовать ценность своего жизненного опыта; поддерживать у учащихся стремление расширять свое информационное поле, жизненный опыт; привлекать детей в круг планируемых вопросов; создавать ситуации успеха для каждого ученика. Индикаторами выполнения данного направления будут показатели: улучшение общего психологического климата в классе: возрастная информированность по ЗОЖ; улучшение уровня разрешения конфликтных ситуаций; сохранение и улучшение физического и психического состояния здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopylova_2014_03_10.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Витагенное обучение детей младшего школьного возраста
Учитель начальных классов Копылова Т.А.
МАОУ «Гимназия №1», г.Пермь
Одним из главных факторов риска, воздействующих на здоровье, особенно – детей младшего школьного возраста Всемирная организации здравоохранения называет образ жизни. Поэтому необходима своевременная профилактическая работа, которая должна нести систематический характер, витагенное обучение, поддерживающее и укрепляющая здоровье.
Целью витагенного обучения детей – накопления жизненного опыта, является формирование отношения ученика к самому себе, к своему собственному здоровью; обучение детей к способам разрешения жизненных ситуаций.
Для этого решаются следующие задачи:
- повышение уровня информации о здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- формирование умений и навыков контроля над своим здоровьем;
-формирование отношения к соблюдению режима дня.
Организацию обучения детей здоровому образу жизни необходимо строить с позиции самого ребенка, его личного опыта. Витагенный опыт – это результат процесса накопления жизненного опыта, который стал личностно значимым для индивида. В основе витагенного опыта лежит витагенная информация, т.е. совокупность знаний, чувств, поступков, отражающих мировоззрение личности на определенных стадиях развития. Жизненный опыт детей по отношению к собственному здоровью очень разный, индивидуальный. Он зависит от социокультурного окружения детей, от образовательного уровня семьи. Обучение детей ведется во время учебно-воспитательного процесса на основе взаимообогащающего диалога, специальных исследовательских заданий в том или ином разделе учебного курса.
В первом классе работу с учениками необходимо начать со сбора информации по специально разработанным опросникам о состоянии здоровья детей, об их информированности о здоровом образе жизни. На основе результатов анкетирования, которые включают в себя характер информации детей о ЗОЖ, их отношения к здоровью, уровню развития интереса к изучаемому вопросу, сформированности навыков и умений следить за своим здоровьем и т.д., построить работу с детьми. Формирование отношения ребенка к своему здоровью необходимо начать постепенно. Использовать такие приемы, как прием стартовой актуализации, прием творческого моделирования, прием планирования, вовлечения детей в создание норм здорового образа жизни. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, чтобы определить уровень информированности детей по изучаемому вопросу, каким запасом знаний на уровне обыденного понимания здорового образа жизни они обладают. Здесь приемлем прямой вопрос «Что вы знаете о…?». На основе этого откорректировать содержание учебного материала и процедуру его изучения. Смысл приема творческого моделирования заключается в построении в воображении ребенка идеальной модели здорового человека. Важно отметить, что любая форма работы должна сопровождаться ситуацией успеха и создания у ребенка оптимистической перспективы.
Для достижения цели необходимо:
- создать условия, снимающие психологический барьер;
- дать возможность высказаться каждому ребенку по поводу рассматриваемого вопроса;
- обсудить правила общения и высказываний в классе;
- отмечать наиболее содержательные высказывания;
- предлагать учащимся задания, при выполнении которых дети способны почувствовать ценность своего жизненного опыта;
- поддерживать у учащихся стремление расширять свое информационное поле, жизненный опыт;
- привлекать детей в круг планируемых вопросов;
- создавать ситуации успеха для каждого ученика.
Нельзя ожидать, что дети сразу будут следовать правилам ЗОЖ. И все же опора на витагенный опыт учащихся, приобретенный в учебно-познавательном процессе, отложится в память детей, и каждый сумеет воспользоваться опытом в адекватных ситуациях.
Так как в качестве основного составляющего здоровья ребенка является душевный (психологический) покой, комфорт, хорошее настроение, то с первых дней учебы дети привлекаются в создание классной образовательной среды, психологического климата. Нервотизирующая обстановка в классе чаще создается самими детьми, что влияет на мотивацию ребенка, на его психическое здоровье. Психическое здоровье – это сохранение и поддержание целостности и равновесия внутреннего мира человека, в условиях постоянно изменяющегося мира. Чаще всего ребенок оказывается в ситуации стресса, конфликта в межличностном отношении, поэтому необходимо обучать детей строить свои взаимоотношения, контролировать действия, управлять ими, разрешать конфликтные ситуации, снимать негативные последствия (стрессы). Психологический тренинг – это метод обучения навыкам, умениям в сфере межличностных отношений. Простейшие тренинги для детей помогают контролировать свои действия, улучшить свои взаимоотношения, перевести знания в «хочу», «могу», «буду». У ребенка появляется мотивация быть здоровым. В ходе работы у детей развиваются навыки рефлексии, формируются определенные установки. Дети получают возможность самовыражения, самопознания через обратную связь и сравнение себя со сверстниками.
За время обучения в школе снижается зрение детей, ухудшается осанка, развивается сколиоз. Возрастает роль профилактики этих заболеваний. Разрабатывается план действий по предупреждению сколиоза детей в младшем школьном возрасте. Первые занятия начать с актуализации проблемы и направить на выработку привычки контролировать свою осанку. В младшем школьном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы влияют на искривление позвоночника. Ребенку с первых дней учебы показать, как сидеть за партой, через определенное время проверять, что изменилось в его позе, выяснить причину смены позы. Перед первоклассником должен быть образец сидящего ученика за столом.
Во втором классе необходимо не только показать, но и объяснить, что за правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего или сидящего человека, способность без напряжения прямо держать туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника). Вместе с детьми следует выяснить причины искривления позвоночника, составить инструкцию собственных действий, предупреждающих искривление.
В третьем классе требуется научить ребенка самому определять, выбирать рабочее место. Дать примерный комплекс упражнений, предупреждающих искривление позвоночника, совместно составить методические рекомендации. Объяснить детям, почему необходимо обращаться к врачу-ортопеду с нарушениями осанки. При возможности сводить детей в поликлинику и показать, где находиться кабинет врача.
В четвертом классе необходимо научить ребенка составлять карту наблюдений за своим здоровьем, записывать туда свой вес, рост, какие болезни перенес в течение года. Целесообразно учить детей анализировать причины перенесенных заболеваний.
Совершенствование учебно-оздоровительной программы происходит и на основных уроках физкультуры. На этой основе уроки физической культуры приобретают оздоровительную направленность и знакомят учащихся с некоторыми принципами и элементами здорового образа жизни.
Индикаторами выполнения данного направления будут следующие показатели: улучшение общего психологического климата в классе: возрастная информированность по ЗОЖ; улучшение уровня разрешения конфликтных ситуаций; сохранение и улучшение физического и психического состояния здоровья детей.
Однако, введение в учебный процесс физической активности и эмоционального настроя для поддержания и сохранения здоровья детей только в школе, бывает недостаточно, их следует дополнять занятиями дома и в спортивно-оздоровительных секциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи
Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...
Диагностика обученности детей младшего школьного возраста.
Диагностика обученности детей младшего школьного возраста. При использовании диагностики оценка обучающегося нравственна, т.к. в таблицах по диагностике прослеживается динамика обученности конкретного...
Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста
В материале представлены интерактивные методы, которые можно использовать в обучении детей начальной школы....
Отработка методики обучения детей младшего школьного возраста в занимательной форме. в начальной школе.
Важность игровой технологии....
Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста
Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста (Подборка психологических статей, статьи взяты из сети Internet, из печатных источников).Межличностные отношения (КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ...
Пути индивидуализации и интеграции обучения детей младшего школьного возраста.
Дидактические проблемы, над котор0й я работаю на протяжении многих лет «Языковое образование младших школьников.»На мой взгляд, более адекватно этой целиотвечают ра...
Тема самообразования "Роль игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста"
Тема самообразования...