«Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ»
статья (4 класс) по теме

Козлова Алла Васильевна

 

Развернутый ответ на тему «Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ»  из опыта работы.

        Я использую разнообразные формы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon orkse.zip16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый ответ на тему «Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ» Козловой А.В.

        Я использую разнообразные формы и методы работы. Являясь учителем начальных классов , у меня есть возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, трудовым обучением, изобразительным искусством. 

        Наиболее эффективной технологией работы на уроках в начальной школе  является игровая технология.

        Вот некоторые  словесные игры: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Назови синонимы, антонимы к словам». Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня, добролюбие, добряк и т.д.

        Любимые детьми настольные игры – кубики, мозаика, строительный конструктор, лото, как готовые выпускаемые   издательствами Русской Православной  Церкви («Спешите делать добро», «Познай Православные иконы Пресвятой Богородицы», «Мы строим храм» и другие), так и изготовленные самостоятельно. 

        Игры- драматизации, сюжетно-ролевые, где ученики разыгрывают  диалог, сюжет, делятся личным опытом, например, «В кельи у старца», «Паломники». 

        Игры–путешествия. В них ученики путешествуют  по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам. Например, игра-путешествие в страну «Добротолюбие», игра-путешествие во времена Святого князя Владимира. Игра может занимать небольшое время, часть урока – для изучения  нового и закрепления пройденного материала, для поддержания интереса урока, преодоления трудностей в изучении. Игра может иметь долговременный характер, когда на протяжении нескольких уроков дети играют в игру, итог которой является закрепление всего изученного материала. Так, например, при изучении темы «Великий пост и Светлое Христово Воскресенье» можно с детьми организовать игру «По лесенкам Великого Поста», а итоговое занятие провести в виде открытого мероприятия в параллелях или в начальной школе Праздника Пасхи.

          Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т.д.), поэтому я активно применяю  информационно-компьютерные технологии : презентации,  работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронная игра «Православие». Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую , предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки. Демонстрации видеороликов позволяет учащимся совершить виртуальную экскурсию. В сети Интернет можно  найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, а так же и учащиеся могут самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту.

       Метод проекта   ещё один вид  деятельности , который использую я на своих уроках. Часто он является результатом урока , выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Вода - дар Божий», « Пасхальное яичко».  

        Технологии сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе. Приведу  пример  некоторых форм и приемов  работы в данной технологии: беседа, взаимные вопросы и задания («Чёрный  ящик», «Волшебный мешочек »), взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью (например, по теме «Род и семья »).

         В курсе  много  различных  понятий.  Мы составляем словарь терминов и понятий,  что способствует систематизации и усвоению материала курса. А для  контроля  за  усвоением  их используется на уроках следующие приемы: 1) Домино (на  одной  части карточки записано  понятие,  на  другой  – определение ) ; 2) Кроссворды. 

        А также мы устраиваем празднование народных обычаев ( например, «Масленица» с поеданием блинов  и развлечениями на улице ), рисуем  рисунки к православным праздникам, изготавливаем поделки  (бумажный ангел, Пасхальное яйцо, рисунок с элементами аппликации  « Мой любимый Храм»  и другие).

        В конце каждого урока  идёт размышление о своём внутреннем состоянии,   то есть – рефлексия (« Что говорит моё сердечко?»).

        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий как способ формирования речевых умений учащихся

Технология РКМЧП, диагностика для выявления уровня развития речевых умений учащихся....

Статья: «Педагогические технологии - как способ развития здоровьесозидающего взаимодействия в начальной школе».

В контексте создания здоровьесозидающей образовательной среды целесообразно говорить об организации здоровьесозидающего взаимодействия учителя и ученика на уроке, так как урок – это основная фор...

Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока

В статье рассказывается о личном опыте работы с младшими школьниками. Об использовании инновационных педтехнологий в построении уроков....

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и её уровни. Дается определение понятию "педагогисеские игры" и их классификация....

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и ее уровни. Также раскрывается понятие "педагогические игры" и их классификация....