КАКОГРАФИЧЕСКИЕ НАПИСАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ
статья по теме

Алексеева Ирина Викторовна
Я . А . Коменский указывал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАКОГРАФИЧЕСКИЕ  НАПИСАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ

МАТЕРИАЛА, ИЗУЧЕННОГО РАННЕЕ.

                                                      Я так надеюсь на твоё желанье

                                                     Узнать,  постичь, преодолеть себя.

                                                    Пойдём , малыш , по лесенке познанья ,

                                                           Дай руку и не бойся: рядом я !

                                                                   С. В. Трушина

                  В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том , что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых уроков: математики, русского языка, чтения, природоведения, истории и др.

                 Возникает масса вопросов , волнующих учителя начальных классов. Как методически  грамотно и правильно выстроить уроки ? Как направить в русло учебного труда детскую любознательность и любопытство ? Как создать урок , в котором предусматриваются уважение к личности каждого ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, максимальный учёт его индивидуальных особенностей ?

               Я . А . Коменский указывал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. На мой взгляд,  наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.

Целями использования данного приёма является:

-проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;

-формирование орфографической зоркости учащихся;

-развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;

-повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;

-формирование  у  учащихся самоконтроля.

        Я считаю, что какография позволяет изменить , в определённой степени , манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.

        Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание : списать с доски в тетради предложение  

    У  гришы жыл Кот рыжык

Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»

- Не может быть ! – удивляюсь я.

И тогда дети доказывают то , что :

- в конце предложения ставится точка;

- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;

- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;

- названия животных пишутся с маленькой буквы , так как это не имена собственные.

          Это задание позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке , когда дети могут поспорить , пораcсуждать, додуматься до вывода, ответа, а не слепо, доверчиво и просто списать с доски . Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя, налицо не жесткий диктат ,а педагогика сотрудничества.

         Ещё хочу заметить , что этот приём вызывает споров и недоверия со стороны  известных педагогических деятелей и методистов, но я считаю , что использовать этот приём при закреплении и повторении пройденного не только нужно , но и необходимо , и полезно.

           «Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное ; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний , уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии , «ибо неправильно написанное  слово затверживается в памяти зрения».

       Остановлюсь ещё на вопросе применения какографии при формировании у младших школьников умения проверять написанное.

На уроке математики , в 1 классе, при закреплении приёмов сложения и  вычитания в пределах 10, мы с ребятами путешествуем по станциям . И вот следующая станция «ШКОЛА СОВЫ».Умная сова из мультфильма «Вини-Пух» открыла свою школу , но она так невнимательна и рассеянна , что некоторые задания в её школе выполняются с ошибками. Примеры , которые должны были решить дети , уже решены в «ШКОЛЕ СОВЫ» и их нужно только списать , но тут я сообщаю , что нашла по одному неверно решенному примеру в каждом столбике . Перед детьми ставится задача : прежде чем списать, проверь! В дальнейшем, когда я объявляю, что задание пришло из «ШКОЛЫ СОВЫ», дети непроизвольно начинают искать ошибки , то есть проверять уже выполненное задание и вспоминать то, что изучено раннее .

         При проверке письменной работы по русскому языку ученик часто не видит ошибок . Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв догадывается какое слово написано. Какография учит более внимательно прочитывать написанное , учит проверять, а не бездумно, неосознанно списывать.

           Но , отмечу ещё раз, что сначала в сознании младшего школьника должен запечатлеться зрительный образ верно написанного слова , а затем, после отработки соответствующего правила, необходимо упражнять учащихся в поиске ошибок на изученное  конкретное правило. Задание может звучать так: «Проверьте, верно, ли найдены буквы для безударных гласных в корне слова», «Проверьте, все ли знаки препинания между однородными членами предложения поставлены» или «Проверьте, верны ли неравенства».

             Какографические задания могут быть включены при любой форме обучения учащихся:

1). При коллективной, групповой и индивидуальной работе.

2). Как на уроке, так и во внеурочное время (различные викторины, конкурсы, КВНы и т.п.), а также при выполнении домашней самостоятельной работы.

              В заключении добавлю, что  какографические упражнения можно давать на любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных уроках) , только в незначительных размерах. Если слова , то 8-10, если предложения, то 2-3, в которых допущено 3-5 ошибок.

           Систематическое и осознанное  выполнение детьми исправлений чужих ошибок  позволяет им корректировать собственные записи , видеть и исправлять свои  ошибки , допущенные на изученные раннее орфограммы. Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преподавание уроков с использование ИКТ, эффективные приёмы и методы работы.Создание кроссвордов"

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов...

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ

Главная цель   в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социаль...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...