КАКОГРАФИЧЕСКИЕ НАПИСАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАКОГРАФИЧЕСКИЕ НАПИСАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ
МАТЕРИАЛА, ИЗУЧЕННОГО РАННЕЕ.
Я так надеюсь на твоё желанье
Узнать, постичь, преодолеть себя.
Пойдём , малыш , по лесенке познанья ,
Дай руку и не бойся: рядом я !
С. В. Трушина
В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том , что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых уроков: математики, русского языка, чтения, природоведения, истории и др.
Возникает масса вопросов , волнующих учителя начальных классов. Как методически грамотно и правильно выстроить уроки ? Как направить в русло учебного труда детскую любознательность и любопытство ? Как создать урок , в котором предусматриваются уважение к личности каждого ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, максимальный учёт его индивидуальных особенностей ?
Я . А . Коменский указывал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Целями использования данного приёма является:
-проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
-формирование орфографической зоркости учащихся;
-развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
-повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
-формирование у учащихся самоконтроля.
Я считаю, что какография позволяет изменить , в определённой степени , манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.
Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание : списать с доски в тетради предложение
У гришы жыл Кот рыжык
Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»
- Не может быть ! – удивляюсь я.
И тогда дети доказывают то , что :
- в конце предложения ставится точка;
- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;
- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;
- названия животных пишутся с маленькой буквы , так как это не имена собственные.
Это задание позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке , когда дети могут поспорить , пораcсуждать, додуматься до вывода, ответа, а не слепо, доверчиво и просто списать с доски . Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя, налицо не жесткий диктат ,а педагогика сотрудничества.
Ещё хочу заметить , что этот приём вызывает споров и недоверия со стороны известных педагогических деятелей и методистов, но я считаю , что использовать этот приём при закреплении и повторении пройденного не только нужно , но и необходимо , и полезно.
«Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное ; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний , уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии , «ибо неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения».
Остановлюсь ещё на вопросе применения какографии при формировании у младших школьников умения проверять написанное.
На уроке математики , в 1 классе, при закреплении приёмов сложения и вычитания в пределах 10, мы с ребятами путешествуем по станциям . И вот следующая станция «ШКОЛА СОВЫ».Умная сова из мультфильма «Вини-Пух» открыла свою школу , но она так невнимательна и рассеянна , что некоторые задания в её школе выполняются с ошибками. Примеры , которые должны были решить дети , уже решены в «ШКОЛЕ СОВЫ» и их нужно только списать , но тут я сообщаю , что нашла по одному неверно решенному примеру в каждом столбике . Перед детьми ставится задача : прежде чем списать, проверь! В дальнейшем, когда я объявляю, что задание пришло из «ШКОЛЫ СОВЫ», дети непроизвольно начинают искать ошибки , то есть проверять уже выполненное задание и вспоминать то, что изучено раннее .
При проверке письменной работы по русскому языку ученик часто не видит ошибок . Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв догадывается какое слово написано. Какография учит более внимательно прочитывать написанное , учит проверять, а не бездумно, неосознанно списывать.
Но , отмечу ещё раз, что сначала в сознании младшего школьника должен запечатлеться зрительный образ верно написанного слова , а затем, после отработки соответствующего правила, необходимо упражнять учащихся в поиске ошибок на изученное конкретное правило. Задание может звучать так: «Проверьте, верно, ли найдены буквы для безударных гласных в корне слова», «Проверьте, все ли знаки препинания между однородными членами предложения поставлены» или «Проверьте, верны ли неравенства».
Какографические задания могут быть включены при любой форме обучения учащихся:
1). При коллективной, групповой и индивидуальной работе.
2). Как на уроке, так и во внеурочное время (различные викторины, конкурсы, КВНы и т.п.), а также при выполнении домашней самостоятельной работы.
В заключении добавлю, что какографические упражнения можно давать на любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных уроках) , только в незначительных размерах. Если слова , то 8-10, если предложения, то 2-3, в которых допущено 3-5 ошибок.
Систематическое и осознанное выполнение детьми исправлений чужих ошибок позволяет им корректировать собственные записи , видеть и исправлять свои ошибки , допущенные на изученные раннее орфограммы. Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преподавание уроков с использование ИКТ, эффективные приёмы и методы работы.Создание кроссвордов"
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов...
«Применение эффективных форм и методов организации учебного процесса в начальной школе с использованием ИКТ»
Мастер – класс...
Выступление на районной конференции "Эффективные формы и методы работы в рамках предмета « Основы православной культуры» в начальной школе".
Опыт работы по программе Л. Шевченко " Основы православной культуры"...
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социаль...
Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).
Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...
Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).
Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чуд...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...