программа кружка проектно-исследовательского направления "Маленькие банзаровцы"
элективный курс (1 класс) по теме
Собственная исследовательская деятельность детей является одним из самых эффективных путей развития личности. Только включая детей в проектно-исследовательскую деятельность можно сформировать у них умения и навыки исследования, самостоятельного поиска истины, что в свою очередь легко переносится в дальнейшем на все виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
Программа кружка
проектно – исследовательского направления
«Маленькие банзаровцы»
Начальные классы
Учитель: Содбоева Д.Д.
2010г.
Пояснительная записка
«Образован не тот, кто много знает, а тот,
кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания»
В.П.Вахтеров
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не только выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными “нельзя”, “не тронь”, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует универсальные учебные умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебно – воспитательной деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов – классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны В.В. Давыдовым, А.И.Савенковым. В отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). По мнению В.В. Зеньковского, Н.С.Лейтес, А.Н. Поддьякова в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Опираясь на указанные научные труды, я организовала кружок «Маленькие банзаровцы» в честь знаменитого нашего земляка, первого бурятского ученого – Доржи Банзарова, который оставил глубокий след в памяти народа.
Актуальность данного опыта определяется:
– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебно – воспитательном процессе начальной школы.
Новизна представленного опыта заключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.
Ведущая педагогическая идея состоит в том, что процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия, педагогические технологии организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления. Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
- Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Ведущие методы:
- игровой,
- проблемный,
- эвристический,
- исследовательский.
Ожидаемые результаты:
Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:
- усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
- видеть проблемы,
- выдвигать гипотезы,
- давать определение понятиям,
- классифицировать,
- наблюдать,
- проводить эксперименты,
- делать выводы и умозаключения,
- добывать информацию,
- проводить самостоятельное исследование,
- делать сравнения,
- давать оценку,
- доказывать правильность точки зрения,
- составлять внутренний план умственных действий;
- применения полученных умений в реализации собственных интересов;
- развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
- личностное развитие обучающихся.
- направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем
Основные этапы выполнения проектно-исследовательских работ учащихся:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Фиксация и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы;
Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
- Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
- Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- Тема должна быть оригинальна;
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Следует запомнить, что выбор проекта – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.
Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:
- Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
- Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Подходите ко всему творчески.
Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.
На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
- первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
- второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.
Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо всячески стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Научно-исследовательская работа в 1-4 классах.
При работе над исследованием необходимо поставить цели:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся целостную картину мира;
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- Познакомить детей с этапами деятельности;
- Сформировать речевые умения.
Воспитательные:
- Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
- Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
Развивающие:
- Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
- Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
- Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Учебно-педагогические задачи:
- Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
- Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
- Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
- Составить программу по выбранной теме.
Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.
Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.
В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования: “подумать”; “задать вопросы”; “посмотреть в книгах”; “понаблюдать”; “посмотреть в других источниках”
На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.
- 2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
- 3 этап – прослушивание каждой группы.
- 4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
- 5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?
- 6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.
В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.
Класс | Этапы | Сроки | Форма | Направление |
1 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит выступление - сочинение | Тема: Тайна моего имени |
2 | 2 четверть | Тема: Вот моя деревня - вот мой дом родной | ||
3 | 3 четверть | Тема: Моя родословная | ||
4 | 4 четверть | Тема: Традиции моей семьи | ||
Летние каникулы | Мои летние каникулы | |||
2 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит Реферат | Тема: Мой родной край. |
2 | 2 четверть | Тема: Я – человек. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Мы любим труд. | ||
4 | 4 четверть | Тема: Фольклор. | ||
Летние каникулы | Тема: Мое географическое лето | |||
3 класс | 1 | 1 четверть | Подготовка проектов группой | Тема: Будущее нашей республики |
2 | 2 четверть | Тема: Я и мое здоровье. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Охрана природы. | ||
4 | 4 четверть | Тема: Богатство нашего края. | ||
Летние каникулы | Выбор темы исследования и работа с литературой. | |||
4 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит проект индивидуально | Проверка работ и индивидуальные консультации |
2 | 2 четверть | 1 предзащита. Индивидуальные консультации | ||
3 | 3 четверть | Защита проектов | ||
4 | 4 четверть | Выступления по разным инстанциям. |
Приступая к исследованию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.
В результате работы
учащиеся знают:
-структуру учебно – исследовательской деятельности учащихся;
- основное отличие цели и задач исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
-основные информационные источники поиска необходимой информации;
-способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся умеют:
Исследовательские умения
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение;
Коммуникативные умения
- Сотрудничать в процессе деятельности,
- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций.
Оценочные умения
- Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- Структурировать информацию;
- Сохранять информацию.
Презентационные умения
- Выступать перед аудиторией;
- Отвечать на незапланированные вопросы;
- Использовать различные средства наглядности;
- Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;
Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
- Проектировать процесс;
- Планировать деятельность- время, ресурсы;
-Принимать решения;
-Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Возможные результаты («выходы» ) проектной деятельности младших школьников
- Реферат;
- Альбом, газета, гербарий;
- Журнал, книжка-раскладушка;
- Костюм, макет, модель, сувенир;
- Сценарий праздника;
- Учебное пособие.
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.
Использованная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995.
4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
5.. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
8. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
9. Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. – 2007. – С. 203.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проектно-исследовательского кружка "Краеведение"
Программа проектно-исследовательского кружка предназначена для учащихся начальной школы. На занятиях дети знакомятся природой и историей родного края, села. Приобретают навыки исследования. Учат...
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...
«Введение в проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе» Программа кружка «Следопыт»
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Авторская программа по проектно-исследовательской деятельности "Узнаём сами"
Авторская программа по проектно-исследовательской деятельности "Узнаём сами"предназначенадля работы с детьми 3-4 классов,обучающихся по УМК ""Школа России"...
Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.
Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – ис...
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе....