Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.
учебно-методический материал (4 класс)
Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – исследовательская деятельность довольно актуальна: она позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, формировать положительную мотивацию и творческий подход к обучению, создавать условия для раскрытия индивидуальности, направлять на поиск учащимися решения возникшей проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchusy-sozdavaty-proekty-ghdanova-o-p_1.docx | 49.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной проектно – исследовательской деятельности
«Учусь создавать проекты»
4 класс.
Разработала: Жданова Оксана Павловна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г Тарко – Сале, Пуровского района, ЯНАО
Пояснительная записка
«Человек рождён для мысли и действия» – говорили древние мудрецы. Наша память устроена таким образом, что мы запоминаем информацию: 10% – когда читаем, 20% – когда слышим, 30% – когда видим, 70% – когда обсуждаем и 90% – когда делаем сами. И сегодня главная цель образования обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Организовать деятельность, помогающую вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, формировать положительную мотивацию и творческий подход к обучению, создавать условия для раскрытия индивидуальности позволяет проектно – исследовательская деятельность, направленная на поиск учащимися решения возникшей проблемы.
Программа курса «Учусь создавать проекты» предназначена для работы с учащимися 4 классов - 1 час в неделю (34 часа в год), разработана в соответствии с основными приоритетами школы и на основании:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
3. Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2019-2020 учебный год».
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей/Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.
Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – исследовательская деятельность довольно актуальна:
- обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка;
- помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей наук при решении одной проблемы и применять их на практике;
- развивает коммуникативные навыки;
- даёт возможность снять перегрузки с младших школьников.
Цель:
- через приобщение к проектно – исследовательской деятельности формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении;
- развивать общеучебные умения, навыки и ключевые компетенции школьников (общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования);
- создавать условия для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
- формировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к проектно – исследовательской деятельности; позитивную самооценку, самоуважение; коммуникативную компетентность в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении);
- вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно – исследовательской деятельности;
- научить учащихся сначала совместно с учителем, а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы, решать творческие и проблемные задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, уменияе контролировать и оценивать свою работу);
- формирование мировоззрения и мышления учащихся.
Развивающий:
- развитие творческих способностей и активности учащихся;
- развитие речи и навыков научного и делового общения в группах;
Воспитывающий:
- воспитание системы нравственных и межличностных отношений.
В основу программы курса «Учусь создавать проекты» положены следующие принципы:
- принцип гуманизации образовательного процесса:
- принцип научной организации;
- принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
- принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
- принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
- принцип личностно – деятельностного подхода.
Формы организации занятий курса
- игра, диалог, экскурсия, эксперимент, исследование, выставка, публичная защита проектов и исследовательских работ, творческий отчет и т.д.
В программе предусмотрено значительное количество активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогает расширить кругозор и обогатить словарный запас новыми понятиями.
Благодаря введению в образовательный процесс курса «Учусь создавать проекты» происходит повышение качества знаний учащихся по учебным предметам; развитие познавательных способностей; снижение тревожности; формирование УУД, таких как способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать друг с другом, считаться с мнением товарищей.
Ожидаемые результаты освоения программы - 4 класс
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; -ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно исследовательской деятельности. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных задач; -анализировать объекты, выделять главное; -обобщать, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.; -оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -проводить сравнение, классификацию по разным определённым критериям; -устанавливать причинно-следственные связи. | -задавать вопросы по существу; -формулировать собственное мнение и позицию; -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Содержание программы
Для работы по курсу «Учусь создавать проекты» используются тетради Р. И. Сизовой и Р. Ф. Селимовой. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачи формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию. Благодаря заданиям пособия учащиеся учатся видеть мини – проблемы, правильно находить источники информации, формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Тренинг 18ч.
Хобби. Виды проектов. Исследовательско – творческий проект. Ролево – игровой проект. Информационно – исследовательский проект. Информационно-ориентированный проект. Практико-ориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект. Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Исследовательская практика 12ч.
Правильная подготовка презентации к проекту. Работа с памяткой. Список литературы. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания. Программа МРР. Формирование умения работать с диаграммой, таблицей.
Мониторинг 4ч.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности. Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение», 2010.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008.
- Суслов Н. В. «Решаем проектные задачи» Учебно – методическое пособие. Ростов – на – Дону: ООО «Легион», 2012.
- 5. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников». Волгоград: Изд. «Учитель», 2009.
- Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. Организация проектной деятельности в школе. Волгоград: изд. «Учитель», 2008.
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»; методическое пособие 4 класс. – М., Издательство РОСТ, 2012. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2012. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Календарно – тематическое планирование (4 класс)
№ | Дата | Кол – во часов | Тема | Планируемые результаты | Форма организции деятельности | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться | |||||
1 | 1 | Твои интересы и увлечения. | Участвовать в обсуждении вопросов, планировании выступления, самостоятельном ознакомлении с памятками, обобщении полученных данных. | Работать с информацией, формировать умения презентовать свои новые интересы, проводить опыт и записывать результаты наблюдений. | Презентация-хобби. Учимся презентовать свои увлечения. Составление памятки выступающего. | |
2 | 1 | Виды проектов. | Работать с новой информацией, различать виды проектов, экспериментировать и проводить исследование, ставить опыты. | Развивать способности, анализировать и классифицировать материал | Знакомство с терминологией видов проектов. Классификация проектов по видам. | |
3 | 1 | Исследовательски-творческий проект. | Работать с научной информацией, работать в команде, отчитываться о проделанной работе. | Формировать умение решать творческие и исследовательские задачи, активизировать творческое мышление, воображение, ассоциативное мышление. | Групповая работа по созданию мини-проекта «Ребятам о зверятах» | |
4 | 1 | Творческий проект. | Участвовать в создании творческого мини-проекта, активно участвовать в поиске ответов на поставленные вопросы. | Формировать умение оценивать свои возможности в творческом проекте, активизировать творческое мышление, воображение, ассоциативное мышление. | Создание мини-проекта «Мой завтрак». | |
5 6 | 2 | Ролево-игровой проект. | Активно участвовать в обсуждении мини-проектов, новых понятий и терминов, коллективной работе над проектом, планировать и распределять обязанности между членами группы. | Формировать умение оценивать себя, приобретать социальный опыт, самостоятельно ставить цели, определять пути их достижения, находить новую информацию, получать навыки сотрудничества, проявлять творческие способности. | Создание мини-сценария по сюжету любимого произведения. Разыгрывание сюжета. | |
7 8 | 2 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. | Участвовать в самостоятельном исследовании по выбранной тематике, решать логические задачи, отвечать на вопросы по результатам исследования. | Формировать умение выдвигать гипотезу и проверять её, систематизировать и анализировать полученные результаты. | Определение проблем и задач исследования, выдвижение и проверка гипотез, наблюдения и эксперименты, анализ результатов. | |
9 10 | 2 | Информационно-исследовательский проект | Участвовать в сборе информации, проведении анкетирования, выполнять анализ полученных сведений и делать выводы, осуществлять дискуссию по результатам исследования. | Формировать умение находить нужную информацию и исследовать её. | Групповая работа. Сбор информации по теме. Создание мини-анкеты. Анкетирование. Подсчет результатов. | |
11 12 | 2 | Практико-ориентированный проект. | Участвовать в разборе информации, освоении новых понятий, чётко распределять функции каждого члена группы, поэтапно обсуждать работу группы, оформлять конечный продукт, выполнять презентацию полученных результатов и способов их внедрения в практику. | Формировать умение разработки определённой проблемы и достижения положительного результата, различать виды проектов. | Групповая работа. Создание мини-проекта «Школьная форма». | |
13 14 | 2 | Монопредметный проект. | Активно участвовать в ознакомлении с новой информацией, участвовать в игровой деятельности, обсуждении ответов на поставленные вопросы, создавать продукт проектов. | Развивать информационную компетентность, анализировать и отбирать необходимую информацию, развивать умение выбирать способы достижения поставленной цели. | Индивидуальный мини-проект | |
15 | 1 | Межпредметный проект. | Определение связей между учебными дисциплинами | |||
16 | 1 | Виды презентационных проектов. | Выбор формы презентации проекта с учетом своих интересов и способностей | |||
17 | 1 | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | Участвовать в выборе наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, изучать структуру отчётов и их виды. | Выполнять творческие задания, анализировать интерпретировать информацию. | Учимся создавать отчет о проделанной работе | |
18 | 1 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | Искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска. | Выполнять творческие задания, анализировать интерпретировать информацию. | Составление своих требований к речи выступающего. Сравнение своих требований с эталоном. | |
19 | 1 | Правильная подготовка презентации к проекту | Формировать умения в составлении требований к презентации, изучать новые понятия и применять полученные знания на практике. | Формировать умение презентовать свои достижения, развивать речевой аппарат и культуру речи, получать опыт выступления, анализировать и оценивать своё выступление. | Общие моменты разработки презентации. Групповая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту». | |
20 21 | 2 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | Ознакомиться с общими рекомендациями к публичному выступлению, отвечать на задаваемые вопросы, участвовать в составлении памятки для публичного выступления. | Формировать коммуникативную компетентность, использовать речь для планирования своей деятельности и презентации проекта. Обучиться рефлексии. | Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта. Практическая работа «Рекомендации выступающему». | |
22 | 1 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | Ознакомиться с памяткой по составлению списка используемой литературы, участвовать в практической работе по составлению списка и ссылок на разные информационные источники. | Формировать умение создавать списки используемых информационных ресурсов, формировать умение осуществлять самоконтроль и оценивать свою деятельность. | Ссылка на книгу, статью из журнала, статью из сборника, на источник, взятый из Интернета. Составление своей ссылки по эталону. | |
23 | 1 | Типичные ошибки проектантов | Участвовать в обсуждении и выделение необходимой информации, поиске типичных ошибок проектантов, в работе группы по составлению памятки. | Развивать коммуникативные умения, доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству. | Знакомимся с типичными ошибками, допущенными при подготовке и защите проекта. Составление Памятки | |
24 | 1 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | Ознакомиться с критериями оценивания проектной деятельности, анализировать полученную информацию и формулирование выводов. | Анализировать ошибки и делать выводы, развивать коммуникативные компетентности. | Учимся делать выводы: | |
25 | 1 | Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. | Искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, участвовать в практической работе по формированию умения работать с диаграммой и таблицей. | Работать в программе ММР, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с другими участниками проекта. | Освоение программы пошагово | |
26 | 1 | Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. | Освоение программы пошагово | |||
27 | 1 | Практическая работа | Использовать полученные знания работы на компьютере. | Совершенствовать умение работы на компьютере. | Создание таблицы своей успеваемости | |
28 | 1 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | Выполнять тестовую работу с последующим самоанализом и оцениванием. | Формировать умение оценивать свою работу, развивать способность к самокритике и самоанализу. | Выполнения теста. Оценивание своей работы, нахождение пробелов | |
29 | 1 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | слайдов презентации с использованием ресурсов интернета (поиск картинок, сведений по теме проекта и др.) | Совершенствовать компьютерную грамотность, коммуникативные способности, умение работать и взаимодействовать с другими участниками группы. | Работа пошагово по памятке. Творческая работа «Мое любимое животное», используя ресурсы сети Интернет. | |
30 | 1 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | Участвовать в пошаговом выполнении работы по составлению текста и настройке полей абзацев, учиться работать с инструкцией в группе. | Совершенствовать компьютерную грамотность, коммуникативные способности, умение работать и взаимодействовать с другими участниками группы. | Работа с текстом, настройка полей и абзацев. | |
31 | 1 | Твои впечатления от работы над проектом. | Самостоятельно анализировать, делать выводы, предлагать рекомендации. | Владеть навыками контроля и самоконтроля, оценивать свою работу, видеть ошибки, осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, анализировать результат своей работы. | Подведение итогов работы над проектом Групповая работа по составлению Памятки «Советы при работе с программой МРР» | |
32 | 1 | Пожелания будущим проектантам. | Участвовать в индивидуальной или групповой работе по составлению пожеланий будущим проектантам. | Формировать умения делать выводы, анализировать проделанную работу и ошибки, делать умозаключения. Развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | ||
33 | 1 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | Самостоятельно планировать и выполнять открытки-пожелания, активно участвовать в работе круглого стола, оценивании и обсуждении готовых работ. | Формировать умения высказывать слова благодарности, составлять план работы, доброжелательно и конструктивно оценивать работы. | Оформление листов-благодарностей учителю, родителям, Мудрому Дельфину | |
34 | 1 | Советы мудрого Дельфина на лето. | Активно участвовать в играх. | Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе
Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"...
Рабочая программа и КТП кружка "Учусь создавать проект"
Программа составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»....
Рабочая программа по учебному курсу "Учусь создавать проект" для 4 класса.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ исследовательского практикума «МОЙ ПРОЕКТ» для обучающихся 3-4-х классов на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности...