Программа проектно-исследовательского кружка "Краеведение"
методическая разработка на тему
Программа проектно-исследовательского кружка предназначена для учащихся начальной школы. На занятиях дети знакомятся природой и историей родного края, села. Приобретают навыки исследования. Учатся самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
проектно-исследовательского кружка
«Краеведение» для учащихся 1-4 классов
Автор:
Васильева Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Методы исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, анкетирование, практические (изготовление рисунков, плакатов, практические работы)
Результаты работы: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
Содержание тем
1 класс
Тема 1. Введение. (1 ч)
Тема 2. Наша школа. (3 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
- Экскурсия в музей-комнату В.Г.Павлова
Тема 3. Я и моя семья. (6 ч)
- Планирование проекта
- Проект «Моя родословная». Защита проекта.
- Мои родители.
Тема 4. Мое имя (4 ч).
- Планирование проекта
- Что означает мое имя? (поиск информации)
- Проект «Наши имена». Защита.
Тема 5. Моя улица (4 ч).
- Экскурсия по улицам Сунтара
- Название улицы, на которой я живу.
- Улица, на которой стоит наша школа.
Тема 6. Моя малая Родина. (4 ч)
- Экскурсия по селу.
- Памятные места.
- Рисунок «Мой Сунтар в будущем»
Тема 7. Природа нашего края. (5 ч)
- Знакомство с животными, растениями родного края.
- Сбор природного материала.
Тема 8. НПК «Первые шаги» (7 ч)
- Выбор темы проектов.
- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.
- Исследование (Сбор и уточнение информации).
- Защита проектов.
Тема 9. Уход за растениями. (5 ч)
- Ознакомление с комнатными цветами. Правила ухода за ними.
- Уход за комнатными растениями в классе, школе.
Тема 10. Конкурсы (5 ч)
- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень)
Учебный план
Количество часов в неделю: 2
Тема | Количество часов | всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2. Наша школа | - | 1 | 2 | - | 3 |
3. Я и моя семья. | 1 | 5 | - | 6 | |
4. Мое имя | 1 | 3 | - | 4 | |
5. Моя улица | - | 3 | 1 | - | 4 |
6. Моя малая Родина | - | 2 | 2 | - | 4 |
7. Природа нашего края | 1 | 4 | - | 5 | |
8. НПК «Первые шаги» | 1 | 6 | - | 7 | |
9. Уход за растениями | 1 | 4 | - | 5 | |
10. Конкурсы | 5 | 5 | |||
Всего часов: | 6 | 33 | 5 | 44 |
2 класс
Тема 1. Введение. (1 ч)
Тема 2. Нашей школе 20 лет. (6 ч)
- Экскурсия в школьный музей.
- Конкурс рисунков, сочинений «Имя твое учитель»
- Конкурс рисунков «Оскуолам барахсан»
- Групповой проект «Оскуола: уруккута, билиңңитэ, инникитэ»
- Проект «В.Г.Павлов үлэтин маңнайгы сађалааһына»
Тема 3. Я и моя семья. (2 ч)
- Конкурс рисунков «Моя мама»
Тема 4. Я и мои друзья (3 ч).
- «Веселые старты» спортивное соревнование.
- «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
Тема 5. Талантливые дети (6 ч).
- Экскурсия в «Дом Олонхо»
- Изготовление поделок к выставке прикладного творчества.
Тема 6. Моя малая Родина. (4 ч)
- Экскурсия по Сунтару (маршрут «Памятники»)
- Сбор информации. Посещение библиотеки
Тема 7. Природа нашего края. (6 ч)
- Сбор природного материала.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Уход за рассадой цветов, за комнатными цветами.
Тема 8. НПК «Павловские чтения», «Первые шаги» (16 ч)
- Выбор темы проектов.
- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.
- Исследование (Сбор и уточнение информации).
- Экскурсия в музей ССОШ №1
- Защита проектов.
Тема 9. 65-летие Великой Победы. (9 ч)
- Моя семья в годы войны
- Проект «Танк – байыаннай массыына»
- Конкурс рисунков «Суох буоллун сэрии»
Тема 10. Конкурсы (7 ч)
- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень
Учебный план
Количество часов в неделю: 2
Тема | Количество часов | всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2. Нашей школе 20 лет. | - | 5 | 1 | - | 6 |
3. Я и моя семья. | 2 | - | 2 | ||
4. Я и мои друзья | 2 | 1 | 3 | ||
5. Талантливые дети | - | 5 | 1 | - | 6 |
6. Моя малая Родина | - | 2 | 2 | - | 4 |
7. Природа нашего края | 6 | - | 6 | ||
8. НПК «Павловские чтения», «Первые шаги» | 4 | 11 | 1 | - | 16 |
9. 65-летие Великой Победы | 1 | 8 | - | 9 | |
10. Конкурсы | 7 | 7 | |||
Всего часов: | 6 | 48 | 5 | 1 | 60 |
3 класс
Тема 1. Введение. (1 ч)
Тема 2. «2010 год – Год Учителя». (3 ч)
- Профессия «учитель».
- «Наши любимые учителя» (эссе);
Тема 3. Я и моя семья. (6 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
- Творческий конкурс “Старая фотография рассказала…”
- Творческий конкурс «Моя мама»
Тема 4. Я и мои друзья (6 ч).
- «Что такое дружба?» (сочинение-рассуждение)
- Наши любимые игры.
- Подвижные игры.
Тема 5. Талантливые дети (3 ч).
- Творческие выставки учащихся (рисунки, поделки)
- Индивидуальная самостоятельная работа дома
Тема 6. Моя малая Родина. (6 ч)
- Урок-экскурсия по улицам родного села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
- Творческий проект «Моя улица»
- Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 7. Природа нашего края. (12 ч)
- Сбор природного материала.
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
- Совместно с учителями обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
- Творческая работа-создание Красной книги.
- Экскурсии, походы
Тема 8. НПК «Первые шаги» (14 ч)
- Выбор темы проектов.
- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.
- Исследование (Сбор и уточнение информации).
- Экскурсия в музей.
- Защита проектов.
Тема 9. Наше село в годы Великой Отечественной войны. (9 ч)
- События истории, жизни и деятельности героев войны.
- Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
- Экскурсия в места боевой славы. “Дедушкины ордена и медали”
Тема 10. Конкурсы (8 ч)
- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень)
Учебный план
Количество часов в неделю: 2
Тема | Количество часов | всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2. «2010 год – Год Учителя». | - | 3 | - | 3 | |
3. Я и моя семья. | 6 | - | 6 | ||
4. Я и мои друзья | 3 | 3 | 6 | ||
5. Талантливые дети | - | 3 | - | 3 | |
6. Моя малая Родина | 1 | 3 | 2 | - | 6 |
7. Природа нашего края | 3 | 6 | 3 | - | 12 |
8. НПК «Первые шаги» | 3 | 9 | 2 | - | 14 |
9. Наше село в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 8 | - | 9 | |
10. Конкурсы | 8 | 8 | |||
Всего часов: | 9 | 49 | 7 | 3 | 68 |
4 класс
Тема 1. Введение. (1 ч)
Тема 2. Международные спортивные игры «Дети Азии». (3 ч)
- Спортивные соревнования;
- «Любимый вид спорта» рисунки, сочинения;
- Известные спортсмены.
Тема 3. Я и моя семья. (6 ч)
- Профессии моих родителей.
- Творческий конкурс «Традиции моей семьи»
- Творческий конкурс «Моя мама»
Тема 4. Я и мои друзья (6 ч).
- «Мои летние каникулы»
- «Что такое дружба?» (сочинение-рассуждение)
- Творческий конкурс «Мой друг, подруга»;
- Какие мы? (социологический проект)
- Подвижные игры.
Тема 5. Талантливые дети (3 ч).
- Творческие выставки учащихся (рисунки, поделки);
- Индивидуальная самостоятельная работа дома
Тема 6. Моя малая Родина. (6 ч)
- Урок-экскурсия по улицам родного села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
- Творческий проект «Моя улица»;
- Знаменитые люди района;
- Участие в НПК «Край мой родной»
- Экскурсия в музей;
- Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего села”.
Тема 7. Природа нашего края. (12 ч)
- Сбор природного материала.
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
- Совместно с учителями обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю;
- Творческая работа-создание Красной книги.
- Экскурсии, походы
Тема 8. НПК «Первые шаги» (14 ч)
- Выбор темы проектов.
- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.
- Исследование (Сбор и уточнение информации).
- Экскурсия в музей.
- Защита проектов.
Тема 9. Наше село в годы Великой Отечественной войны. (9 ч)
- События истории, жизни и деятельности героев войны.
- Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
- Экскурсия в места боевой славы.
Тема 10. Конкурсы (8 ч)
- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень)
Учебный план
Количество часов в неделю: 2
Тема | Количество часов | всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2. «Дети Азии». | - | 3 | 3 | ||
3. Я и моя семья. | 6 | - | 6 | ||
4. Я и мои друзья | 3 | 3 | 6 | ||
5. Талантливые дети | - | 3 | - | 3 | |
6. Моя малая Родина | 1 | 3 | 2 | - | 6 |
7. Природа нашего края | 3 | 6 | 3 | - | 12 |
8. НПК «Первые шаги» | 3 | 9 | 2 | - | 14 |
9. Наше село в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 8 | - | 9 | |
10. Конкурсы | 8 | 8 | |||
Всего часов: | 9 | 49 | 7 | 3 | 68 |
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- историю своей семьи, школы;
- названия улиц, культурных центров, памятных мест родного села;
- знаменитых людей родного села, края;
- особенности природы родного края;
- общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.
- правила поведения в музеях, культурных учреждениях.
- практические навыки исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять анализ объектов;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы;
- пользоваться со справочным материалом;
- проводить небольшие исследовательские работы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
Программа. Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат....
Отзыв на программу проектно-исследовательской деятельности "Дорогая моя столица".
Отзыв. Гимназия №1514....
Отзыв на программу проектно-исследовательской деятельности "Дорогая моя столица".
Отзыв. Администрация ГБОУ СОШ №433....
Программа проектно-исследовательской деятельности "Дорога открытий"
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать ...
Рабочая программа "ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...