Особенности обучения мальчиков при раздельном обучении
статья (2 класс) по теме
Отличие обучения и воспитания мальчиков в отдельности от девочек. В чем секрет мальчиков. Какие они мальчики? Первый опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_malchikov.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения мальчиков при раздельном обучении
Период младшего школьного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые вложила в них природа. И каждый год обучения мы все старательно стремимся к реализации этой цели.
Но эти уникальные возможности, которые даны ребенку полом, т.е. у девочек и мальчиков, совершенно разные. Поэтому мы и решили понять суть этих вопросов.
Главной целью нашего проекта является гармоничное, личностное развитие ребенка, в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек. Создать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие развитию потенциала личности мальчиков и девочек на начальной ступени обучения.
Слайд
Конечно, создавая классы мальчиков и класс девочек, мы понимали, что для мальчиков лучшим бы учителем был бы педагог-мужчина. Но так как такой возможности, не оказалось, пришлось нам, учителям-женщинам, самим делать выбор.
Не окунаясь в эту работу, сначала все учителя предполагают, что это не сложно, и с мальчиками даже будет легче. Это обманчивое предположение.
Я работаю второй год с мальчиками. И могу точно сказать, что воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. слайд
Каждый из нас живет в одном мире (мире женщин или мире мужчин) и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного.
Волею судьбы так случилось, что все свои детские годы, начиная с младенчества, провела среди мальчиков, так как большей частью воспитания и организацией моего свободного времени занимались братья и отец. И как бы, не желая этого, я сама жила в двух мирах женском и мужском, больше познавая мальчишечьи интересы, забавы и увлечения. И не смотря даже на это, сложно понять мир мальчиков и мужчин, осознать, измениться. слайд
Поэтому для осуществления поставленных задач, я как учитель, работающий с мальчиками, обязана понять их уникальный мир, как бы окунуться в него, чтобы помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если желаю воспитать мужчину, а не бесполое существо.
Что же это за мир? Мир мальчиков?
Мальчики отличаются от девочек с социальной, биологической и психологической точек зрения.
Поэтому сразу можно было предположить что будут различия:
--в подходе путей формирования познавательных функций, темпов;
-- стратегий и, способов переработки и усвоения информации;
-- организации внимания;
--в формах активации эмоций;
--в мотивации деятельности
--оценки достижений;
--в поведении.
А из научных источников мы все знаем, что у мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.
И на основе этого мне необходимо было учесть, что развитие речи, рационально-логическое мышление, будут происходить медленнее, но лучше будет развита образно-чувственная сфера.
Поэтому выстраивая учебную деятельность, а главное желание получения результата, обратной связи надо было понимать некоторые закономерности, характерные для мальчиков:
# им важно понять принцип, смысл задания; и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”; слайд
(после показа образца поделки, будут стараться сами сделать, даже не зная алгоритма выполнения, не будут слушать объяснение пока сами не попробуют, обратятся к учителю, только в случае неудачи. Но если получилась похожая, аналогичная работа, ни за что не будут переделывать как в образце – это их конструкция, создание, произведение. Поэтому достаточно объяснить принцип и цель работы)
#с интересом и лучше девочек выполняют задания на сообразительность;
# не терпят однообразия (писать долго одну и ту же букву, изучать один и тот же прием, выполнять одну и ту же поделку…)
#лучше выполняют задания при ярком свете;
# новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного). (Легко выдают ответ решения задачи, уравнения, научить записать, разложить все по полочкам, действиям сложно; Для преодоления трудностей приходится становиться космонавтами, астронавтами, путешественниками, спасать какие-либо математические, лингвистические миры, соревноваться.) слайд
# мелкая моторика развита хуже, почерк, неровный, некрасивый, оригинальный. слайд
(Но ко второму классу у многих выравнивается, становится разборчивым, аккуратным, красивым.)Плохо вырезают детали ножницами, наклеивают неаккуратно. Слайд
# в речевых навыках, тоже уступают девочкам, говорят только главное, существенное, без подробностей и описаний.
# мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, быстрее реагируют на любую информацию о действиях, (пишем, читаем, играем, танцуем, отдыхаем)
#Вопросы задают только для получения точного и конкретного ответа.
#Лучше развиты визуально- пространственные способности. Им хорошо дается геометрический материал. Они легко ориентируются в пространстве, в тетради. Выполняют задания на построения, с интересом доказывают геометрические аксиомы.
Без труда находят в окружающей обстановке предметы, состоящие по форме из геометрических фигур.
#труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
# включаются в работу, в погружение новой темы, проблемы медленно, но схватывают основное и главное, остальное все для них может не иметь значения.
#Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку их деятельности и поведения, готовы перестроиться, только тогда, когда взрослые доброжелательны и спокойны. (Если в чем-то провинился, не стоит много времени тратить на тираду воспитательных слов. Он будет слышать вас только первые минуты, так как этого времени достаточно, чтобы отреагировать на ваши слова, а далее как бы закрывает слуховой канал и не воспринимает остальную массу слов.
#Если взрослые подавляют, пытаются подчинить мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Лучше спокойно, доброжелательно вместе разобраться, и дать ему понять что, зачем и почему надо делать так, а не иначе. В другом случае просто отвернутся, замкнутся и будут молчать.
#Для мальчиков принципиально важно, что оценивают, а не как. (Ребята, посмотрите, какая замечательная поделка получилась у Владимира, мне очень понравилось как ты сегодня написал эти буквы, предложение; все работы в тетрадке Даниила выполнены аккуратно, как это замечательно.)
#Для мальчиков также важно, чтобы оценивали его в присутствии важных для него лиц.
(В присутствии мамы, папы, бабушки, друга.)
#. В поведении мальчики более возбудимы, несдержанны, раздражительны. Поэтому однообразный, монотонный вид работы на уроке не для них.
Чтобы их увлечь, необходима проблема, которую надо решить, соревнование, игра, ребусы, шифровки, монтаж, сбор из деталей, кусочков какого-то предмета. Им нравится быть учеными, исследователями, космонавтами, путешественниками.
# Мальчики испытывают колоссальную потребность в активном движении. Поэтому физминутки, очень важны на уроке. Также лучше включать изучение каких-либо понятий, тем через движение. Например, определение живых и неживых предметов, хлопают, топают, различный ритмический счет с движениями, построение для определение первого и последующего, высокого и низкого и др.
#К девочкам негативного отношения, нет. Играют с ними, но чтобы привлечь внимание могут применить физическую силу: толкнуть, дернуть за волосы, причем не имея никакой на них обиды.
# Мальчики быстро снимают эмоциональное напряжение ( в случае их обиды) и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Через несколько минут забудут, что были обижены и будут тут же играть, бегать, прыгать, или сменят вид деятельности, уйдут подальше от обидчика.
#Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.
Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.
Общей целью воспитания является создание условий для самоактуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря отдыха, прогулки на природу и чаепития. Да много ещё чего есть увлекательного для школьников-малышей.
Поэтому активно занимаемся внеурочной деятельностью, которая проводится совместно с девочками.
Учителями разработаны программы кружков и студий:
«Маленький художник» , где дети познают основы изобразительного искусства, рисуют работы на выставки и конкурсы. слайд
«Мы разные, но мы вместе», где дети учатся уважительно относиться к друг другу, людям разных национальностей, разным по возрасту, разным по полу.
«Проектная деятельность» - учимся создавать первые проекты
«Школа вежливости» - учимся хорошим манерам, красивой речи, уважительного отношения друг к другу.
Занятия в ДДТ «Наша Гавань» - ритмика и бисероплетение
В школе проводили совместные праздники с девочками, мальчиками и их родителями.
Слайды
Участвуем в городской программе, семинарах, конкурсах, акциях, викторинах.
Все это замечательно, но в нашем проекте по раздельному обучению есть еще одна очень важная задача: повышение качества успеваемости.
И результаты окончания первого года обучения нас тоже очень интересовали.
Мониторинг комплекстной работы показал:
Диаграмма показывает, что универсальные учебные действия лучше сформированы у девочек.
Итоги комплексных работ 1-2 классов
1 А класс - 25 чел. Учитель Никуленко Н.М.
Выполняли работу- 25 чел.
Уровень выполнения | Базовый уровень | Повышенный уровень | Максимальный результат | оценка | |||
Высокий | 8-9 б . | 5 чел. | 8-9 б . | 2 чел. | 16-20 б. | 9 чел | «5» - 9 чел. |
Хороший | 6-7 б. | 11 чел. | 6-7 б. | 7 чел. | 12-14 б. | 5 чел | «4» - 5 чел. |
Средний | 4-5 б. | 6 чел. | 4-5 б. | 4 чел. | 9-11 б. | 6 чел | «3» - 6 чел. |
Низкий | 1-3 б. | 3 чел. | 1-3 б. | 12 чел | 1-8 б. | 5 чел | «2» - 5 чел. |
1Б класс . Учитель: Новикова Х.С.
Выполняли работу- 21 чел.
Уровень выполнения | Базовый уровень | Повышенный уровень | Максимальный результат | оценка | |||
Высокий | 8-9 б . | 15 чел. | 8-9 б . | 2 чел. | 16-20 б. | 4 чел. | «5» - чел. |
Хороший | 6-7 б. | 4 чел. | 6-7 б. | 3 чел. | 12-14 б. | 14 чел. | «4» - чел. |
Средний | 4-5 б. | 2 чел. | 4-5 б. | 11 чел. | 9-11 б. | 2 чел. | «3» - чел. |
Низкий | 1-3 б. | 1-3 б. | 3 чел. | 1-8 б. | 2 чел. | «2» - чел. |
Девочки показали лучший результат выполняя базовый уровень, а мальчики повышенный, что доказывает все теории о половом развитии девочек и мальчиков.
Результаты контрольных работ
Из данной диаграммы можно сделать вывод, что девочки опережают мальчиков в освоении знаний русского языка, математики, чтения.
В течении года приходилось работать и с родителями.
Что советуем родителям?
Другой аспект деятельности педагога начальных классов в решение задач поло ролевого воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу.
Истинные мужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством поло ролевого воспитания.
Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи, умело проведенные этические беседы - вот в чем задача учителя. Вот некоторые темы для обсуждения с детьми:
●Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье.
●Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей (продолжение рода, воспитание детей).
●Периоды в жизни человека (до рождения, грудной период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), их основные особенности.
●Мужские и женские роли в семье и в обществе, основные различия между мужчиной и женщинами, лежащие в основе разделения ролей. Как лучше организовать взаимодействие членов семьи в домашних делах.
●Мальчики и девочки должны лучше знать друг друга. Значение дружбы между ними.
●Особенности мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Различия и сходство между ними. Их положительные качества. Необходимость ценить и учитывать эти качества
Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. Желательно приглашать на собрании школьного врача и психолога.
Примерные лекции для родителей
●Психосексуальное развитие ребенка от 0 до 7 лет. Возрастные особенности младшего школьника.
●Основные этапы психосексуального развития. Пол ребенка: родительские ожидания и предпочтения. Родительское поведение. Половые различия в поведении, сексуальное поведение. ●Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.
●Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками вне семьи; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.
●Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.
Итог:
Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерная педагогика. Вопросы раздельного обучения мальчиков и девочек
Данная статья рассказывает об основных аспектах раздельного обучения мальчиков и девочек...
Особенности проведения уроков математики в классе девочек при параллельно-раздельном обучении
Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по-разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. И педагог должен, с одной...
Влияние раздельного обучения на образовательные результаты.
Модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определѐнной суммы знаний, но и прежде всего на развитие его личности, его познавательных спосо...
Статья "Особенности обучения мальчиков и девочек"
Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки требуют от преподавателя разного подходов к преподаванию. Статья посвящена разным методам и приёмам , необходимым в процессе работы....
Статья на тему "Особенности работы в классах с раздельным обучением детей "(современный взгляд на проблему)
Данная статья помогает узнать об особенностях работы в классах с раздельным обучением....
Раздельное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании.
Наша школа на протяжении всех лет ее существования занимается поиском новых, эффективных, оптимальных методов, форм обучения, образовательных моделей. Развивающемуся обществу нужны современно об...