Особенности проведения уроков математики в классе девочек при параллельно-раздельном обучении
статья по математике на тему
Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по-разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. И педагог должен, с одной стороны, помочь школьнику или школьнице раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему его полом, а с другой, учитывая гендерные особенности, перестроить учебный процесс в соответствии с принципами обучения мальчиков и девочек. В своей статье рассматриваются особенности обучения девочек математике с учётом их гендерных особенностей; приведён конспект урока математики во 2 классе по теме "Умножения на 0 и 1".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kazanceva_.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Т.А.,
учитель начальных классов МБОУ Лицей «Эврика»
Об особенностях проведения уроков математики в классе девочек
при параллельно-раздельном обучении
Обучение математике в начальной школе рассматривается как начальная ступень в овладении школьным курсом математики в целом. Поэтому учащиеся должны сознательно и прочно овладеть определённым кругом знаний, умений и навыков и применять их в определенных условиях.
Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по-разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. И педагог должен, с одной стороны, помочь школьнику или школьнице раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему его полом, а с другой, учитывая гендерные особенности, перестроить учебный процесс в соответствии с принципами обучения мальчиков и девочек.
Специфика мышления младших школьников в том, что у детей пока недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а образовательная система «Школа 2100» значительно расширяет возможности педагога и учащихся. Обучение веду на основе интегрированных технологий, деятельностного подхода, что способствует формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных способностей, личностных качеств. Но учитывая гендерные особенности девочек, я стараюсь излагать учебный материал на доступном девочкам языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Девочка-аудист использует свой мозг в качестве магнитофона. Поэтому, на уроках девочки проговаривают вслух хором математические термины, вычислительные действия, условия задач и т.д. Ученица - кинестекик способна запоминать через двигательную активность способна запоминать через двигательную активность. Она выполняет различные движения руками или туловищем на определённое суждение или правило. Девочке – визуалистке необходимы опорные схемы и таблицы.
Уроки математики, посвящённые изучению нового материала, имеют следующую структуру: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи, «открытие» детьми нового знания, первичное закрепление, самостоятельная работа с само- или взаимопроверкой и самооценкой, подведение итогов урока. Эмоциональный настрой – обязательная часть каждого урока в классе девочек. Такой настрой создаю, используя музыку, стихи, цитаты, элементы тренинга, психологических игр и т.д.
Учебный материал математики Л.Г. Петерсон даёт большие возможности обучению доказательств. Но девочек пугает требование: «докажи». Чтобы девочки не боялись, чтобы сделать это слово для девочек привычным, на уроках использую модели типовых задач, различные пошаговые памятки и т.д., самоанализ. Для развития пространственных представлений провожу практические работы, связанные со сгибанием листа бумаги, вычерчиванием и вырезыванием геометрических фигур, склеиванием объёмных геометрических фигур.
Девочки больше опираются на механическое запоминание, всегда учат правила. У девочек короче период врабатываемости, поэтому на уроке им не приходится тратить время на подготовку к работе. Так, после устной работы по повторению пройденного, сразу перехожу к изучению нового материала. Для девочек очень важна связь нового материала со старым. Например, при изучении письменного приёма деления обязательно вспоминаем деление с остатком. При решении примеров на внетабличное умножение вспоминаем правило умножения числа на сумму и суммы на число. Т.е. всегда нужна цепочка связи с ранее изученным материалом и нового. Девочки лучше усваивают информацию, уложенную в схему. Поэтому при изучении любой темы составляю правило – алгоритм, которым потом пользуются девочки при выполнении подобных типовых заданий. Так, например, при решении составных уравнений (3 класс) составляю с девочками правило – алгоритм. Чтобы составное уравнение, надо:
1) найти последнее действие;
2) выделить «целое» и «части»;
3) «упрощаем» уравнение, выполняя необходимые вычисления;
4) в простом уравнении снова выделить «части» и «целое»;
5) установить связи между известным и искомым, найти корень уравнения;
6) выполнить проверку.
При обучении математики девочки лучше и быстрее выполняют однотипные задания. Девочкам необходимо информацию преподносить упорядоченно, им свойственен размеренный темп подачи материала.
Лучше всего девочки работают на пошаговых технологиях, работа на уроке идёт путём перехода от простого к сложному.
При решении задач для девочек важна содержательная сторона задачи. Они затрудняются решать задачи, связанные с техникой, станками. Поэтому приходится по ходу менять условие задачи на темы, близкие им (магазин, кулинария, шитьё и т.п.). По своей природе девочки не выдерживают большого темпа. Для них важно писать красиво, аккуратно, но подчас за этой прилежностью кроется потеря смысла задания.
На уроках использую различные формы работы: в группах, в парах, коллективные. Но при этом работа в группе должна быть на равных, нельзя кого-то назначать главным, сразу начинаются обиды, и девочка может просидеть обиженной весь урок. Хвалить надо тоже аккуратно, т.к. девочки очень ревнивы. Хвалить приходится вообщем, не называя имён, или наедине. Ещё я заметила, что отвечая, девочка, как правило, смотрит в глаза учителя и улавливает малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, и тут же скорректируют свой ответ.
Девочки смотрят учителю в глаза и послушно кивают головой на вопрос; «Всё ли понятно?». Девочки достаточно быстро усваивают информацию, но мало её исследуют. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе. Они обращают внимание, прежде всего на то, как к ним относятся. У девочек всегда две задачи: быть «хорошей» и в то же время поддерживать, возможно, хорошие отношения с окружающими, чтобы с их помощью достигнуть собственных целей.
Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Если возникает конфликт, девочки обижаются, теряют охоту к совместной работе.
Работая в классе раздельного обучения, необходимо отметить, что дети в таком классе чувствуют себя уютнее, не боятся высказывать мнение, не боятся выходить к доске, не боятся сделать ошибки (одноклассницы тут же поспешат на помощь), всегда имеют желание работать и отвечать и даже обижаются, если их не спрашиваю, чего зачастую нет в классах смешанного типа.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что гендерный подход в обучении более успешно развиваться в школьной среде взаимоотношений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности и способствует сохранению и укреплению психического и эмоционального здоровья детей. Но при реализации задач учебно- воспитательного процесса, возникает ряд проблем:
- современные школьные системы не предусматривают подходы к учебно-воспитательному процессу с учётом гендерных особенностей детей;
- недостаточно научно-методической литературы по обучению детей разного пола;
Жизнь не стоит на месте. Каждому учителю сегодня необходимо составить программу собственного профессионального развития, овладеть технологиями работы в системе различных УМК, учитывая психофизиологические особенности мальчиков и девочек.
Литература:
1. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с.
2. Раздельное обучение мальчиков и девочек: наука, методика, результаты. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России» - М., «М-Мега», 2010. – 480 с.
Урок математики во 2 классе
(урок комплексного применения знаний и умений)
УМК «Школа 2100»
Тема: Умножение на о и на 1.
Цель: создание условий для рассмотрения частных случаев умножения с 0 и 1;
Задачи: развивать умение ставить и решать проблему; совершенствовать вычислительные навыки, развивать мышление, математическую речь; побуждать учащихся к активности, самостоятельности; воспитывать умение сотрудничать на уроке.
Формируемые УУД: Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников.
Познавательные логические: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы; умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, ноутбук); формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.
Личностные: самооценка и самоопределение.
Осваиваемые понятия: умножение, множители, произведение, перестановка множителей
Планируемые результаты урока: в результате освоения данной темы учащиеся научатся правильно выполнять частные случаи умножения с 0 и 1.
Ресурсы: Петерсон, Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 2. – Изд. 2-е, перераб./ Л.Г. Петерсон . – М.: Издательство «Ювента», 2010;
электронные образовательные ресурсы УМК «Начальная школа» (Уроки и медиатека Кирилла и Мефодия), Netbooks, наушники (по числу учащихся), музыкальный центр с аудиозаписями, компьютер учителя, проектор, интерактивная доска
Урок проводился с учётом гендерных особенностей (в классе обучаются только девочки) с использованием здоровьесберегающих технологий.
Этапы урока | Формируемые УДД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Органи- зационный момент | Личностные УУД: Самоопределение (внутренняя позиция школьниц, самоуважение), Смыслообразова- ние (мотивация) | 1. Психологический настрой детей на урок, проверка готовности к уроку: Звучит музыкальный отрывок (Песня Звездочёта из оперы Римского–Корсакова «Золотой петушок») - Что представили, слушая музыку? Куда она нас привела? В сказке о золотом петушке живёт Звездочет. Он умеет зажигать и считать звезды на небе. А мы сегодня зажжём звёздочки в нашем классе. Хотите? Тогда за работу! У нас всё обязательно получится! | Девочки занимают свои места, проверяют готовность к уроку. Слушают музыку, рассуждают. |
2. Целепо- лагаие и мотивация | Регулятивные УУД: управление своей деятельностью | 1. На доске двуцветная картинка с числами: 5 1 10 33 2 4 93 6 5 3 8 - Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами. Все «красные» числа – чётные, а «синие» - нечетные.) - Какое число «лишнее»? Почему? -Запишите сумму всех «красных» чисел: 10+2+4+6+8=30 . - Что записали? Можно ли сумму данных слагаемых заменить умножением? Почему? - Есть ли среди данных одинаковые числа? Сколько их? Запишите их сумму: 3+3+3+3= - Можно заменить умножением? - Назовите компоненты умножения. - Что обозначает первый множитель? - Что обозначает второй множитель? | Девочки выполняют задания «Зажигают» 1-ю звёздочку (прикрепляется на доске) |
«Зажигают» 2-ю звёздочку (прикрепляется на доске) | |||
3. Актуализация знаний | Познаватель- ные УУД: работа с информацией; использование знаково-символических средств; выполнение логических операций | Задание 1. - Рассмотрите выражения. Что можете сказать? Какое задание можно выполнить? 11+11+11+11+11 34+34+34+34 а+а+а (Заменить сумму произведением) - Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждое из которых равно 11, поэтому оно равно 11•5) Аналогично рассматриваются равенства: 34•4, а•3. | Девочки заменяют сумму умножением, объясняют свои действия |
Задание 2. - А теперь выполните обратную операцию: 88•2, 5•4, в•3 (88+88, 5+5+5+5, в+в+в) - Мы хорошо поработали, а теперь поймайте звездочки, которые будут загораться в нашем классе. | «Зажигают» 3-ю звёздочку «Зажигают» 4-ю звёздочку | ||
4. Открытие новых знаний | Познаватель- ные УУД: работа с информацией; использование знаково-символических средств, обобщенных схем умножения; выполнение логических операций; | Физминутка для глаз Смена поз (направо: 5•7=35, 5•8=40. - Продолжите её теперь налево: 5 ● 2 5 ● 1 5 ● 0 - Давайте заменим произведения суммой чисел и найдем ответ. 5 ● 2 = 5+5 = 10 5 ● 1 = ? 5 ● 0 = ? из положения сидя в положение стоя и наоборот)
0----5----10----15----20----25----30---35 - Продолжите эту закономерность - А что означают выражения 5•1, 5•0? (Сумма одного слагаемого, равного 5; сумма нуля слагаемых, равных 5) - В чём затруднение? Чем эти выражение не похожи на предыдущие? (Суммы с одним слагаемым или без слагаемых не бывает.) - Какой же вопрос будем исследовать на уроке? (Как умножить число на 1 и на 0 .) | Девочки выполняют физминутку, Мменяются местами Работают фронтально, а затем в группах; выполняют вычисления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"
Презентация выступления на ШМО учителей начальных классов....
Особенности развивающих уроков математики в классах девочек, в начальной школе.
Мы очень часто восхищаемся сообразительностью, талантливостью детей, однако каждодневное волнение, тысячи забот, хлопот и огорчений настолько поглощают нас, что мы иногда не в состоянии увидеть затае...
Особенности развивающих уроков математики в классах мальчиков, в начальной школе.
Преподавание математике в классах мальчиков с учетом гендерных особенностей...
Урок математики 4 класс по ОС Школа 2100. Данный урок проведен в задачной форме обучения.
Урок математики по теме "Среднее арифметическое" проведен в задачной форме обучения....
Конспект урока математики 2 класс с применением технологии дифференцированного обучения.
laquo;Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в концентре 100»....
"Особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе"
В данной статье перечислены особенности проведения урока в личностно-ориентированном обучении в начальной школе....
Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).
У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в поним...