Педагогические чтения "СИТУАЦИЯ УСПЕХА"
учебно-методический материал по теме
Обощение опыта. Выступление на педагогичесикх чтениях по теме "Ситуация успеха".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya_chteniya_situatsiya_uspekha.doc | 42 КБ |
pedagogicheskie_chteniya_chteniya_situatsiya_uspekha.ppt | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
На сегодняшний день российское общество находится в ситуации постоянного развития социальных структур. Процесс модернизации всех без исключения компонентов общественного устройства предъявляет и к образованию новые стандарты. Современная школа обращается к специфической педагогической деятельности по созданию учащимся оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, способности к самообразованию, самореализации. Стандарты общего образования поставили перед школой новые задачи, которые все чаще и чаще не могут быть реализованы в рамках традиционной модели образования и предполагают ее переориентацию. Данное положение влечет за собой изменение целевой направленности, содержания, методических приемов, способов взаимодействия субъектов образования, показателей результативности начального обучения. Иными словами, возникает необходимость в новых подходах к организации учебной деятельности младших школьников.
На наш взгляд, одной из важнейших задач начальной школы является подготовка ребенка к дальнейшему обучению путем приобретения новых знаний, умений и навыков.
Назначение деятельности учителя – всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель обязан способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.
Учебно–познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности.
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна, Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного процесса. Ядром системы образования провозглашается личность обучаемого.
Развитие познавательных интересов младших школьников в процессе обучения – актуальнейшая проблема современности.
Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности. Эффективным средством формирования интереса школьников, на наш взгляд, может быть ситуация успеха. Для любого школьника можно создать такие условия, при которых учёба станет для него источником «радости, восторга и удивления».
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в условиях модернизации российского образования произошёл перевод ребёнка в позицию субъекта учебной деятельности, а создание ситуации успеха способствует приобретению учащимися уверенности в своих возможностях, что влияет на создание благоприятной психологической атмосферы в учебной деятельности, формирование положительной мотивации. Главный смысл деятельности учителя именно в том и состоит, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Таким образом, проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью развития познавательной активности учащихся начальной школы в процессе обучения и отсутствием соответствующих приёмов создания ситуаций успеха для каждого младшего школьника.
Тема, связанная с созданием ситуации успеха, не могла не заинтересовать нас. Как сделать обучение интересным? Как развить познавательную активность учащихся в процессе обучения? Какова роль ситуации успеха? На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы в нашем исследовании.
В связи с этим, мы считаем, что тема «Использование ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов в процессе обучения», связанная с необходимостью разработки комплекса приёмов и методов создания ситуаций успеха для младших школьников, является актуальной.
Исходя из имеющихся проблем, определим основные позиции исследования:
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности учащихся посредством создания ситуации успеха на уроке.
Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности учащихся посредством создания ситуации успеха на уроке.
Гипотеза исследования: мы считаем, что создание ситуации успеха в процессе обучения младших школьников обеспечит развитие их познавательной активности, если при этом систематически выполняются следующие условия:
- Осуществляется учёт данных диагностик личностных особенностей каждого ребёнка. (пример.)
- Применяется дифференциация учебных заданий.
- Используется комплекс приёмов, адекватных личностным особенностям учащихся. (пример.)
Задачи исследования:
- Изучить современные подходы к развитию познавательной активности младших школьников в процессе обучения посредством создания ситуаций успеха.
- Подобрать пакет диагностик личностных особенностей учащихся начальных классов. (пример.)
- Разработать систему дифференцированных учебных заданий, адекватных личностным особенностям учащихся по каждому учебному предмету.
- Разработать комплекс приёмов создания ситуации успеха, обеспечивающих развитие познавательной активности учащихся начальной школы в процессе обучения. (пример.)
- Апробировать данные разработок в практике обучения.
- Разработать методические рекомендации для преподавателей начальной школы по данной проблеме. (пример.)
База исследования: средняя школа № 56 с углублённым изучением отдельных предметов; 3 Г класс.
Количество учащихся – 21.
Логика исследования. Специфика и задачи исследования определили его логику от изучения состояния проблемы использования ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов в процессе обучения к опытно-экспериментальной, преобразующей деятельности.
Основной замысел исследования
- В опытно-экспериментальной работе участвуют учащиеся начальной школы № 56, обучающиеся по традиционной системе обучения. У каждого из них создано «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – это коллекция работ учащихся, показывающая его развитие, усилия и достижения в одной или более областях учебного плана. Портфолио – результат развития познавательной активности учащихся.
- Использование ситуации успеха при этом понимается как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов в процессе обучения.
Эффективным средством формирования познавательной активности школьников, на наш взгляд, может быть ситуация успеха.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя.
Приёмы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективистические формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации. Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока. Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приёмов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки. Соответственно выделяются этапы формирования мотивации.
(пример)
Исходя их потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать специально разработанную классификацию методов обучения и их диагностических характеристик. (пример)
Учителю необходимо оказывать скрытую инструкцию, т.е. пути решения поставленных задач.
Педагогически оправдано создание и использование для школьника ситуации успеха как средства развития познавательной активности.
Результаты:
- Комплекс приёмов и методов создания ситуации успеха, обеспечивающих развитие познавательной активности учащихся начальной школы в процессе обучения.
- Развитие познавательной активности младших школьников.
- Индивидуальное портфолио у каждого ученика как результат развития познавательной активности.
- Практические рекомендации для преподавателей в начальных школах по использованию ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов в процессе обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов в процессе обучения.
Условия создания ситуации успеха: Осуществление данных диагностик личностных особенностей каждого ребёнка. Применение дифференциации учебных заданий. 3. Использование комплекса приёмов, адекватных личностным особенностям учащихся.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Этапы формирования мотивации: Этап вызывания исходной мотивации; Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации; Этап завершения урока.
Классификация методов обучения: информационные методы обучения операционные методы творческие методы обучения методы контроля и обратной связи
Комплекс приёмов создания ситуации успеха: Защитный лист Помоги другу Книга рекордов Приём цифрового способа оценивания Дорога успеха Лови ошибку Необычная обычность Идеальное задание Расширение поля отметок Мордашки Каждому своя делянка и т.д.
Практические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ситуации успеха: Опирайтесь на желания учащихся. Хвалите. Учитывайте интересы и склонности. Поддерживайте соперничество. Обращайтесь к самолюбию. Одобряйте успехи. Показывайте достижения. Показывайте последствия поступков. Критикуйте сопереживая. Признавайте достоинства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха
Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный группой в познании, общее ощущение продвижения, эмоциональное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...
педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"
В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...
Педагогический совет «Организация ситуации успеха на уроке».
За последние полтора десятка лет словосочетание “ситуация успеха в учебной деятельности” стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции ...
Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»
Материал статьи полезен не только для учителей,но и для родителей учащихся....
Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).
Цель: Содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...
Деловая игра на педагогическом совете "Ситуация успеха"
На педсовете оргаенизуется работа в группах. Цель выяснить, какими должны быть действия педагога на уроке, чтобы создать ситуацию успеха....