Педагогические чтения "СИТУАЦИЯ УСПЕХА"
учебно-методический материал по теме

Артамонова Галина Владимировна

Обощение опыта. Выступление на педагогичесикх чтениях по теме "Ситуация успеха".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

На сегодняшний день российское общество находится в ситуации постоянного развития социальных структур. Процесс модернизации всех без исключения компонентов общественного устройства предъявляет и к образованию новые стандарты. Современная школа обращается к специфической педагогической деятельности по созданию учащимся оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, способности к самообразованию, самореализации. Стандарты общего образования поставили перед школой новые задачи, которые все чаще и чаще не могут быть реализованы в рамках традиционной модели образования и предполагают ее переориентацию. Данное положение влечет за собой изменение целевой направленности, содержания, методических приемов, способов взаимодействия субъектов образования, показателей результативности начального обучения. Иными словами, возникает необходимость в новых подходах к организации учебной деятельности младших школьников.

На наш взгляд, одной из важнейших задач начальной школы является подготовка ребенка к дальнейшему обучению путем приобретения новых знаний, умений и навыков.

Назначение деятельности учителя – всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель обязан способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.

Учебно–познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна, Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного процесса. Ядром системы образования провозглашается личность обучаемого.

Развитие познавательных интересов младших школьников в процессе обучения – актуальнейшая проблема современности.

Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности. Эффективным средством формирования интереса школьников, на наш взгляд, может быть ситуация успеха. Для любого школьника можно создать такие условия, при которых учёба станет для него источником «радости, восторга и удивления».

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в условиях модернизации российского образования произошёл перевод ребёнка в позицию субъекта учебной деятельности, а создание ситуации успеха способствует приобретению учащимися уверенности в своих возможностях, что влияет на создание благоприятной психологической атмосферы в учебной деятельности, формирование положительной мотивации. Главный смысл деятельности учителя именно в том и состоит, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Таким образом, проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью развития познавательной активности учащихся начальной школы в процессе обучения и отсутствием соответствующих приёмов создания ситуаций успеха для каждого младшего школьника.

Тема, связанная с созданием ситуации успеха, не могла не заинтересовать нас. Как сделать обучение интересным? Как развить познавательную активность учащихся в процессе обучения? Какова роль ситуации успеха? На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы в нашем исследовании.

В связи с этим, мы считаем, что тема «Использование ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов в процессе обучения», связанная с необходимостью разработки комплекса приёмов и методов создания ситуаций успеха для младших школьников, является актуальной.

Исходя из имеющихся проблем, определим основные позиции исследования:

Объект: процесс обучения младших школьников.

Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности учащихся посредством создания ситуации успеха на уроке.

Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности учащихся посредством создания ситуации успеха на уроке.

Гипотеза исследования: мы считаем, что создание ситуации успеха в процессе обучения младших школьников обеспечит развитие их познавательной активности, если при этом систематически выполняются следующие условия:

  1. Осуществляется учёт данных диагностик личностных особенностей каждого ребёнка.  (пример.)
  2. Применяется дифференциация учебных заданий.
  3. Используется комплекс приёмов, адекватных личностным особенностям учащихся. (пример.)

Задачи исследования:

  1. Изучить современные подходы к развитию познавательной активности младших школьников в процессе обучения посредством создания ситуаций успеха.
  2. Подобрать пакет диагностик личностных особенностей учащихся начальных классов.  (пример.)
  3. Разработать систему дифференцированных учебных заданий, адекватных личностным особенностям учащихся по каждому учебному предмету.
  4. Разработать комплекс приёмов создания ситуации успеха, обеспечивающих развитие познавательной активности учащихся начальной школы в процессе обучения.  (пример.)
  5. Апробировать данные разработок в практике обучения.
  6. Разработать методические рекомендации для преподавателей начальной школы по данной проблеме. (пример.)

База исследования: средняя школа № 56 с углублённым изучением отдельных предметов;  3 Г класс.

Количество учащихся – 21.

Логика исследования. Специфика и задачи исследования определили его логику от изучения состояния проблемы использования ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов  в процессе обучения к опытно-экспериментальной, преобразующей деятельности.

Основной замысел исследования

  1. В опытно-экспериментальной работе участвуют учащиеся начальной школы № 56, обучающиеся по традиционной системе обучения. У каждого из них создано «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – это коллекция работ учащихся, показывающая его развитие, усилия и достижения в одной или более областях учебного плана. Портфолио – результат развития познавательной активности учащихся.
  2. Использование ситуации успеха при этом понимается как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов  в процессе обучения.

Эффективным средством формирования познавательной активности школьников, на наш взгляд, может быть ситуация успеха.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя.

Приёмы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

– включение учеников в коллективистические формы деятельности;

– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;

 Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации. Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению.

Формирование мотивации на отдельных этапах урока. Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приёмов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки. Соответственно выделяются этапы формирования мотивации.

(пример)

Исходя их потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать специально разработанную классификацию методов обучения и их диагностических характеристик.  (пример)

Учителю необходимо оказывать скрытую инструкцию, т.е. пути решения поставленных задач.

Педагогически оправдано создание и использование для школьника ситуации успеха как средства развития познавательной активности.

Результаты:

  1. Комплекс приёмов и методов создания ситуации успеха, обеспечивающих развитие познавательной активности учащихся начальной школы в процессе обучения.
  2. Развитие познавательной активности младших школьников.
  3. Индивидуальное портфолио у каждого ученика как результат развития познавательной активности.
  4. Практические рекомендации для преподавателей в начальных школах по использованию ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов  в процессе обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интерес к изучаемому и познаваемому углубляется по мере того, как истины, которыми овладевает ученик, становятся его личными убеждениями». В.А.Сухомлинский

Слайд 2

Использование ситуации успеха как средства развития познавательной активности учащихся начальных классов в процессе обучения.

Слайд 3

Условия создания ситуации успеха: Осуществление данных диагностик личностных особенностей каждого ребёнка. Применение дифференциации учебных заданий. 3. Использование комплекса приёмов, адекватных личностным особенностям учащихся.

Слайд 4

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Слайд 5

Этапы формирования мотивации: Этап вызывания исходной мотивации; Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации; Этап завершения урока.

Слайд 6

Классификация методов обучения: информационные методы обучения операционные методы творческие методы обучения методы контроля и обратной связи

Слайд 7

Комплекс приёмов создания ситуации успеха: Защитный лист Помоги другу Книга рекордов Приём цифрового способа оценивания Дорога успеха Лови ошибку Необычная обычность Идеальное задание Расширение поля отметок Мордашки Каждому своя делянка и т.д.

Слайд 8

Практические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ситуации успеха: Опирайтесь на желания учащихся. Хвалите. Учитывайте интересы и склонности. Поддерживайте соперничество. Обращайтесь к самолюбию. Одобряйте успехи. Показывайте достижения. Показывайте последствия поступков. Критикуйте сопереживая. Признавайте достоинства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп­пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио­нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...

педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"

В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...

Педагогический совет «Организация ситуации успеха на уроке».

За последние полтора десятка лет словосочетание “ситуация успеха в учебной деятельности” стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции ...

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Деловая игра на педагогическом совете "Ситуация успеха"

На педсовете оргаенизуется работа в группах. Цель выяснить, какими должны быть действия педагога на уроке, чтобы создать ситуацию успеха....