Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx | 51.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Страница из
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Выступление на методическом объединении
учителей начальных классов
Тема самообразования:
Развитие познавательной активности
учащихся начальных классов
на уроках «Окружающий мир»
Подготовила:
Перова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
2006
Тема самообразования
«Развитие познавательной активности учащихся начальных классов
на уроках «Окружающий мир»
Работая по учебнику Плешакова А.А., я стараюсь использовать нестандартные формы, приемы, повышающие интерес к предмету, воспитывающие любовь к природе, желание беречь и охранять ее.
Огромный материал для достижения этой цели опубликован в журнале «Начальная школа».
Чтобы уроки нашли познавательный характер, провожу на уроках практические работы и экскурсии: дети работают с гербариями, с природным материалом - шишки ели, сосны, семена деревьев (клен, дуб и др.)
Практическая работа помогает детям самим исследовать природные образы, открыть для себя много нового.
Использую на уроках экологические сказки, загадки, рассказы, материалы детской литературы, энциклопедий (с.85, №10/05)
Задания при работе с книгой могут быть в занимательной форме.
Большой интерес на уроках природоведения вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Это не только помогает в интересной форме знакомить детей с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранить их.
Если эти беседы проводить в форме инсценировок, то они выполняют сразу несколько функций: развивают речь, артистичность, умение, не стесняясь выступать перед аудиторией, у тех, кто смотрит эти инсценировки, развивается память, интерес к чтению, к изучению природы.
Активизирует мыслительную деятельность детей и введение в урок сказочных персонажей (Лесовичок, Незнайка и др.)
Стимулирует интерес творческая работа в центрах «Художники», «Смекалкино», «Читалочка», «Творчество». Учащиеся выбирают способ деятельности индивидуально, в паре, в группе. (с.98, № 11/05)
Наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления. Это необходимое условие эффективного усвоения знаний.
Работа по таблице, схеме (с.42, №8/05) проводится особенно часто при изучении самых сложных тем начального естествознания. Например: Лес - природное сообщество, полезные ископаемые, тела, вещества, частицы.
Игра на уроках - не просто игра, это знакомство с новым материалом, повторение изученного, закрепление, обобщение знаний учащихся.
«Подбери лист», «Поезд», «Плохо или хорошо», (с.34, №12/05, с.57, №4/97).
Кроссворды (с.57, №3/05)
Филворды (с.80, №6/05)
Большую роль в изучении природы играют внеклассные занятия, экскурсии, праздники на экологическую тему. (№4/1997)
Все изученное и понятое детьми формирует не только знание, умение и навыки, но и внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, заботливое отношение ко всему живому, природе.
Материалы по самообразованию
Огромный материал для достижения этой цели опубликован в журнале «Начальная школа». Наиболее значимые статьи по теме самообразования и материалы для проведения уроков в журналах.
№ 6/05. Воспитание экологической культуры детей (Л.А.Бойко)
№ 3/05. Наблюдение и опыты за жизнью растений. Встречай с любовью птичьи стаи.
№ 12/05. Проверка знаний учащихся по природоведению (с.71)
Эксперимент и опорные схемы при изучении темы «Вода. Превращение воды» (с.35)
№ 8/05. Самые сложные темы начального естествознания (с.42)
№10/05. Концепция вида в начальном естествознании (с.58) (Т. Богданец)
№1/05. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира (с. 65) (В. Титова)
Кто такие птицы? (с.74) (Л.Орлова)
№11/05. Альтернативные взгляды на методику естествознания (с.91) (М. Шептуховский)
Растения зимой, (с.95) (Н. Догадкина)
Жизнь водоема (с.99) (В. Янурнова)
№10/05. Методика работы с научно-художественной литературой на уроках природоведения (с.65) (Н. Школьницкая)
№4/05. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. Внеклассное занятие на тему «Экологический суд»
Учебно-методические пособия
- Т. С.Иванова. Экологическое образование и воспитание начальной школе. 2003
- Г. А. Фадеева. Экологические сказки 1 - 6 класс. 2003
- Е.И.Руднянская. Экскурсии в природу. 2003
- Н.А.Касаткина. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе.
- Е.Ю.Сухаревская. Занимательное естествознание (в 3-х частях). 2003
- С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцепина. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 2004
- Тесты по природоведению 1-4 класс. 2003
- 3анимательные задания и проверочные вопросы по естествознанию. 2003
- Э.М.Г.Ракитина. Дидактические материалы. Методика быстрой проверки качества знаний учащихся. 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.
В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...
Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"
АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира...