рабочая программа
рабочая программа (4 класс) по теме

Рябикова Елена Петровна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc617.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Лицей №17»

Согласовано                                                                             Утверждаю

Заместитель директора по НМР                                           Директор МБОУ «Лицей №17»

__________М.П.Гордеева                                                    ______________ С.Н.Егорова

«____»_____________2013 г.                                              «____»_____________2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

для  4  класса

начального общего образования

 УМК «Школа России»

                                                                   Программу разработали:

                                                                        учитель начальных классов

                                                                                           высшей квалификационной категории

                                                                                Климова Ольга Александровна;

                                                                        учитель начальных классов

                                                                                          первой  квалификационной категории

                                                                      Рябикова Елена Петровна

Рассмотрено

на заседании кафедры

начального общего образования

протокол № 1 от 30.08.2013 г.

Руководитель кафедры

__________Т.Н.Шутова

                                                     

 

г. Троицк,  2013 г.

1. Пояснительная записка

Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету  «Русский язык» разработана с целью  обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования МБОУ «Лицей № 17», создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету.

         Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета; конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам предмета и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

             Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, среднего общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089);

2. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013 г., рег. № 26775  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

3.Примерные программы начального общего образования. См  Письмо МОиН Российской Федерации 07.07.2005 г. № 03-1263 от  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;  

4. Зеленина Л.М.. Хохлова Т.Е. Русский язык (1-4 класс). Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях.Ч.1/ [Бантова М.А, Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др.]. - М.: Просвещение, 2007;

5.Об утверждении СанПиН2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от29.12.2010г. №02-600(Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. №23290);

6.Письмо Министерства образования и науки Чел.обл.от 23.03.2012г. №24/2013 «Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Мин.обр.и науки Чел.обл. к использованию в образовательном процессе ОУ, реализирующих региональный компонент образовательной программы общего образования;

7.Письмо   Министерства образования и науки Чел. обл.от 24.07.2013г. №03-02/5639 « Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013 -2014 учебном году»;

8.Областной базисный учебный план для образовательных учреждений Челябинской области: Приказ МОиН Челябинской области № 22-678 от 01.07.2004;

9.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2013 г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012 – 2013 учебный год»;

10.Положение о разработке и утверждении Рабочих программ учебных предметов, курсов,  дисциплин (модулей), Муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Лицей №17» Приказ № 222 от 02.09.2013 г.;

11.Годовой календарный учебный график работы МБОУ «Лицей№17»на 2013-2014 учебный год;  

12.Учебный план МБОУ «Лицей №17»  на 2013/2014 учебный год. (Приказ № 237 от 02.09.2013 г.). 

     Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе.

Цель  — открыть обучающимся родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

   Задачи:

-освоение обучающимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

-знакомство обучающихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.

-поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;

-дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

-развитие (формирование) способности моделировать факты языка;

-овладение    ведущими    методами   лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

-знакомство     обучающихся  с  различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

-развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма.

                                     Обоснование выбора учебно-методического комплекса

        Для реализации Рабочей программы выбрана примерная образовательная программа «Школа России». Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного  минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку. Требованиями образовательной программы по русскому языку в 4 классе предусмотрены обязательная лексическая и этимологическая работа со словом, текстом, развитие орфографической зоркости, самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по опорным материалам, активное включение учащихся в анализирование различных языковых явлений.

2.Описание места учебного предмета

Курс «Русский язык» рассчитан на 555 ч. В 1 классе на изучение русского языка отводится 45 ч (5 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

класс

Количество часов

1

45

2

170

3

170

4

170

итого

555

Данная программа  рассчитана на 170 часов, в неделю – 5 часов.

3.Основное содержание программы учебного предмета

      Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятся 17 часов на развитие речи обучающихся.

Синтаксис и пунктуация

 Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

Морфология

 Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопрос «кто, что»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.

Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений.

Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1, 2 спряжение).

Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Повторение и обобщение пройденного в начальных классах

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, не произносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Лексика

 Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

Состав слова

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.

Чистописание

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. На совершенствование каллиграфически правильного письма в IV  классе отводится по 8-10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке. В IV классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).

Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости дл формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

Содержание учебного курса реализации регионального компонента

      Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП.

                 При реализации НРК используется «Рабочая тетрадь» Стрекалова М.В. Издательство « Взгляд». Челябинск, 2009г

Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. При реализации НРК я использую пособия, рекомендованные МОиН Челябинской области  и другие издания, включающие краеведческий материал.

Учебный предмет

Методическое и дидактическое обеспечение содержания национально-регионального компонента

Русский язык

«Рабочая тетрадь» Стрекалова М.В. Издательство

« Взгляд». Челябинск, 2009г

В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях челябинской области в 2013-2014 учебном году» национально-региональный компонент изучается в таком объёме:

Класс

Учебный предмет

3 класс

4 класс

Русский язык

17 ч

17 ч

Темы НРК по русскому языку

п/п

№ урока

Тема урока

Содержание

1

№ 8

Однородные члены предложения.

РК  «Природа Урала в древние времена»

с.98  упр. №1

2

№ 10

Связь однородных членов  без союзов и с помощью союзов. Словарный диктант.   РК «Урал в годы войны»

с.100  упр.№2

3

№ 19

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

 РК: «Природа Южного Урала».

с.105  упр. №1

4

№ 28

Обращение

РК: «Урал – озёрный край»

С.104  упр.№7

5

№ 32

Общие сведения об имени существительном.

РК: «Реки Челябинской области»

с.37 упр. №2

6

№ 57

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных . РК « Животные нашего края»

с.19 упр. №2

7

№ 62

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. РК: « Озеро Тургояк»

с.43 упр. №5

8

№ 86

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода. РК «Озеро Кисегач»

с.45  упр.№1

9

№ 100

Склонение личных местоимений. РК  «Уральские поговорки и пословицы»

с.59  упр.№1

10

№ 102

Склонение личных местоимений. РК « Столица Южного Урала»»

      с65 упр.1

11

№ 120

Спряжение глаголов.  РК: «Ильменский заповедник».

с.66 упр.№2

12

№ 139

Р.р. Сочинение  по картине. И.И.Левитана  «Весна. Большая вода»

РК: «Весенняя капель».

        с.68 упр.3

13

№ 142

Спряжение глаголов. РК «Моя улица»

с.69  упр. №1

14

№ 154

Наречие. РК: «Мой родной город»

с.97 упр.№6

15

№ 158

Имя существительное. РК «Растения Челябинской области».

с.39 упр.№1

16

№ 160

Глагол. РК «Уральцы в годы войны»

с.60  упр.№2

17

№ 167

Звуки и буквы. Однокоренные слова. РК «Уральские загадки»

   С.8 упр.№3

4.Требования  к уровню подготовки обучающихся

В результате усвоения программного материала по русскому языку к концу IV класса

обучающихся

должны знать:

- признаки простого и сложного предложений;

- признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);

- признаки однородных членов предложения;

- лексикограмматические признаки имен существительных, имен прилагательных личных местоимений, глагола, наречия;

- признаки 1, 2, 3-го склонения имен существительных; признаки I, II спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать: 

- простое и сложное предложения;

- главные и второстепенные члены предложения;

- признаки изученных частей речи;

- типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е), типы спряжения глаголов (I, II).

 Обучающиеся должны уметь: 

- производить синтаксический разбор предложения; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

- устно и письменно составлять предложениях выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

- разбирать по составу имена существительные имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы;

- безошибочно и аккуратно списывать текст (70-90 слов)  и писать под диктовку тексты (75—80 слов) с изученными орфограммами в I—IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);

- правильно писать -тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.

В результате изучения курса русского языка выпускник начальной школы должен:

знать/понимать

-значимые   части слова, их лексические и грамматические признаки;

-признаки изученных частей речи;

-типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

-анализировать – кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

-различать произношение и написание слов;

-находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

-без ошибок списывать не сложный текст

-звуки речи и буквы, их обозначающие;

-сильную и слабую позицию в слове;

-состав слова;

-однокоренные слова и формы слов;

-предлоги и приставки;

-простое и сложное предложения;

-главные и второстепенные члены предложения;

-лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

-работы со словарями;

-соблюдения орфоэпических норм;

-создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

-овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

-разборчивого и аккуратного списывания (70-90 слов) и письма под диктовку текстов (75-85 слов) с изученными орфограммами (знаками препинания).

5.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых для оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов указано в таблице.

Класс

          I-е полугодие

         II-е полугодие

1 класс

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки.

Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Примечание.

Аккуратные исправления, сделанные ребенком в процессе работы, за ошибку не считаются.

Грамматическое задание.

Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» (отлично) – выполнено без ошибок.

«4» (хорошо) – правильно выполнено не менее ¾ заданий.

«3» (удовлетворительно) – правильно выполнено не менее ½ заданий.

«2» (плохо) – правильно выполнено менее ½ заданий.

Словарный диктант.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс – 8-10 слов;

3 класс – 10-12 слов;

4 класс – 12-15 слов.

Характеристика цифровой отметки:

«5» (отлично) – без ошибок.

«4» (хорошо) – 1-2 ошибки.

«3» (удовлетворительно) – 2-4 ошибки.

«2» (плохо) – 5 и более ошибок.

Контрольное списывание.

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Характеристика цифровой отметки:

«5» (отлично) – работа выполнена без ошибок.

«4» (хорошо) – 1 ошибка.

«3» (удовлетворительно) – 2-3 ошибки.

«2» (плохо) – 4 ошибки и более.

Изложение.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержан6ие текста без пропусков существенных моментов; умения организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения нужно обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передачи авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок, влияющих на снижение отметки.

      Ошибки:

- фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).

- логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).

- речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык еще не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2-3 классе рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.

Характеристика цифровой отметки:

«5» (отлично) – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).

«4» (хорошо) – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

«2» (плохо) – допущено существенное искажение, авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения -мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

«5» (отлично) – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета), нет фактических ошибок.

«4» (хорошо) – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочеты (допускается не более 3 речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» (удовлетворительно) – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста).

Отрицательные отметки за сочинение не выставляются.

Описание контрольно-измерительных материалов

Формы контроля

Тема

        Цель проведения         

Предложение (синтаксис и пунктуация)

        

Итоговый

Входной  диктант

Проанализировать прочность сформированности навыки грамотного письма за 3 года обучения по темам «Состав слова», «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Разделительный знак».

Текущий

Обучающее изложение.

Учить определять тему и главную мысль текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана, устанавливать связь между предложениями, находить в словах изученные орфограммы.

Итоговый

Словарный диктант входной

Проверить, насколько  прочно были сформированы навыки письма слов с непроверяемыми гласными  за 3 года обучения

Тематический

Диктант «Однородные члены предложений»  

Проверить усвоение знаний обучающихся по пройденной теме

Тематический

Контрольная работа  «Предложение»

Проверить усвоение знаний обучающихся  по пройденной теме

Имя существительное

Итоговый

Словарный диктант за 1 четверть

Проверить усвоение обучающимися написание слов с непроверяемыми гласными

Итоговый

Контрольный диктант за I четверть.

Проверить усвоение знаний обучающихся по пройденным темам в четверти

Итоговый

Контрольное списывание за I четверть.

Проверить умения обучающихся списывать текст аккуратно и без ошибок, применять полученные знания  при списывании с печатного текста.

Текущий

Сочинение по картине  

Проверить умение согласовывать имена прилагательные с существительными, повторить изученные раннее орфограммы, развивать образное мышление и речь обучающихся при написании сочинений

Тематический

Диктант «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»  

Проверить сформированность умений писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе; безударные гласные  в корнях слов и приставках

Тематический

Тест «Имя существительное»

Проверить знания полученные об имени существительном

Итоговый

Словарный диктант

Проверить усвоение обучающимися написание слов с непроверяемыми гласными

Имя прилагательное

Итоговый

Контрольный диктант  за 2 четверть

Проверить усвоение знаний обучающихся по пройденным темам в четверти

Итоговый

Контрольное списывание за 2 четверть

Проверить умения обучающихся списывать текст аккуратно и без ошибок, применять полученные знания  при списывании с печатного текста.

Текущий

Словарный диктант

Проверить усвоение обучающимися написание слов с непроверяемыми гласными

Тематический

Тест  «Имя прилагательное»

Проверить знания об имени прилагательном

Тематический

Диктант  «Безударные падежные  окончания имен прилагательных»

Проверить умение писать безударные окончания прилагательных , безударные гласные в корне слова

Местоимение

Тематический

Тест «Местоимение»

Проверить умения распознавать и употреблять в речи личные местоимения, склонять личные местоимения единственного и множественного числа

Глагол

Тематический

Диктант    «Глагол»

Проверить, как обучающие усваивают тему; правописание глаголов 2 лица ед. числа, безударные гласные в корне слова

Итоговый

Словарный диктант

Проверить усвоение обучающимися написание слов с непроверяемыми гласными

Итоговый

Контрольный диктант  за 3 четверть

Проверить усвоение знаний обучающихся по пройденным темам в четверти

Итоговый

Контрольное списывание за 3 четверть

Проверить умения обучающихся списывать текст аккуратно и без ошибок, применять полученные знания  при списывании с печатного текста.

Текущий

Проверочная работа «Спряжение глаголов»

Проверить умения правописания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений

Текущий

Словарный диктант

Проверить усвоение обучающимися написание слов с непроверяемыми гласными

Тематический

Проверочная работа     « Глагол»

Проверить умения  обучающихся образовывать от существительных глаголы , определять время, число, спряжение, лицо, правильно писать личные окончания глаголов

Тематический

Тест  «Глагол»

Проверить умения  обучающихся образовывать от существительных глаголы , определять время, число, спряжение, лицо, правильно писать  личные окончания глаголов

Тематический

Диктант «Глагол»

Проверить выявление навыков правописания окончаний глаголов

Наречия

Итоговый

Словарный диктант

Проверить усвоение обучающимися написание слов с непроверяемыми гласными

Итоговый

Итоговый  контрольный диктант

Проверить усвоение знаний обучающихся по пройденным темам за курс начальной школы

Итоговый

Итоговое  контрольное списывание

Проверить умения обучающихся списывать текст аккуратно и без ошибок, применять полученные знания  при списывании с печатного текста.

Итоговый

Итоговая  работа по развитию речи

Проверить сформированность умений озаглавливать  текст с опорой на его тему, составлять план текста, делить текст на части, письменно пересказывать


Календарно- тематическое планирование по русскому языку 4  а класса Рябиковой Е.П.

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол

час

Формы контроля

Технические средства, РК, ИКТ

по плану

по факту

Предложение (синтаксис и пунктуация)

30 ч.

1.

03.09

 Виды предложений по цели высказывания

1 ч.

текущий

презентация

2.

04.09

Главные и второстепенные члены предложений

1 ч.

текущий

презентация

3.

05.09

Связь слов в предложении. Словосочетания. Обстоятельства

1 ч.

текущий

таблица

4.

06.09

Связь слов в предложении. Определение

1 ч.

текущий

таблица

5.

09.09

Связь слов в предложении. Дополнение.

1ч.

текущий

таблица

6.

10.09

Р.р. Обучающее изложение.

1ч.

изложение

7.

11.09

 Работа над ошибками, допущенными в изложении .

1ч.

текущий

8.

12.09

Однородные члены предложения.

РК «Урал в древние времена»

1ч.

текущий

РК

9.

13.09

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

1ч.

текущий

презентация

10.

16.09

Связь однородных членов  без союзов и с помощью союзов. Словарный диктант.  

РК  «Урал в годы войны»

1ч.

словарный диктант

 РК

11.

17.09

Входной диктант .

1ч.

диктант

КИМ

12.

18.09

Работа над ошибками. Закрепление пройденного

1ч.

текущий

схемы

13.

19.09

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными без союза и союзами

1ч.

текущий

схемы

14.

20.09

Предложения с однородными   членами предложения.

Проверочная работа.

1ч.

текущий

презентация

15.

23.09

 Предложения с однородными членами, соединёнными союзом  И.

1ч.

текущий (проверочная

работа)

схемы

16.

24.09

Предложения с однородными дополнениями

1ч.

текущий

таблица

17.

25.09

Однородные члены предложения - обстоятельства

1ч.

текущий

таблица

18.

26.09

Предложения с однородными определениями.

1ч.

текущий

таблица

19.

27.09

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

 РК: «Природа Южного Урала». Тест

1ч.

текущий (тест)

КИМ

РК

20.

30.09

Диктант по теме: « Однородные члены предложения»  

1ч.

диктант

КИМ

21.

01.10

Работа над ошибками. Обобщение знаний об однородных членах предложения

1ч.

текущий

презентация

22.

02.10

Простые и сложные предложения

1ч.

текущий

схемы

23.

03.10

Простые и сложные предложения

1ч.

текущий

таблица

24.

04.10

Простые и сложные предложения . Проверочная работа

1ч.

 текущий (проверочная

работа)

КИМ

25.

07.10

Прямая речь

1ч.

текущий

таблица

26.

08.10

Прямая речь

1ч.

текущий

презентация

27.

09.10

Прямая речь

1ч.

текущий

презентация

28.

10.10

Обращение.

РК: «Урал – озёрный край»

1ч.

текущий

РК

29.

11.10

Обращение

1ч.

текущий

презентация

30

14.10

Контрольная работа  по теме: «Предложение»

1ч.

контрольная

работа

КИМ

Имя существительное

40 ч

31.

15.10

Общие сведения об имени существительном.

1ч.

текущий

32.

16.10

Общие сведения об имени существительном.

РК: Реки Челябинской области.

1ч.

текущий

РК

33.

17.10

Число имён существительных

1ч.

текущий

таблица

34.

18.10

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1ч.

текущий

презентация

35.

21.10

Склонение имён существительных .Словарный диктант

1ч.

словарный диктант

КИМ

36.

22. 10

Контрольный диктант за I четверть.

1ч.

диктант

КИМ

37.

23.10

 Работа над ошибками. Закрепление пройденного              

1ч.

текущий

38.

24.10

Контрольное списывание.

1ч.

списывание

КИМ

39.

25.10

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1ч.

текущий

презентация

40.

28.10

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

1ч.

текущий

презентация

41.

29.10

Именительный и винительный падежи имён существительных  

1ч.

текущий

раздаточный

материал

42.

30.10

Р.р. Сочинение по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»  

1ч.

сочинение

репродукция

43.

31.10

Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение.

1ч.

текущий

презентация

44.

01.11

Второе склонение имён существительных

1ч.

текущий

таблица

45.

11.11

Второе склонение имён существительных

1ч.

текущий

презентация

46.

12.11

Третье склонение имён существительных.

1ч.

текущий

таблица

47.

13.11

Третье склонение имён существительных.

1ч.

текущий

48.

14.11

Правописание окончаний имён существительных единственного числа.

1ч.

текущий

таблица

49.

15.11

Правописание окончаний имён существительных единственного числа

1ч.

текущий

таблица

50.

18.11

Правописание окончаний имён существительных единственного числа

1ч.

текущий

презентация

51.

19.11

 Р.р. Обучающее изложение

1ч.

изложение

КИМ

52.

20.11

Правописание окончаний имён существительных единственного числа

1ч.

текущий

раздаточный

материал

53.

21.11

Винительный падеж имён существительных

1ч.

текущий

презентация

54.

22.11

Творительный падеж имен существительных

1ч.

текущий

презентация

55.

25.11

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Проверочная работа

1ч.

проверочная

работа

КИМ

56.

26.11

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант.

1ч.

словарный диктант

перфокарты

57.

27.11

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных .

РК «Животные нашего края»

1ч.

текущий

РК

58.

28.11

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1ч.

текущий

презентация

59.

29.11

Проверочная работа  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

1ч.

проверочная работа

КИМ

60.

02.12

 Р.р. Обучающее изложение

1ч.

изложение

КИМ

61.

03.12

Работа над ошибками. Редактирование текста.

1ч.

текущий

презентация

62.

04.12

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

 РК: «Озеро Тургояк»

1ч.

текущий

РК

63.

05.12

 Диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»  

1ч.

диктант

КИМ

64.

06.12

Работа над ошибками. Множественное число имён существительных

1ч.

текущий

презентация

65.

09.12

Окончания имён существительных множественного числа

1ч.

текущий

таблица

66.

10.12

Окончания имён существительных множественного числа

1ч.

текущий

таблица

67.

11.12

Окончания имён существительных множественного числа.

1ч.

текущий

68.

12.12

Окончания имён существительных множественного числа.

1ч.

текущий

презентация

69.

13.12

Тест  по теме: « Имя существительное»

1ч.

тест

КИМ

70.

16.12

 Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант.

1ч.

текущий

Имя прилагательное

25 ч.

71.

17.12

Контрольный диктант  за 2 четверть.

1ч.

диктант

презентация

72.

18.12

Работа над ошибками. Закрепление пройденного по теме: «Имя существительное»

1ч.

текущий

73.

19.12

Контрольное списывание.

1ч.

списывание

КИМ

74.

20.12

Обобщение сведения об имени прилагательном.

1ч.

изложение

КИМ

75.

23.12

Общие признаки имени прилагательного.

1ч.

текущий

презентация

76.

24.12

Общие признаки имени прилагательного.

1ч.

текущий

таблица

77.

25.12

 Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

1ч.

текущий

карточки

78.

26.12

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Словарный диктант.

1ч.

текущий

карточки

79.

27.12

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Проверочная работа

1ч.

текущий

(проверочная

работа)

презентация

80

10.01

Закрепление по теме «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода».

1ч.

тек

81

13.01

Склонение имён прилагательных. Именительный и винительный падежи.

1ч.

текущий

презентация

82

14.01

Склонение имён прилагательных. Родительный и винительный падежи.

1ч.

текущий

презентация

83

15.01

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода.

1ч.

текущий

таблица

84

16.01

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.

1ч.

текущий

карточки

85

17.01

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.

1ч.

текущий

презентация

86

20.01

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.

РК «Озеро Кисегач»

1ч.

текущий

РК

87

21.01

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.

1ч.

текущий

88

22.01

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода. Проверочная работа

1ч.

текущий (проверочная работа)

таблица

89

23.01

 Р.р. Сочинение – описание «Красота русской зимы»

1ч.

сочинение

репродукция

90

24.01

Работа над ошибками. Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.

1ч.

текущий

91

27.01

Склонение и правописание имён прилагательных  множественного числа. Словарный диктант.

1ч.

словарный

диктант

92

28.01

Склонение и правописание имён прилагательных  множественного числа.

1ч.

текущий

таблица

93

29.01.

Склонение и правописание имён прилагательных  множественного числа. Тест  « Имя прилагательное».

1ч.

тест

КИМ

94

30.01

Диктант   по теме: « Безударные падежные  окончания имен прилагательных»

1ч.

диктант

КИМ

95

31.01

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

1ч.

текущий

Местоимение

7 ч

96

03.02

Личные местоимения.

1ч.

текущий

таблица

97

04.02

Личные местоимения

1ч.

текущий

таблица

98.

05.02

Склонение личных местоимений

1ч.

текущий

презентация

99.

06.02

Склонение личных местоимений.

РК «Уральские поговорки и пословицы»

1ч.

текущий

Карточки

РК

100.

07.02

Склонение личных местоимений. Словарный диктант

1ч.

текущий словарный

диктант

101

10.02

Склонение личных местоимений.

 РК «Столица Южного Урала»»

1ч.

текущий

РК

102.

11.02

Обобщающий урок по теме: «Местоимение». Тест  по теме: « Местоимение»

1ч.

тест

КИМ

Глагол

45 ч.

103

12.02

Общие сведения о глаголе

1ч.

текущий

таблица

104

13.02

Общие сведения о глаголе

1ч.

текущий

презентация

105

14.02.

Неопределённая форма глагола

1ч.

текущий

презентация

106

17.02

Неопределённая форма глагола

1ч.

текущий

презентация

107

18.02

Неопределённая форма глагола

1ч.

текущий

таблица

108

19.02

Развитие речи. Составление кулинарного рецепта

1ч.

текущий

109

20.02

Закрепление пройденного по теме «Глагол».

1ч.

текущий

презентация

110

21.02

Время глагола

1ч.

текущий

таблица

111

24.02

Время глагола

1ч.

текущий

презентация

112

25.02

Глаголы прошедшего времени

1ч.

текущий

таблица

113

26.02

Глаголы прошедшего времени

1ч.

текущий

презентация

114

27.02

Проверочный диктант  по теме:  «Глагол»

1ч.

диктант

КИМ

115

28.02

Спряжение глаголов

1ч.

текущий

презентация

116

03.03

Спряжение глаголов

1ч.

текущий

презентация

117

04.03

Спряжение глаголов.  Проверочная работа.

РК: «Ильменский заповедник».

1ч.

текущий (проверочная

работа)

презентация

РК

118

05.03

Глагол 2-го лица единственного числа.

1ч.

 текущий

КИМ

119

06.03

Глагол 2-го лица единственного числа .

1ч.

текущий

презентация

120

07.03

 Глагол 3-го лица единственного числа

1ч.

текущий

презентация

121

10.03

Развитие речи. Редактирование текста.

1ч.

текущий

122

11.03

Контрольный диктант  за 3 четверть

1ч.

диктант

КИМ

123

12.03

Работа над ошибками. Спряжение глаголов. Словарный диктант

1ч.

словарный диктант

124

13.03

Контрольное списывание.

1ч.

списывание

КИМ

125

14.03

Глагол 3-го лица единственного числа. Проверочная работа

1ч.

текущий (проверочная работа)

презентация

126

17.03

Личные окончания глаголов множественного числа.

1ч.

текущий

презентация

127

18.03

Спряжение глаголов.

1ч.

текущий

таблица

128

19.03

Правописание глаголов

1ч.

текущий

презентация

129

20.03

Спряжение глаголов.

1ч.

текущий

презентация

130

21.03

Спряжение глаголов.

1ч.

текущий

презентация

131

01.04

Личные окончания глаголов

1ч.

текущий

132

02.04

Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов.

1ч.

текущий

схемы

133

03.04

Правописание глаголов неопределённой формы

1ч.

текущий

таблица

134

04.04

Спряжение глаголов. Проверочная работа

1ч.

текущий (проверочная

работа)

КИМ

135

07.04

 Спряжение глаголов.

1ч.

текущий

136

08.04

Р.р. Сочинение  по картине. И.И.Левитана  «Весна. Большая вода» РК: «Весенняя капель».

1ч.

сочинение

Репродукция. РК

137

09.04

Анализ сочинений и редактирование текста

1ч.

текущий

138

10.04

Спряжение глаголов.

1ч.

текущий

презентация

139

11.04

Спряжение глаголов.

РК «Моя улица»

1ч.

текущий

Презентация. РК

140

14.04

Спряжение глаголов. Словарный диктант

1ч.

текущий (словарный диктант)

таблица

141

15.04

Спряжение глаголов.

1ч.

текущий

таблица

142

16.04

Проверочная работа по теме: « Глагол»

1ч.

проверочная

работа

таблица

143

17.04

Р.р. Изложение.

1ч.

изложение

144

18.04

Работа над ошибками. Спряжение глаголов. Закрепление.

1ч.

текущий

145

21.04

Спряжение глаголов. Тест по теме: «Глагол»

1ч.

текущий

(тест)

КИМ

146

22.04

Диктант по теме «Глагол».

1ч.

диктант

КИМ

147

23.04

 Работа над ошибками. Обобщающий урок по теме «Глагол»

1ч.

текущий

Наречие

3 ч

148

24.04

Наречие

1 ч.

текущий

таблица

149

25.04

Наречие

1ч.

текущий

презентация

150

28.04

Наречие. 

РК: «Мой родной город»

1ч.

текущий

Презентация. РК

Повторение (обобщение) пройденного

20 ч

151

29.04

Повторение. Предложение

1ч.

текущий

презентация

152

30.04

Главные и второстепенные члены предложения

1ч.

текущий

презентация

153

01.05

Правописание мягкого  знака в словах разных частей речи

1 ч.

текущий

154

02.05

Имя существительное.

РК «Растения Челябинской области».

1ч.

текущий

Презентация. РК

Имя прилагательное

1ч.

текущий

презентация

155.

05.05

Глагол.

РК «Уральцы в годы войны»

1ч.

текущий

Презентация. РК

156

06.05

Местоимение .Словарный диктант

1ч.

словарный диктант

КИМ

157

07.05

Итоговый  контрольный диктант

1ч.

диктант

КИМ

158

08.05

Итоговое  контрольное списывание

1ч.

списывание

КИМ

159

09.05

Итоговая  работа по развитию речи

1ч.

изложение

КИМ

160

12.05

Части речи.

1ч.

текущий

презентация

161

13.05

Повторение. Звуки и буквы. Тест « Повторение и систематизация знаний»

1ч.

тест

КИМ

162

14.05

Звуки и буквы. Однокоренные слова. РК «Уральские загадки»

1ч.

текущий

Презентация. РК

163

15.05

Разделительный ъ и ь знаки.

1ч.

проверочная работа

КИМ

164

16.05

Предлоги и приставки

1ч.

текущий

презентация

165

19.05

Состав слова

1ч.

текущий

166

20.05

Состав слова

1ч.

текущий

презентация

167

21.05

Повторение. Предложение

1ч.

текущий

презентация

168

22.05

Повторение. Предложение

1ч.

текущий

презентация

169

23.05

Повторение. Сложные слова

1ч.

текущий

презентация

170

Обобщающий урок

1ч.

текущий

презентация

Итого

170 ч


7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

                                                           

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. - М.: Просвещение, 2012.

2.Контрольно- измерительные материалы. Русский язык. 4 класс./Сост. В.В.Никифорова. – 5-е изд., перераб. –М.:ВАКО, 2013.

1. Примерные программы начального общего образования http://school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=19848

2.Зеленина Л.М.. Хохлова Т.Е. Русский язык (1-4 класс). Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях.Ч.1/ [Бантова М.А, Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др.]. - М.: Просвещение, 2007.

                       

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечание

Печатные пособия 

  Демонстрационные  таблицы:

 1.Три склонения имен существительных;

 2. Падежи;

 3. Окончания имен существительных;

 4.Как определить спряжение глагола;

 5.Местоимение, склонение личных местоимений 3-го лица;

 6.Склонение личных местоимений 3-го лица с предлогами;

 7.Склонение личных местоимений 3-го лица с предлогами;

8.Мягкий знак после шипящих;

9.Однородные члены предложения;

10.Окончания глаголов

Слайд-проектор:

с/к "Пейзажи в произведениях русских живописцев"

Д

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы)

П

При наличии необходимых технических условии

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Шкаф для хранения таблиц.

Принтер лазерный

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Размер не менее 150X150 см

Оборудование класса

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

(стенка)

К

К

К

                                              Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы интернета.

-

Презентации уроков

http://www.uroki.net;

http://www.uic.samara.ru;

http://www.rusedu.ru/file_28.

http://www.viki.rdf.ru

 http://www.nsportal.ru

http://www.prohkolu.ru

http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".

        Для характеристики количественных показателей (см. табл.) используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек).

                                                                                                                       Приложение

Входный диктант

Поздняя осень

       На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

       На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: кочаны, усыпано.

                 В ы п о л н е н и е   грамматических   з а д а н и й.

В а р и а н т   I

1) Разберите по членам предложения четвертое предложение.

2) Разберите по составу слова «морковка», «светлые».

3) К слову «срезают» запишите проверочное.

В а р и а н т   II

1)  Разберите по членам предложения восьмое предложение

2) Разберите по составу слова «опушкам», «осенний».

3) К слову «тяжелые» запишите проверочное слово.

Изложение

Пусть птица выводит птенцов

              Ребята отправилась с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

              Хорошо в эту пору в лесу!  Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Зеленели молодые берёзки.

              Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

             Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица  выводит птенцов!

Диктант по теме: «Однородные члены предложений»

В осеннем лесу

        Красиво, но грустно было в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду  мягкие и пухлые. С листьев стекали свинцовые капли росы. В морозные дни листья жесткие и хрупкие. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы.                    

        Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь- белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто- коричневой шляпке. Гриб очень хорош.

Слова для справок: в золотисто- коричневой шляпке, свинцовые

Выполнение грамматических заданий:

        Вариант 1

  1. Найди и выпиши предложение с однородными дополнениями, выдели в нем грамматическую основу и подчеркни однородные дополнения
  2. Выпиши пятое  предложение, дай его характеристику, разбери по членам
  3. Разбери по составу слова «ранний», «стекали», «редкий»

        Вариант 2

      1.Найди и выпиши предложение с однородными сказуемыми, вы

      2.Выпиши седьмое  предложение, дай его характеристику, разбери по членам

       3.Разбери по составу слова «крепкой», «листьями», «выглядывают»

Контрольное списывание «Удивительное дерево»

      В Сибири растет кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.

       В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.

       Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой терке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают  полезное масло.

З а д а н и я:

1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.

2. Разберите по составу четвертое предложение.

        Контрольный диктант за 1 четверть

Русские леса

            Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: точно, каждым.

З а д а н и я:

1. Третье предложение разберите по составу.

2. Укажите части речи в последнем предложении.

3. Выпишите из текста:

в а р и а н т  I – три существительных мужского рода;

в а р и а н т  II – три существительных женского рода.

Диктант по теме:

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

На лесной полянке

       Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.

       Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: ящерица, хвороста.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.

2. Выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.

3. Запишите одним предложением, почему зайца называют беляк.

Контрольный диктант за 2 четверть

Снежинки

         Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей.В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути.

         В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге.

        Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: бережет, асфальт, зато; сообщить  о запятой  перед словом что в предпоследнем предложении.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1. Подчеркните в последнем предложении однородные члены.

2. В предпоследнем предложении определить падеж и склонение имен существительных.

3. Запишите однокоренные слова с корнем -снег- (-снеж-).

Диктант   по теме: « Безударные падежные  окончания имен прилагательных»

Что за птица?

          Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… (76 слов.)

С л о в а   д л я   с п ра в о к: сверкает, жилет; сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птицы.

З а д а н и е:

1. Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.

2. Разберите по составу слова: грудка, сидит, радостную.

3.Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные:
    вариант I – в мужском роде;

вариант II – в среднем роде.

 Определите падеж прилагательных.

Диктант   по теме: « Безударные падежные  окончания имен прилагательных»

Книга

          Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.

         Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!

      Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? (96 слов.)

З а д а н и е:

1. Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.

2. Сделайте морфологический разбор трех прилагательных.

3. Разберите по членам предложение о Пушкине.

        

Изложение

Схватка со змеей

         Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из нее выползла змея и скрылась.

        Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.

       Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила ее из бревен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась ее голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.

Контрольный диктант за 3 четверть

Воробей

           Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

       Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.

      Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (75 слов.)

З а д а н и е: выпишите любые 5 местоимений, сделайте морфологический разбор

Контрольное изложение 

«Орел и кошка»

            За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.

         Вдруг появился степной орел. Молнией спустился он с вышины и схватил одного котенка. Орел не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился с кошкой. Закипела битва.

        У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котенка.

                                                                                                 По Л. Толстому

С л о в а   д л я   с п р а в о к: могучие, выклевал, сделала прыжок, израненного.

Диктант на тему: «Глагол»

        Иволга

        Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)

З а д а н и е. Сделайте морфологический разбор пяти глаголов.

Итоговый контрольный диктант

Летняя прогулка

            Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

          На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов.)

З а д а н и е.

1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.

2. Разберите по членам предложения любое предложение.

3. Разберите по  составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.

4. Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...