Вступительная статья к сборнику диагностики метапредметных умений
книга по теме

Осинцева Татьяна Владимировна

В сборнике, составленном совместно с О.В. Палюниной, представлены задания метапредметного плана. Издание планируется в мае текущего года. Во вступительной статье представлены критерии оценивания работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstuplenie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Предложенный вам сборник состоит из заданий метапредметного характера, позволяющих диагностировать сформированность различных видов УУД у учеников начальной школы. Все задания разработаны и апробированы в учебном процессе МКОУ Прогимназия «Зимородок» города Новосибирска. Задания в сборнике разделены по типам формируемых умений и основаны на программном предметном материале различной степени сложности, что позволяет учителю выбрать задание, соответствующее предметным знаниям учеников. Мы рекомендуем составлять из данных заданий комплексные письменные работы, включая по 1 заданию на диагностику каждого умения. Предметный материал, на котором основаны задачи, должен быть хорошо освоен ребёнком, не составлять дополнительной трудности.

Данные задания являются эффективным способом диагностики всех групп универсальных учебных действий.

Смыслообразование как один из аспектов личностных УУД  отслеживается через удержание цели работы и мотивацию выполнения всех заданий. Эти критерии не оцениваются в баллах, но мы рекомендуем диагностировать динамику смыслообразования каждого ученика с помощью знаков «+/-».

Регулятивные УУД позволяет диагностировать три задания комплексной работы. Задания, диагностирующие умение выбрать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор позволяют оценить умения целеполагания (известно-неизвестно) и прогнозирования результата (если…, то…). Задания, диагностирующие умение сформулировать вопрос, позволяют оценить умение планирования, а при цепочке вопросов – и умение сформулировать промежуточные цели,  спланировать их последовательность. Задания, диагностирующие умение работать с источниками информации, позволяют оценить умения контроля и коррекции. Высокий уровень трудности позволяет отслеживать элементы волевой саморегуляции, которые (так же как мотивация) не описываются в количественных характеристиках, но требуют отслеживания динамики их появления.

Познавательные УУД, диагностируемые нашими заданиями, можно разделить на общеучебные действия (производить поиск информации, в  том числе при помощи компьютера, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, осуществлять определение основной и второстепенной информации) и универсальные логические действия (синтез, восполнение недостающих компонентов, выбор оснований для сравнения, построение логической цепочки рассуждений, доказательство).

Коммуникативные умения, диагностируемые предлагаемыми заданиями, -  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (уровень аргументации), осуществлять постановку вопросов.

Задания, диагностирующие умение выявлять вариативность решения, требуют отдельного комментария.

Критерии оценивания комплексной работы

а) задания, диагностирующие умение выбрать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор:

- верно выбран вопрос – 1 балл;

- удержана форма аргументации («потому что…», «если…, то…», «поэтому…») – 1 балл;

- полная аргументация с рассмотрением всех предложенных версий – 3 балла;

- полная аргументация выбранной версии – 2 балла;

- частичная аргументация выбранной версии – 1 балл.

Максимум – 5 баллов.

б) задания, диагностирующие умение сформулировать вопрос:

- удержана форма вопроса (?, большая буква, общая синтаксическая конструкция) – 1 балл;

- точно сформулированный на языке предмета вопрос – 2 балла;

- неточно сформулированный вопрос, утерян язык предмета – 1 балл.

Максимум – 3 балла (в случае, если необходимо задать 2 вопроса, - 5 баллов).

в) задания, диагностирующие умение выявлять вариативность решения:

- 1 верный вариант – 1 балл;

- 2 верных варианта – 3 балла;

- 3 и более верных варианта – 5 баллов.

Максимум – в зависимости от задания.

г) задания, диагностирующие умение работать с источниками информации:

- адекватный поставленной задаче выбор источника – 1 балл за каждый;

- решение практических задач – 1 балл за каждую.

Максимум – в зависимости от задания.

Выполнение 91% работы – отметка «отлично», 71% - «хорошо», 51% - «удовлетворительно», ниже 50% - «умение не сформировано».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика метапредметных умений школьников

Даны тесты для определения сформированности ууд младших школьников...

Диагностика метапредметных умений ( МПУ 4 класс)

Диагностика метапредметных умений ( МПУ 4 класс), варианты работ...

Сборник диагностических работ по отслеживанию метапредметных умений

Мониторинг метапредметных умений обучающихся начальной школы...

Статья на тему "Диагностика сформированности умений работать с художественным текстом"

В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетенций учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность).Уровень сформированности читательских умений можно выя...

МЦКО Результаты диагностики метапредметных умений 4 «К» класс

МЦКО Результаты метапредметной диагностики...

Диагностика метапредметных умений

Центр независимой диагностики...