ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья по теме

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yasaveevoy_d.m.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированное образование как основа ФГОС нового поколения

Ясавеева Динара Масгутовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №125» г. Казань

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Движущей силой, импульсом развития личности выступает особым образом организованное обучение – совместная деятельность и общение, под воздействием которых,  осуществляется становление и развитие личности в единстве внутреннего и внешнего воздействия на неё, взаимоотношение между индивидом, личностью, усваивающей общественный, социальный опыт, и индивидуальностью.[3, С.21]. «Социальное» и «индивидуальное» не является противоположным друг другу, и это дает мне основание считать, что личность– это человек с его социальной обусловленностью и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием познавательной и эмоционально–волевой сферы). Поэтому говорят: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Я рассматриваю каждого ученика как самоценное, саморазвивающееся, сложное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь согласиться с ней, приняв личность ребенка такой, какая она есть.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться…

Мною были поставлены следующие задачи:                                                           Обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий. Развитие личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.                                Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

Принцип деятельности. Он заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает знание не в готовом виде, а добывает его сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Этот принцип является основным механизмом реализации развивающей функции образования.

Принцип психологической комфортности. Обязательным требованием к организации процесса обучения детей является сохранение их здоровья. Для этого необходимо снять по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса. Он предполагает: создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы; веру в силу ребёнка;  осознание им процесса учения;  понимание учителем и родителями функциональной роли знаний. Моя роль, как учителя, заключается в том, чтобы создать на уроке атмосферу,  которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя как дома.

Принцип вариативности. Он предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов[2, С.91]. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед неудачей. Я  учу детей  воспринимать ошибку не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни, в случае неудачи – не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Психолог А. Маслоу утверждает, что «путь к осуществлению потенциальных возможностей человека в его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей, в том числе, потребности защищенности и в хорошем отношении к нему» [1, С.87]. При удовлетворении этих потребностей, я считаю, что в личности ребёнка возникают новые черты и качества: уверенность в себе, вера в окружающих людей, оптимизм, стремление к осуществлению полезных целей, жизнерадостность. Чувство собственного достоинства, ощущение значимости собственного «Я», уверенность в своих силах и положительная оценка со стороны окружающих – всё это я поддерживаю в своих учениках, так как кардинальная потребность человека – осознавать себя личностью.

В гимназии № 125 существует школа раннего развития «Светлячок» для детей 5 – 6 летнего возраста. Ребята посещают подготовительные курсы по подготовке к школе, что положительно сказывается на их всестороннее развитие, а так же на адаптационный период в сентябре месяце 1-го класса. Адаптация в 1 классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности  в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

В данный момент  я являюсь учителем 1-го класса. Благодаря предшкольной подготовке класс был сформирован за год. У меня была возможность увидеть и раскрыть личностные качества каждого ребёнка. Адаптация прошла легко. Ребята быстро освоились и влились в школьную жизнь. Я постоянно участвую и помогаю  в процессе становления личности каждому ребенку. Класс - это центр учебно-воспитательной работы.

В моем классе созданы все условия для самоутверждения и самовыражения каждого ученика, максимальное использование возможностей дополнительного образования, учет потребностей и интересов учащихся при организации их деятельности. Для работы в этом направлении были приглашены педагоги дополнительного образования. В гимназии работают хореографический и  вокальный кружок. Весь класс занимается в театральном и шахматном кружках. Игра в шахматы – это интеллектуальное развитие личности. А театральное искусство – это кладезь всех направлений, участвующих в становлении личности ребёнка.

Для гармоничного развития личности ребёнка необходим союз учителя и родителей, создание условий партнёрства и сотрудничества с родителями. Только вместе с родителями можно успешно решать проблемы детей, помня педагогическую истину: всё хорошее о детях говорить вслух, трудности решать индивидуально.

Таким образом, в стандартах нового поколения личностно-ориентированное образование будет являться основополагающим направлением.

Литература:

1. А. Маслоу  Теория человеческой мотивации  /цитируется по Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77-105 /

2.Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие / Н.В.Нечаева, Н.Н.Рощина. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. С.3-176/

3.Учебная деятельность: знакомая и незнакомая: От теории – к практике обучения / Н.Я. Чутко. – Самара: Издательский дом « Федоров», 2005.С.3-119/  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

  Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём...

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

"Личностно-ориентированное образование - основа ФГОС нового поколения"

Сегодняшняя  школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знание, но и умеет использовать  их в жизни. ...

Лапшина В.А., учитель начальных классов "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Лапшина В.А., учитель начальных классов СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВАФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Современная школа стремительно меняется, стремясь попасть в ногу со временем. ...

«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»

Концептуальные основы личностно-ориентированного образования     2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской     3. Проективная модель личностно-ориент...

«Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»

laquo;Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»...