«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»
статья
Концептуальные основы личностно-ориентированного образования
2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской
3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)
5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
6. Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
2
«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»
Концептуальные основы личностно-ориентированного образования
2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской
3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)
5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
6. Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.
1.Концептуальные основы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.
Функции личностного подхода
охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);
опора (помощь в самоутверждении);
помощь в становлении положительной Я - концепции.
Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.
Виды личностного подхода: гуманно-личностный; личностно-деятельностный; личностно-развивающий.
Модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.
Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс):
- наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;
- учащийся - субъект жизни;
- "реальность личности учителя", т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;
- принятие учителем учащегося таким, каков он есть;
- недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;
- опора на самоактуализацию личности учащихся.
2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской
Концепция основана на принципе субъектности.
Учащийся - субъект познавательной и предметной деятельности, он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение.
Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенность субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.
Личностно-ориентированное образование - есть системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.
Составляющие технологии ЛОО:
- система знаний;
- методика проведения личностно-ориентированного урока;
- оценка ученика в процессе усвоения знании.
Позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова
В основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию.
Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированные ситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.
Личностно-ориентированное образование - это образование:
устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью,
создающее условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др.
Закономерности ЛОО:
- при проектировании образования учитывается "событие в жизни личности";
- проектирование обучения - совместная деятельность учителя и учащихся;
- образовательный процесс становится источником личностного опыта;
- обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека;
- внутренний личностный мир педагога становится частью содержания образования;
- текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.
3. Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
Сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.
Педагогическая технология рассматривается:
как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей
как принципиально не инвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения.
4. Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)
Образование - часть культуры, которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным.
Основным методом проектирования и развития должен стать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.
Цель образования - найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытного личностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Компоненты культурологического подхода к ЛОО:
- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого является поиск личностных смыслов;
- диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития;
- отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.
Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: - природосообразность; культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.
Технологии ЛОО: смысло-поисковые; личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.
Ценности гуманистической педагогической культуры:
- не знание, а личностные смыслы учения ребенка;
- не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
- не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;
- не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.
Содержание ЛОО должно включать: обязательные компоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.
Цель аксеологического компонента - введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов.
Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.
Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых для самореализации личности в различных видах деятельности.
5. Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
Нельзя заставить, принудить другого стать и быть личностью, можно только самому стать на путь обретения этих подлинно человеческих способностей.
Вводит категории трех типов развития:
- категории "изменения" и "самоизменения" для созревания и роста;
- категории "совершенствования" и "самосовершенствования" - для процессов формирования;
- категории "развития" и "саморазвития" - для процессов преобразования и преображения (главная линия становления человека как субъекта собственной жизни).
Главный вопрос - о самостоятельности человека, его самосознании, самобытности, самодеятельности.
Позиция педагога, его личность оказывает влияние на личностно-ориентированное образование.
6 . Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
Личностно-ориентированное образование - это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание ученика развитой самостоятельной личностью. Обучение знаниям, умениям и навыкам - средство образования.
Подсистемы организации ЛОО: мониторинг личностного развития каждого ученика; классно-урочные занятия; обязательность предметов в начальной школе; со средних классов только четыре обязательные предметов (история Отечества, родной язык и литература, иностранный язык) и предметы по профилю; учебный минимум и контроль; взаимоконтроль и взаимооценка; взаимообучение; формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности; - домашняя работа (длительный срок и самостоятельность); эстетический цикл учебных занятий (хореография, танцы и др.); клубная работа; общешкольное самоуправление; трудовое обучение; сохранение и укрепление здоровья.
7. Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
Главная задача педагогов и учащихся саморазвития и самовоспитание.
Условие самовоспитания:
- введение в предмет через генетически исходное понятие, что позволяет ученику строить гипотезы;
- не репродуктивный способ взаимодействие с взрослым при инициации сотрудничество и учителем;
- взаимодействие со сверстниками с обсуждением различных точек зрения на проблему;
- взаимодействие с самим собой, меняющемся в ходе обучения при обнаружении, фиксации и обсуждении содержании "Я - концепции";
- обеспечение психологической безопасности работы группы, осуществление педагогической поддержки.
Необходимые формы самовоспитания: уроки самопознания; разрешение этических ситуаций; тренинги.
8. Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.
Справка: синергетика - наука, изучающая системы с самоорганизацией.
Ведущая идея: формирование личностных структур сознания учителя и учащихся.
Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль; критичность; рефлексивность; коллизийность - способность обнаруживать, анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям; мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.
Образовательные практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)
Личностно-отчужденная парадигма | Личностно-ориентированная парадигма |
Образовательные практики | |
Когнитивная | |
Аффективная | |
Самоопределения | |
Самореализации | |
Субъективная | |
Валеологическая | |
Креативная | |
Воспитательная |
Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)
Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Принцип педагогического общения | |
Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации | Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех |
Учение - тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей | Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития |
Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся | Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета |
Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению | Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества |
На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся | Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда |
Принцип опережения в обучении | |
Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы | Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета |
Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода | Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию |
Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным | Класс становится думающим, трудолюбивым |
Принцип опорных сигналов в обучении | |
Деление детей на сильных и слабых | Отказ от деления детей на группы сильных и слабых Отказ от дифференцированных заданий |
Основное педагогическое средство - это объяснительно-иллюстративный метод | Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова) и др. |
Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения | Опорные сигналы - это главные и существенные признаки, правила, способы, приемы и их составные действия и др. |
Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная проблема и не умеющим думать | Развитие у учащихся способности к мышлению |
Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных | Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество |
Принцип самоанализа в обучении | |
Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю | Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу |
Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу | Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися |
Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом | Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....
Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...
Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.
В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
Концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской
И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предпологающий отно-шение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа дол...