"Личностно-ориентированное образование - основа ФГОС нового поколения"
статья на тему
Сегодняшняя школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знание, но и умеет использовать их в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_sborniku_po_fgos.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно - ориентированное образование - основа ФГОС нового поколения.
Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов. Отсюда следует ,что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Сегодняшняя школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знание, но и умеет использовать их в жизни.
Современные социально-экономические условия требует формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. Любой учитель, работающий в системе развивающего обучения стремиться воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучать детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
В последние годы происходят значительные изменения в отечественной образовании, и в начальной школе в частности. Модернизация начального образования предусматривает реализацию качественно новой, личностно - развивающей ориентированной целостной парадигмы начального образования, направленной на повышение качества и эффективности образования , на охрану и укрепление здоровья детей, сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие творческих способностей учащихся. В рамках модернизации образования в нашей школе реализуются инновационные направления. Я работаю по образовательной системе « Школа-2100», которая помогает развивать у учеников способность добиться своей цели, умение мыслить и действовать, воспитывать личностные качества, умение решать проблемы. Современная начальная школа призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурной деятельности, в частности, учебный, познавательный, и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. В этой системе обучения четко прослеживается логика построения содержания курса, направленная не только на отработку ЗУНов, но и прежде всего на развитие логического мышления. Привлекают и новые методические подходы к формированию математических понятий и общих способов действий, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, все учебные задания нацелены на осознание учебного материала.
На уроках каждый ученик в поле зрения , каждый ребёнок испытывает радость открытия. Здесь царит атмосфера доброжелательности, взаимного уважения. Ребята трудятся добросовестно, радуются успехам товарищей, учатся помогать друг другу. Уроки плотные, развивающие и обучающие, проходят при активном участии детей. Правильно использованные приемы способствуют развитию личности учащихся. Дети легко переносят усвоенный прием на новую тему, ищут новые пути и приёмы для достижения цели, управляют своей учебной деятельностью.
Для формирования любых понятий в современной школе должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся, а процесс обучения любому предмету должен базироваться на потребностях учащихся. Это моя проблемная тема «Управление познавательной и творческой деятельности учащихся». Обучение учащихся элементам творческой деятельности ставится выше в современном уроке, и оно возможно тогда, когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в « зоне ближайшего развития» познавательных возможностей. В данном случае у учащихся появляется стремление к самостоятельному поиску ответа. Для реализации цели урока намечаю определение задачи, которые должны быть согласованы с потребностями ученика. Например, если стоит задача: разъяснить материал, то у ученика к этому времени должны появиться потребность понять этот материал. При выборе методов обучения нужно учитывать цели урока, содержание учебного материала и реальные возможности учащихся. Методы могут меняться, сочетаться в различных вариантах. Они зависят от контингента учащихся, от их подготовки, от наличия у них знаний и умений , уровня умственного развития и самого учителя.
Я думаю, на начальной стадии обучения ученик не должен терять интерес к познанию нового, неизвестного. Небольшой возраст не помеха детям в самостоятельной работе, в поисковой деятельности, в творчестве, чему я тоже выделяю особое значение. Как все учителя, приходиться предлагать детям писать, рисовать, решать по образцу. Я не считаю, что это неправильно, но когда она преобладает над остальными видами работы, учение становится тягостным. Работая по личностно- ориентированной технологией, создавая особую среду вокруг ребенка можно достичь и активности, и интереса к учению. Тогда и малыши, которые обучаются первый год, могут приятно удивить и радовать.
Современный учитель начальных классов, способный квалифицированно выполнять свою работу, должен ясно понимать, каковы теоретические истоки той или иной методической системы, какие именно цели и методические приемы приоритетны для неё. Он должен уметь подчинять свою деятельность этим целям и осуществлять контроль над достижением.
Работа по развивающей системе «Школа-2100» дает огромные возможности в личностном и творческом развитии детей. Многие уверенно обсуждают по выдвинутым вопросам , смело предлагая свои предположения, свои пути решения , также не отстают и слабые. А групповая работа и работа в парах требует больше ответственности и старанье. Тут и приходится работать , думать , предполагать , найти свое решение и доказать свою правоту.
Мы должны знать современного ребенка, его интересы, потребности, увлечения, должны владеть современными методами. Только тогда результат работы будет положительный. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. От построения учебно-воспитательной деятельности в школе и от места, которое занимает в ней ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и развитие его личности.
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает новый этап своего развития. Нарастающий объём...
ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...
Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...
Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно – ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий
Презентация выступления на ГМО...
Реформы образования: реализация ФГОС нового поколения
Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерыв...
Лапшина В.А., учитель начальных классов "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"
Лапшина В.А., учитель начальных классов СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВАФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Современная школа стремительно меняется, стремясь попасть в ногу со временем. ...
«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»
Концептуальные основы личностно-ориентированного образования 2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской 3. Проективная модель личностно-ориент...