ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья (3 класс) по теме

Волкова Ираида Алексеевна

Для учителя важно понимание того, что государству необходимо защищать традиционные устои общества. Человека следует изначально готовить к служению идеалам семьи, патриотизма, Родины. С этим связано и вовлечение молодёжи в дела православного милосердия с самого раннего возраста. Прежде всего - с учётом российских культурных, образовательных и семейных ценностей и традиций. В настоящее время особенно актуальны  добропорядочность, благочестие, благоговение, совесть, милосердие, добро, самопожертвование, без чего невозможно формирование личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ираида Алексеевна Волкова,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 27», г. Ставрополь, Ставропольский край

ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Традиционно духовность и нравственность рассматриваются, как сущностные, родовые характеристики социальности человека. И если духовность раскрывает состояние души, сознание индивида, то нравственность отражает принятую в данном обществе оценку деятельности и поведения личности. Так, добро в христианстве - это то, что способствует соединению, слиянию с Богом. Как отмечают современные авторы, основой духовности являются такие ценности, как человек, семья, труд, знания, культура, Отечество [1, стр. 13].

Для учителя важно понимание того, что государству необходимо защищать традиционные устои общества. Человека следует изначально готовить к служению идеалам семьи, патриотизма, Родины. С этим связано и вовлечение молодёжи в дела православного милосердия с самого раннего возраста. Прежде всего - с учётом российских культурных, образовательных и семейных ценностей и традиций. В настоящее время особенно актуальны  добропорядочность, благочестие, благоговение, совесть, милосердие, добро, самопожертвование, без чего невозможно формирование личности. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [2, стр. 27].

Современной реальностью становятся успехи в развитии духовного образования в городе Ставрополе. В нашей средней общеобразовательной школе духовно-нравственное образование и воспитание  ведётся на базе  учебно-развивающего кружка «Основы Православной культуры»  с 2006 г. Накопленный опыт позволяет ответственно утверждать, что духовно-нравственное воспитание является важным элементом образовательного процесса для учеников начальных классов. Обучение осуществляют опытные учителя. Соответственно, личный пример учителя, его отношение к детям имеют определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю с 1 класса. А также в соответствии с учебным планом в 4 классе еженедельно проводится урок по ОРК и СЭ.  В каждом индивидуальном случае участие детей в занятиях обязательно согласовывается с их родителями.  Обязательно учитываем и то, что и само поведение родителей в семье, существенно определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка. Основу методологических построений в образовательно-воспитательной среде начальных классов  составляет православная, духовно-нравственная, классическая, образовательная, детская и художественно-публицистическая литература.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры,  как отдельной личности, так и школьного сообщества в целом. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, снижению конфликтности.

Содержание познавательной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учеников об окружающем мире, то есть - создает условия для применения полученных знаний. Можно выделить следующие направления работы:

1.Тематические экскурсии:

- ежегодно в «Светлую седмицу» дети, родители и все желающие отправляются в Храм Пантелеймона Целителя (г. Ставрополь) и знакомятся с историей колокольного звона, после чего поднимаются на колокольню и звонят в колокола.

- организуются поездки к источникам: «Пресвятой Богородицы» в Татарском лесу (г. Ставрополь),  «Иоана  Крестителя» (п. Рыздвяный),  «Серафима Саровского» (г. Ставрополь), «Всецарица»  (с. Верхне-русское)

- посещаются соборы, храмы, церкви и монастыри: в  г. Ставрополе: Собор «Св. Апостола Андрея Первозванного», Храм «Св. мученика Пантелеймона Целителя», «Успенский Собор», «Иоанно-Марьинский» женский монастырь. А также в городах и селах Ставропольского края: г. Кисловодск - «Свято-Никольский» собор и «Свято-Георгиевский» женский монастырь; г. Мин-Воды к мощам Феодосия Кавказского;  с.  Московское, Кугульта, Тугулук,  Рождественское,  п. Рыздвяный .

2. Выступления и игровые мероприятия:

- учащихся начальных классов учавствуют в праздничных мероприятиях, посвященных Рождеству и Пасхе в Кафедральном соборе Св. Апостола Андрея Первозванного и в Храме Святого Великомученика и целителя Пантелеймона (г. Ставрополь).

-  в День Крещения Руси на территории храма после Богослужения и Крестного хода учащиеся Воскресной и начальной школ и дети-прихожане в рамках проекта «Летний день в православном храме» проводят игру «История  крещения Руси».

3. Участие в олимпиадах и проектах:

-  V и VI олимпиада школьников по Основам Православной культуры «Русь святая, храни веру Православную» (призеров – 12 человек).

- IX и X Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (призеров 11 человек).

- в проекте «Святые заступники Руси» (рисунки на сайте).

            4. Участия в акциях:

- «Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия».

- «Всероссийская акция по уборке мусора «Сделаем вместе». В этом формате раскрываются такие просветительские мероприятия, как конкурсы рисунков, детских стихотворений, ученических экологических проектов, мастер-классы по флористике, экскурсии в Ботанический сад, в парки города, в леса: Татарский,  Мамайский,  Кругленький, Русский, окружающие город Ставрополь.

Важное направление - это ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В планах нашей работы - создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, в котором осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности (класс-кабинет, его внешний вид и содержание, различные информационные стенды, развивающие программы).

Проделанная работа в данном направлении формирует:

- формы активного познания мира;

- любовь к своему краю, к своей Родине, уважение к культуре, к религии других народов;

- уважение ценностей семьи и общества;

- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- умение учиться, способность организовать свою деятельность;

- интерес к поступающей информации и умение пользоваться информационными источниками;

- начальные навыки коммуникативной культуры (умение слушать, высказывать свое мнение, следовать правилам диалога);

- знание и выполнение правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

По этим направлениям осуществляется обмен опытом преподавания основ духовно-нравственного воспитания, между учителями МБОУ СОШ № 27 и учителями воскресной школы при Храме Святого Великомученика и целителя Пантелеймона (г. Ставрополь).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя защищёнными от несправедливости и обиды, сознавали, что они небезразличны для других. В современных условиях, в педагогике младших возрастов особенно остро ставится  вопрос: как говорить с детьми о Боге? Для учителя  актуально собственное убеждение в том, что православное сознание воспринимает мир целостно – как творение Божие. В подобной уверенности раскрывается и аргументация передачи новым поколениям традиций веры и православного уклада жизни.

Литература:

  1. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)// Православная педагогика: Традиции и современность. - Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.- С.47.
  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

Духовно-нравственное воспитание в начальных классах

В докладе говорится о приоритетном направлении по воспитанию духовно-нравственной личности. приводятся примеры из опыта работы....

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов....

"Опыт духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся"

Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...