"Опыт духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Изучая историю родного края, они глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.
В программе развития нашего класса ведущим направлением является патриотическое воспитание: уроки мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, Музей воинской славы, проведение родительских собраний.
Все это направлено на решение следующей проблемы: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 46.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по ДНРВ на тему: «С чего начинается Родина?»
Е. Ю. Голикова, учитель начальных классов
ГБОУ лицей №410
Санкт-Петербург,
2017
Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Изучая историю родного края, они глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.
В программе развития нашего класса ведущим направлением является патриотическое воспитание: уроки мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, Музей воинской славы, проведение родительских собраний.
Все это направлено на решение следующей проблемы: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.
Цель: формирование у младшего школьника патриотизма и гражданственности через изучение истории родного края и России в целом.
Задачи:
- формировать чувство патриотизма и любви к своей Родине;
- развивать устную речь, умение слушать друг друга;
- создавать и активизировать познавательную деятельность;
- воспитывать уважительное отношение к государственным символам.
Методы обучения: проблемно-словесный, поисковый, исследовательский, творческий, эвристический, наглядный, практический.
Виды деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ.
Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях Санкт-Петербурга, презентация, музыкальная запись гимна, презентация учащихся «Моя семья», рисунки на тему «Семья», фотографии города Санкт-Петербурга, символы Российской Федерации и города Санкт-Петербурга.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.
Планируемые результаты:
- Формируют ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, старшему поколению, к природе.
- Учащиеся получают знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях.
- Учащиеся приобретают опыт ролевого взаимодействия с людьми разного возраста.
Ход занятия
1.Организационный момент (Психолого-педагогический прием «Встанем в круг»)
Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Знаем мы - и ты, и я:
Вместе – дружная семья!
Учитель: Ребята, мы - единое целое: от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
2. Фронтальная беседа (решение ребуса, прослушивание муз.фрагмента, формулирование темы)
Учитель: Какое слово здесь зашифровано?
Ученик: Родина.
Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского. Учащиеся формулируют тему занятия.
Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, почему надо любить и беречь ее. Пожалуйста, ответьте на вопрос: «С чего начинается Родина?» Ответы детей.
3.Беседа о происхождении слова «Родина» (методика работы со словом)
Учитель: Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня).
Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? Ответы детей.
4.Работа по теме урока.
Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.
Учитель: Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Общаетесь ли вы с соседями? Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?
Презентации подготовленных ученикам рисунков на тему «Моя семья».
Учитель: Итак, с чего начинается Родина?
Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Почему же мы так говорим? Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Родина начинается с того, что однажды ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут.
5.Конкурс на знание однокоренных слов с корнем «род»(методика работы со словом)
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
Словарная работа:
Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Народ – нация, жители страны.
Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой родиной?
Ученик: Наш родной город - Санкт-Петербург.
6. Творческие выступления групп (рассказы о знаменитых людях города, символика города)
Рассказы об известных людях города.
Прослушивание Государственного гимна города.
Учитель: Вы любите свою малую родину? Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?
7. Релаксация. (упражнение «Моя Родина», составление ментальной карты)
Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама - вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина?»
Составление Ментальной карты
Учитель: Напишите на белом чистом листе в середине слово Родина. Под ним нарисуйте, то что сейчас вы увидели. Сделайте 4 ветви, что такое Родина?
Беседа по вопросам:
- Что ты видел?
- Какие ощущения испытал?
- Что такое Родина в твоём понимании?
- Почему вы любите свою малую родину, за что вы ей можете быть благодарны?
8. Игра «Мои ассоциации».
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Учитель: А теперь давайте немного поиграем. Назовите слова - ассоциации к словам: Родина, Отечество, Россия.
Родина-род, родитель
Отечество-отец, отче
Россия- Родина, Отечество
Учитель: Кроме малой родины, у каждого человека есть и большая Родина. Как называется наша большая Родина?
Ученик: Россия
Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название? Об этом нам поведают рассказ ребята.
Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.
Ученица: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских когда-то называли россами, а страну, где они живут - Россией.
Ученик: За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех, живущих людей в нашей стране?
Дети: Все мы – россияне!
9. Работа на карточках
Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина». Какая она для Вас? Какой вы её видите? (Далее учитель рассказывает о России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм. У каждого народа есть свои культурные и национальные обычаи и традиции.
Составление кластера «Родина»
Учитель: На основе составленного кластера заполните карточки в группах. Обратите внимание какие еще новые слова вы добавите.Почему?
Работа на карточках.
Учитель: У каждой группы есть карточка, в которой текст с пропусками. Дополните предложения, вставляя пропущенные слова. Группа которая справится первая, поднимает руки. Затем зачитывает восстановленный текст. Остальные проверяют.
Текст на карточке: Наша великая Родина- многонациональная страна. В течение столетий наши предки не раз доказывали что никакие языковые и религиозные различия не могут служить препятствием для мирной жизни.
У каждого народа есть свои история и культура, свои обычаи и традиции. Каждый народ является хранителем духовных ценностей и нравственных идеалов своих предков. Каждый народ имеет свои неповторимые духовные и культурные традиции.
Учитель: Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
С уваженья заветов святых.
(В. Орлов)
10. Работа с символикой страны.
Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Что к ним относится?
Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.
Работа в парах.
Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации. (Работы ребят крепятся на доске). Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?
Ученик: Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.
Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России оборонять свои земли от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.Герб появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, позже Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
Учитель: Что такое гимн?
Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну России А. Александров, слова написал С. Михалков.
Звучит фрагмент гимна Российской Федерации. Дети слушают стоя.
Учитель: Как вы думаете, какое растение можно считать неофициальным символом нашей Родины?
Ученик: Берёза – неофициальный символ нашей Родины. Она воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.
11. Закрепление материала.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Мы должны уважительно и бережно относиться к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.
Учитель: О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.
Прочитайте одну из них: «Родина краше солнца, дороже золота». Как вы понимаете её? С чем ещё можно сравнить Родину? Вспомним и другие пословицы: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”, “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”. Как понимаете смысл данных пословиц?
А теперь проведём игру «Составь пословицу».
Родной край – … (сердцу рай)
Нет в мире краше … (Родины нашей)
Родина – мать, … (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, … (одна у него и родина)
Родная земля … (и в горсти мила)
Народы нашей страны … (дружбой сильны)
Если дружба велика, … (будет Родина крепка)
Всякому мила … (своя сторона)
Учитель: Составьте синквейн по теме нашего занятия (выслушиваются ответы учащихся ,выполняется подведение итогов).
Учитель: С чего же начинается Родина?
12. Подведение итогов урока.
SWOT -анализ
Учитель: Ребята, давайте подведем итог. Каковы наши сильные стороны, выразите свое мнение пословицей. Возможности - , Угрозы-.
А слабые ? Все ли мы узнали о нашей Родине сегодня? О чем бы вы хотели поговорить? Что еще узнать? Наша Родина велика и могуча. И одного занятия недостаточно чтобы узнать и познать ее особенности, историю и традиции.
И мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и им следовать в своей жизни всегда:
- Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.
2. Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.
3. Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.
Список использованных источников
1. А. А.Мороз, Т. А. Береснева. Добрые уроки-наставления :учеб.пособие к курсу
«Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. – СПб.:Сатисъ, 2013
2. Т. А. Береснева Основы религиозных культур и светской этики. Модуль
« Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие . – 2-е изд.,
испр.и доп. – М.: ООО ИД «Покров ПРО»,2014 . – 224 с.
3. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов
РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, Рос.
акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009
5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ /Воспитание школьников.
– 2005. - №1. – 147с.
6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
7. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов.
М.: Просвещение, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Для учителя важно понимание того, что государству необходимо защищать традиционные устои общества. Человека следует изначально готовить к служению идеалам семьи, патриотизма, Родины. С этим связано и ...
Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности
АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю
Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...