Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.
статья (4 класс) на тему

Бондаренко Елизавета Павловна

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.

            Цель: Кого мы воспитываем ?

            Что такое "цель воспитания" в школе ?

            Воспитание - составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса в понимании образовательной системы "Школа-2100" - развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

            Соответственно, воспитание  - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые  определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

            Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника?

            Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее:

  • добрый, не причиняющий зла живому;
  • честный и справедливый;
  • любящий и заботливый;
  • трудолюбивый и настойчивый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • стремящийся к знаниям и критически мыслящий;
  • смелый и решительный;
  • свободолюбивый и ответственный;
  • самостоятельный и законопослушный;
  • чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
  • бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
  • патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради своих - класса, школы, города/села, России);
  • толерантный (уважающий других, не похожих на него).

           

             Как можно назвать направления воспитания ?

            Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые).

            Страна граждан (гражданско-патриотическое воспитание).

            Труд для себя и для других (воспитание трудолюбия, способности к познанию).

            Здоровье тела и духа (воспитание здорового образа жизни).

            Природа - наш дом (экологическое воспитание).

            Красота спасё        т мир (эстетическое воспитание).

           

           

            Попробую показать, как мы на уроках и во внеурочной деятельности работаем над духовно-нравственным воспитанием.

         

        Итак, 1 сентября — Праздник знаний. Здесь воспитание любви к школе, воспитание уважения к работникам школы, воспитание трудолюбия и настойчивости в приобретении знаний. Воспитание чувства гордости за нашу Родину, которая даёт детям счастливое детство.

        Квесториентирование. Воспитание чувства коллективизма, ответственности за команду, самостоятельности, настойчивости для достижения цели, умения совершать добрые поступки, помогать друг другу при выполнении задания. Воспитываем любовь к спорту.

        Игры по правилам дорожного движения. Воспитание внимательности, чувства ответственности за себя и окружающих тебя людей, воспитание здорового образа жизни, законопослушания.

        К 90-летию Республики Коми. Дети совместно с родителями изготовили газету с фотографиями, рисунками и надписями к ним, где звучали гордость за свой город, связь разных народов, проживающих в нашем многонациональном городе, гордость за культуру коми народа. Воспитываем патриотизм, любовь в своей Республике.

        Посещение цирковых и театральных представлений. Знакомим детей с профессиями людей искусства, с жанрами искусства. Нельзя не сказать об эстетическом воспитании детей на этих представлениях. Дети учатся правилам поведения в общественных местах. Приобщаются к культуре.

        Посещение планетария. Воспитание познавательного интереса к нашей планете и всей Галактики в целом, от доброго отношения к земле и её обитателям. Воспитание гордости за нашу Землю и её народы.

        Посвящение в первоклассники. Воспитание стремления к знаниям, воспитание коллективизма, доброго взаимоотношения друг с другом. Воспитание чувства «Наш класс — это одна дружная семья»

        Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство с профессией библиотекаря. Приобщение к прекрасному «Чарушин писатель и Чарушин — художник», воспитание любви к чтению, участие детей в инсценировках — экспромтах. Здесь же мы посетили коми — избу. Приобщились к культуре коми народа, его быту.

        Саночные гонки. Воспитание смелости, ответственности, взаимоучастия, взаимовыручки. Цепочка «ученик — учитель - родители» . Любовь и взаимопонимание родителей и детей, заинтересованность родителей к их интересам и учебе.

        Газеты «С Днем рождения, школа», «С Днем учителя». Воспитание любви к школе, уважения к учителям и всем сотрудникам школы.

        Новогодний утренник. Это праздник! Здесь переплетаются все направления воспитания учащихся.

        Нельзя не сказать о классных часах и беседах по теме «Духовно-нравственное воспитание» учащихся начальных классов. Где мы говорим о добре, о культуре, об отзывчивости и уважительном отношении друг другу, о дружбе, взаимопонимании, уважительном отношении ко всем людям без исключения.

        

            Я веду кружок "Словесная мозаика", в кружке дети занимаются по тетради "Дорогой добра". Само название говорит за себя. Весь материал построен как путешествие по дороге добра. Вчитываясь в содержание рабочей тетради по основам детской журналистики "Дорогой добра", созданной на основе программы "Служу отечеству пером" понимаешь, каким непреходящим ценностям человеческой жизни необходимо учить детей на начальном этапе их обучения в школе и как это надо делать.

            В 1-м классе ребёнок уже адаптировался к школьной жизни, он уже готв принимать участие в коллективном труде и творчестве.

            Цель 2-го года обучения: развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через творчество. Игра в журналиста полезна тем, что даёт возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность.

            Тетрадь "Радужный мир" помогает детям приобрести навыки собственного литературного творчества. Рисунки - раскраски, стихи, кроссворды и другие интересные задания способствуют лучшему приобщению к предлагаемым занятиям.

            Узнав о газетных жанрах дети сначала пользуются словами помощниками и добавляют своё, получают нужный жанр. (например "Осенняя зарисовка" стр.13).

            Кроме выполнения заданий по тетради, дополнительно обязательная хоровая разминка и она тоже требует творчества.

            Приведу пример.

             Осень бывает разная:

            Зелёная, жёлтая, ... (красная)

            Вот ветер берёзку качает,

            И листья цветные ... (срывает)

            Под ноги ковёр застилает

            И весело там ... (подпевает)

             (Чтение сопровождается движениями)

            А вот к Новому году ребята каждого касса (у меня 3 группы посещают кружок) делают для школы подарок (новогоднюю газету).

            Каждый ребёнок вносит свою лепту: пишут заметки, зарисовки, интервью, отзывы, репортажи, рисуют рисунки, красочно оформляют газеты (все работают в парах, группами).

            И каждый показывает свои возможности. Развивает внимательность, наблюдательность, общительность. Бесценный дар слова помогает им увидеть наш мир счастливым, ярким, радужным.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...

Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов.

Программа адаптирует и конкретизирует применительно к классу основные направления образовательной и воспитательной деятельности школы....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов

Материал можно использовать на уроках основы религиозных культур и светской этики....

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе о...