Духовно-нравственное воспитание в начальных классах
статья на тему
В докладе говорится о приоритетном направлении по воспитанию духовно-нравственной личности. приводятся примеры из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в начальных классах.
Один древний философ сказал: «Трех вещей надо избегать: ненависти, зависти и презрения». А что делаем мы для того, чтобы нетерпимости стало в нашей жизни меньше, а уважения больше? Понимаем ли, насколько опасны для общества явления, поражденные враждебностью и нетерпимостью друг другу?
Приоритетными направлениями по воспитанию духовно-нравственной личности являются: изучение родного языка и культуры как основы формирования национального самосознания; приобщения к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, к художественно-прикладному искусству, ремеслам; формированию чувства уважения к совместно проживающим народам, их языку и обычаям, воспитанию толерантности, гуманистической культуры межнационального общения.
В нашем классе 9 человек. Среди них дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, мариец, узбек. Важно, чтобы дети, к какой бы национальности они не относились, испытывали бы потребность в друг друге. Дети разных национальностей, входящие в один школьный коллектив, хорошо дополняют друг друга, ведь у каждого национального характера есть свои ярко положительные стороны, свои достоинства. И надо, чтобы дети хорошо знали эти достоинства.
Главным в своей работе мы считаем создание в детском коллективе атмосферы радости, стремление поддерживать культурные традиции нашей Родины, учим их наблюдать, размышлять, высказывать свою точку зрения, а главное -сочувствовать, сопереживать, понимать окружающих, замечать все доброе и светлое в жизни.
В классе, где обучаются дети разных национальностей, воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Главной задачей является воспитание в детях способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием. Мы учим их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Объясняем, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности.
Работу по воспитанию толерантности мы внедряем в урочную и внеурочную деятельность. Например, это классные часы на темы «Мы дружбой сильны», «В семье единой», «Дружба начинается с улыбки», «Учимся общаться», «Твори добро», «Какой я?» и др. совместно с ребятами выработали «Законы дружбы» и поместили их в классном уголке и стараемся жить согласно этим законам. В сценарии праздников включаем песни, стихи, игры разных народов. На уроках истории и культуры Башкортостана, ознакомления с окружающим миром, при прохождении темы «Знакомство с ближайшим окружением» дети разных национальностей рассказывают о добрых традициях, обычаях и обрядах своей семьи; знакомят с песнями и танцами своего народа. Такое взаимообогащение помогает детям ближе узнать друг друга.
Нравятся ребятам игры разных народов, состязания по национальным видам спорта. На уроках ИЗО и труда знакомимся с узорами и орнаментами разных народов. На уроках русского языка и чтения знакомимся с пословицами разных народов. Проводим игру «Переведи на русский язык». Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу. Например, есть вьетнамская пословица: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз».в русском языке существует ее перевод: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Верблюда под мостом не спрячешь» (Афганская пословица)
( Шило в мешке не утаишь.)
«Маленький горшок хорошо нагревается» ( Англия)
( Мал золотник да дорог).
«Все хорошо в свое время» (Англия)
(Готовь сани летом, а телегу зимой).
« Сын леопарда - тоже леопард» ( Африка)
(Яблоко от яблони падает недалеко).
« Куда лопата ведет, туда вода течет». (Тибет)
(Куда иголка, туда и нитка).
« После обеда приходится платить» (Англия)
(Любишь кататься люби и саночки возить).
« Ошпаренный петух от дождя убегает» (Франция)
( Пуганная птица всего боится)
В заключении хочется отметить, что любовь к великой стране начинается с колыбельной, которая поется на своем родном языке, с любовью к родному слову, дому, краю. И учитель добьется большего успеха, если будет строить свою работу с опорой на национальную культуру, традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...
ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Для учителя важно понимание того, что государству необходимо защищать традиционные устои общества. Человека следует изначально готовить к служению идеалам семьи, патриотизма, Родины. С этим связано и ...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»
Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов.
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов....
"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...