Начальная школа: успешность и ее развитие
материал по теме
Статья о развитии успешности у обучающихся в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talant_konferentsiya_2013.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальная школа: выявление успешности и ее развитие
Курсы повышения квалификации по теме: «Профессиональная компетентность педагога в работе с одаренными детьми», ТОИПКРО
28.10.2013г. – 06.11.2013г.
Петрова Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Шегарская СОШ № 2»
Нам всем: родителям детей и их учителям хочется, чтобы ребенок был успешным: в учебе, во внеклассных мероприятиях и вообще по жизни. Успешность в наше время становится неким социальным культом – в хорошем смысле этого понятия.
Успешность в обучении обеспечивается наличием определенных качеств ребенка: это конечно - положительная мотивация; - любознательность; - воображение и фантазия. Эти свойства даны ребенку природой с рождения, вернее задатки этих свойств и их еще следует развивать.
Сегодня есть множество подходов к определению способностей детей, которые развивают интеллектуальное и творческое мышление и дают возможность обнаружить потенциальные склонности ребенка. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Очень часто мы слышим словосочетание “одарённые дети”, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то даёт сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”.
Но, на мой взгляд, у каждого школьника есть способности и таланты. Как я уже говорила, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий учебный процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.
И поэтому передо мной, возникла проблема, как я могу помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты учащихся.
Для решения данной проблемы я наметила следующие пути:
1. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих возможностей учащихся.
2. Использование нестандартных творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального или коллективного решения, умения реализовать своё «Я» и способствует развитию способностей младших школьников.
Выявление способностей и талантов детей должно начинаться в начальной школе.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний.
Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению - очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.
На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном обучении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу.
Выявление способностей детей начинаю уже в 1 классе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Активное участие на этом этапе принимает школьный психолог. Эта работа носит системный характер, а не проводится от случая к случаю и ведется как на уроках, так и во внеурочной деятельности, включая сюда и работу с родителями.
Сначала мы создаём условия для развития и максимального проявления одарённости всех учащихся, где детям предоставляются разнообразные формы интеллектуальных, творческих состязаний, проводится работа по привлечению к участию в интеллектуальных соревнованиях (олимпиадах, фестивалях, турнирах, конкурсах, проектах, исследованиях и пр.) Важно охватывать детей интеллектуальными и творческими состязаниями не только муниципального, регионального, но всероссийского и международного уровней.
На мой взгляд, не нужно рекомендовать участвовать в этих мероприятиях только «сильным» ученикам, считая, что предоставлять шанс любому ученику не надо. Результаты доказывают обратное: обучающиеся с невысокой успеваемостью неожиданно проявляют свои способности в условиях дополнительного стимула, импульса. Очень важно создать условия, когда ребёнок раз от раза будет получать всё новые и новые знания, умения, опыт.
В нашей школе ежегодно проводится множество творческих конкурсов, в которых принимают участие большинство учеников моего класса. Моя цель: дать возможность как можно большему числу ребят попробовать свои силы. Выступают ребята очень хорошо, занимая призовые места.
Многие ученики имеют грамоты и благодарственные письма за участие в районных и областных конкурсах: «Любознайка», «Хочу все знать», «Здоровье - здорово», «Музыкальные эрудиты» и многие другие.
Не новой, но востребованной формой работы по развитию детей младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
В школе ежегодно проводится научно-практическая конференция «Новый интеллект».
В прошедшем учебном году ребята разработали проекты «Мультфильмы своими руками», «Удивительный мир растений» и стали победителями. Эти проекты были представлены родителям на собрании и учащимся других классов. А также были представлены в заочном туре региональной конференции в с.Бакчар, где тоже получили 1 и 3 место. Некоторые проекты опубликованы на страницах сайта Всероссийского проекта одарённых детей «Алые паруса».
Для развития интеллектуальных способностей детей серьёзное значение имеет проведение олимпиад. В моей методической копилке создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. Мы с ребятами прорешиваем эти задания и составляем новые.
В течение нескольких лет мы принимаем участие во Всероссийских и международных неакадемических олимпиадах, таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП», «Золотое руно». В последние два года открыли для себя дистанционные порталы с конкурсами и олимпиадами: «Снейл», «Вот задачка», «Эрудит», «Продленка», «Арт-талант» и другие.
Хочется отметить, что участие в олимпиадах приняли многие желающие, независимо от уровня развития.
В 2012-2013 уч. году во Всероссийских олимпиадах мы приняли участие 93 раза. Было получено 33 диплома победителей.
Участвовали в конкурсах по предметам и творческих:
Всероссийский уровень - 18 раз – 16 дипломов победителей.
Региональный уровень – 20 раз – 18 дипломов победителей.
Все успехи и достижения ребята фиксируют в своих портфолио.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и развитие способностей и талантов детей – и есть залог успешности. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Всё будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребёнку от рождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»
Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....
Проблемы обучения русскому языку в начальной школе в свете психоречевого развития детей логопатов.
Статья о недостатках устной и письменной речи обучающихся....
ФГОС Урок по русскому языку в 1 классе по учебнику С.В.Иванова "Начальная школа XXI века". Блок "Развитие речи".Тема: "Описание внешности и повадок животных"
Это урок по развитию речи с соблюдением всех требований ФГОС. На уроке развивались УУД, учащиеся работали индивидуально, в парах и группах. Самостоятельно определяли тему урока, ставили цели и д...
Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России
Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь....
Безотметочное оценивание в начальной школе- стимул для максимального развития каждого ученика в ссответствии со склонностями, интересами и возможностями
Безотметочное оценивание является одной из важных проблем при работе в 1 классе . Эта статья поможет учителю оценивать детей в соответствиями с требованиями ФГОС....
Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка
Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов п...