Урок по основам православной культуры по теме "Государственный герб России"
проект (4 класс) по теме

Воробьева Ольга Анатольевна
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ (МОДУЛЬ: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) В РАМКАХ ГОРОДСКОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ОРКСЭ, ПРОВЕДЕННЫЙ В 4 «А» КЛАССЕ МБОУ-СОШ № 62 г. ТУЛЫ 14 ДЕКАБРЯ 2012 года УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВОРОБЬЕВОЙ О. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_opk.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ

 (МОДУЛЬ: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)

В РАМКАХ ГОРОДСКОГО СЕМИНАРА

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ОРКСЭ,

ПРОВЕДЕННЫЙ В 4 «А» КЛАССЕ МБОУ-СОШ № 62  г. ТУЛЫ

14  ДЕКАБРЯ 2012 года

УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВОРОБЬЕВОЙ О. А.

Тема урока:

Православие и Российское государство.

Государственный герб России.

Цель  урока:

Дать представление о государственном гербе России:

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить учебный материал о православии как культурообразующей и государственной религии России.

2. Дать представления о разных названиях нашего Отечества в разные исторические периоды.

3. Познакомить с понятием государствообразующего народа и дать представление о русском народе как о государствообразующем народе России.

4. Познакомить с понятием государственных символов и дать первое представление о государственных символах России.

5. Расширить представление об истории Отечества и православия в России.

6. Познакомить с историей российского герба, его изображением и значениями основных его составляющих.

7. Познакомить со святым Георгием Победоносцем, с гербом Москвы, его изображением и значением.

8. Продолжать расширять представление детей о Византии и византийско-русских отношениях.

9. Расширять представление детей о русской культуре и её духовной основе.

10. Продолжать обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурологического и духовно-религиозного значения.

11. Развивать память, культуру речи, активизировать историко-культурологическую и духовную лексику.

12. Продолжать формировать устойчивый интерес школьников к отечественной истории, культуре.

13. Воспитывать уважение к религиозным убеждениям людей, к православной вере, к государству, к государственным символам.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(слайд 1)

-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, и я думаю, что всем нам будет интересно, потому что речь пойдет об историческом и духовном наследии нашей Родины.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

(слайд 2)

Русь.

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью!

-Наша матушка Россия насчитывает более, чем тысячелетнюю историю, и в разные времена имела даже разные названия. Попробуйте восстановить последовательность названий нашей страны, выполните задания на зеленых карточках.

(Зачитывают по группам ответы)

(слайд 3)

-В какое время на Руси зародилось православие?(Киевская Русь)

-Назовите имена правителей Руси, с кем было связано возникновение православия(к. Ольга, к. Владимир)(слайд 4)

-Как Церковь оценила их деятельность?(Причислила к лику Святых Равноапостольных)

-Я просила вас поразмышлять и записать какими качествами обладали Святые?

-Соотнесите р. н. пословицы и качества личности.(оранжевые карточки)

(слайд 5)

-Чему учат пословицы?

-Почему православные христиане боятся поступать нечестно, неправильно?

(Православные люди ценили хорошие человеческие качества, верующие стараются не забывать, что за все неправильные поступки предстоит отвечать перед Богом. Поэтому стараются жить честно.)

-Почему православие остается культурообразующей религией России до сих пор?

 (Потому что за тысячелетнюю историю православие глубоко вошло в жизнь и культуру нашего народа. Культуру творит народ. Через книги, картины .музыку люди выражают свои убеждения.  Авторы произведений русского искусства-россияне, а большинство из них -православные люди Поэтому православие до сих пор влияет на культуру нашего народа.)

-Вы правы. Изменялось и название нашей страны и границы и состав государства, но Россия всегда оставалась самобытной страной со своими духовными и культурными ценностями всегда в состав России входил русский народ, самый многочисленный среди других народов, населяющих Россию. Поэтому русский народ называется государствообразующим народом России Более, чем тысячелетняя история связывает наш народ и православие и эта связь во многом определила историю России. То, что составляет главное в стране :идеи, духовные ценности, политику, особенности географического положения- все это отражается в главных государственных символах страны.

- Назовите их.(Герб, гимн, флаг)

(слайд 6)

Мы с вами знакомились с понятием «герб», когда готовили проект «Гордись своей фамилией» и даже составляли герб своей семьи. А к сегодняшнему уроку вы  выполняли задания нового проекта и, думаю, поделитесь своими исследованиями.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

(слайд7)

Целями нашего проекта было:

1. Изучить историю создания герба России.

2.Проследить, как менялось изображение герба.

3.Сделать вывод: какие православные символы вошли в современное изображение герба?

-Дети разбиты на четыре группы :Великое Княжество Московское, Российское Царство, Российская Империя, 20 век(РССФСР, СССР, РФ)

(слайд 8)

-Все мы знаем герб России: взмывающий на своих мощных крыльях двуглавый орел уже пятьсот лет олицетворяет нашу Родину .И его истории посвящены ваши работы.(показ работ)

1 группа

(Великое Княжество Московское)

(слайд 9)

Слово герб происходит от немецкого слова «эрбе», что означает наследство. Герб — символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города. Сами по себе, гербы появились очень давно- их предшественниками можно считать еще тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведи, олени, волки.

(слайд 10)

Герб российский появился

 Лет пятьсот тому назад

 И с тех пор не опустился

 Его гордый грозный взгляд.

 Из далёкой Византии

 Славный путь его пролёг.

 Оказался вдруг в России

 С Софьей, он, Палеолог.

Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей — двуглавого орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой могущественную Римско-Византийскую империю, охватывающую значительные земли как на Востоке, так и на Западе.

Как видите, Византийский орел выглядел несколько иначе .Крылья расправлены, как будто орел взлетает ,а не раскрыты полностью, как у парящего в воздухе российского орла .На головах короны, но они по форме  тоже другие, чем современные.

 

-Откуда к нам пришло православие?(Византия)

-А теперь мы узнали, что и герб наш родом оттуда же. Это рассматривается как передача религиозных традиций от Византии России, поэтому, двуглавый орел-символ православия.

2 группа.

(Российское царство)

(слайд 11)

В эпоху Ивана Грозного появляется новый Орел, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца,. на груди Орла, икона с изображением иконы Св. Георгия Победоносца –герб Москвы

(Слайд 12)

. Святой Георгий Победоносец глубоко почитался и почитается в русском народе. Он считается покровителем русского воинства и даже имеет русское имя– Егорий Храбрый.

 На гербе нашей столицы изображен один из подвигов святого: Георгий Победоносец на белом коне с копьем в руках поражает змея.

Откройте стр.87 и прочитайте о Святом Георгии

(слайд 13)

Святой великомученик-Георгий Победоносец   -еще один символ православия.

(слайд 14)

Святой Георгий на коне,

 На белоснежном скакуне,

 Ударом мощного копья

 Разящий дьявольского змея.

И под копытами коня

 Тускнеет змея чешуя,

 И пламень глаз его бледнеет.

Святой Георгий! Отрази

 Врагов бессовестных и лживых,

 Отбрось копьем их от Руси,

 Чтоб наши дети были живы!

(Имя Георгий носил маршал Жуков, который является важнейшей фигурой в Великой Отечественной войне)

(слайд 15)

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, царь Федор Иванович “Блаженный”. И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия.. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения патриаршества и церковной независимости России.

(слайд 16)

С 1613 года в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче, прозванным в народе "Тишайшим" — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди - Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита ,в лапах символы власти -скипетр и держава.

А где еще мы видели державу? Значит, держава-это не только символ власти, но и православный атрибут.

(слайд 17)

 (3 группа)

 (Российская Империя)

В 1696 году престол достается Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел приобретает новые атрибуты. На главах появляются две короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных покровителей Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

-Синий косой Андреевский крест (внизу в оперение орла) становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают вокруг щита с всадником.

Расширяются владенья:

 Польша ли, Сибирь, Урал.

 Но зато, всем в удивленье,  

 Наш орёл вдруг черным стал.

 Вот открыли мы Аляску

 Славься, русский наш матрос!

 Жизнь похожа там на сказку,

 Есть и форт – зовётся Росс

 В ясный день и в непогоду,

 И в любые времена

 Наш орёл дарил свободу

 Будь то мир или война.

(слайд 18)

-В 30-60 годах 18 века Указом императрицы Екатерины 1 было закреплено описание герба.

(слайд 19)

-Следующий император Павел 1 включил в состав герба мальтийский крест и корону.

(слайды 20-21)

-При Николае 1 существовали два типа гербов(малый и большой)

(слайд 22)

-Александр 3 утвердил новый большой герб,на нем появились новые детали, например, фигуры архангелов.

(слайд 23)

В конце 19 века появились на малом гербе восемь титульных гербов императора.

(4 группа)(РСФСР, СССР, РФ)

(слайд 24)

1917 год, в стране революция, император отрекается от власти.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких царских признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе» - абсолютно голым...

(слайд 25)

После установления в стране советской власти, поменялся политический строй, поэтому герб притерпел сильные изменения.

 В Республике стал новый символ-

 Крестьян, рабочих поддержать,

 Народа серп и молот сильный,

 Чтобы страну сильней создать!

Этот герб существовал до 1993 года.

(слайд 26)

. В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был обратно утвержден в качестве государственного герба.

(слайд 27)

 И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.

Я вчера читала книжку

О сокровищах России.

И, увидев герб двуглавый,

Маму тихо я спросила:

 «Почему орёл двуглавый?

Что за всадник на коне?

Всё хочу узнать подробно!

Расскажи, мамуля, мне».

«Велика наша держава,

Чтобы мир царил вовек,

Вдаль глядит орёл двуглавый,

Защищает нас от бед.

На коне – Победоносец –

Наш святой борец со злом.

Змея лютого, большого

Он убил своим копьём.

А раскрашен герб российский

В красный цвет и золотой.

Красный – кровь героев павших,

Чтобы жили мы с тобой.

Золото – богатство наше

Хлеб, руда, поля, леса.

Только чтобы жить богаче

Нужны труд и доброта».

Я послушала рассказы

О России с давних дней

И решила – нет на свете

Лучше Родины моей!

ВЫВОД

-Ребята, сейчас мы с вами совершили настоящее путешествие в прошлое нашей страны.

Давайте попробуем назвать православные символы, которые есть на современном российском гербе (слайд 28) А для этого, выполним задания на  розовых карточках:

1 группа (Православный крест)

Особенностью этого православного символа является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней- меньшей, и средней-большей.

2 группа (Георгий Победоносец)

(Христианский святой, великомученик, пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.)

3 группа (Двуглавый орел)

 (Фантастическая гербовая фигура, у которой  две головы, обращённые вправо и влево, на Руси появилась в 15 веке)

4 группа (Держава)

(Символ государственной власти, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.

В русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и, нередко, в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с этим символом)

-Проверьте свои выводы)( слайд 29)

(Православный крест, Георгий Победоносец, Двуглавый Орел. Держава)

РЕФЛЕКСИЯ

Чем запомнился урок?(Узнали об истории российского герба, о Георгии Победоносце, о том , что русские цари были православными, о том, что наш герб очень древний и его надо уважать.)

(слайд 30)

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...