«НОВАЯ ШКОЛА РОССИИ: КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»
статья на тему

Школа «Созвучие» с первого года своего существования начала работу в режиме инновационного поиска и педагогического эксперимента, определив стратегическое направление своего развития. Теоретическим основанием для Программы развития школы явилась концепция культуротворческой школы, которая разработана авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, д.ф.н., профессора, заведующей кафедрой эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена А.П. Валицкой. Концепция культуротворческой школы помогла увидеть перспективу развития в целом, выстроить стратегию комплексной инновационной деятельности. Содержание настоящей программы развития состоит в совершенствовании действующей школьной модели новой российской школы культуротворческого типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_sozvuchie_ktsh_statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа «Созвучие»

 «НОВАЯ ШКОЛА РОССИИ: КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»

Школе «Созвучие» всего 1 год.  Школа «Созвучие» это: 5 учителей, в том числе 3 – высшей категории; Отличник народного просвещения – 1, Кавалер Ордена Трудовой Славы – 1, Ветеран труда – 3, Залуженный учитель РФ – 1.

Школа «Созвучие» с первого года своего существования начала работу в режиме инновационного поиска и педагогического эксперимента, определив стратегическое направление своего развития. Теоретическим основанием для Программы развития школы явилась концепция культуротворческой школы, которая разработана авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, д.ф.н., профессора, заведующей кафедрой эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена А.П. Валицкой. Концепция культуротворческой школы помогла увидеть перспективу развития в целом, выстроить стратегию комплексной инновационной деятельности. Содержание настоящей программы развития состоит в совершенствовании действующей школьной модели новой российской школы культуротворческого типа.

В рамках работы в режиме инновационной деятельности школа выработала общее коллективное понимание основной тенденции развития российского образования; удалось построить ряд организационных форм, обеспечивающих работу на развитие в условиях массовой микрорайонной школы, призванной, прежде всего, обеспечить конституционное право на всеобщее основное образование, а также дать хороший старт для высшего образования тем, кто хочет его получить. Смысл развития был осознан как переход от репродуктивного типа педагогического взаимодействия в массовой школе к типу продуцирующему, что ориентирует на внимание к личности ученика, к законам ее (личности) становления в контексте культуры.

Педагогический коллектив осознал культуру как творческую субстанцию, которая может быть воспринята только творческим субъектом, в полном согласии со старым принципом «подобное стремится к подобному». Учителя остро осознали себя не передатчиками культуры, но носителями ее, со-творцами, вместе с учениками, и вместе с тем наследниками и хранителями того, что создано не нами и до нас.

Основные отличия культуротворческой школы состоят в следующем:

  • образовательный процесс строится в логике становления личности ребенка, он ориентирован возрастными этапами развития в соответствии с психофизическими и интеллектуальными особенностями воспитанника;
  • учитель в культуротворческой модели - организатор педагогического диалога, суверенная личность, владеющая гуманистической парадигмой профессионального мышления и практики, развивающаяся в образовательном процессе культуротворческого типа;
  • каждой из образовательных ступеней соответствует комплекс учебных предметов, строящийся по интегративному принципу с общей целью - воссоздания целостного образа мира и человека в нем.

Инновационная, экспериментально-исследовательская деятельность школы  строится как комплекс проектов, которые имеют системный характер:

  1. Экспериментальная площадка ЧИППКРО по теме «Реализация моделей внеурочной деятельности».
  2. «Учитель в образовательном пространстве культуротворческой школы».

                             Сегодня инновационное пространство школы:

  • это образовательный диалог, в котором реализуется развитие личности Ученика и Учителя как участников плодотворного педагогического взаимодействия;
  • это творческий поиск коллектива единомышленников, моделирующих развивающую культуротворческую среду, в которой свобода творчества сочетается с осознанной ответственностью за судьбы учеников и коллег;
  • это единство традиций отечественной педагогики и инноваций в сфере содержания образования, оптимально интегрирующего социо-гуманитарный, естественнонаучный и художественно - эстетический циклы учебных дисциплин;
  • это координация векторов общего и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности семьи и школы в формах общественной инициативы.

В рамках заявленных проектов школа постоянно работает над совершенствованием действующей модели школы культуротворческого типа, образующей личность в пространстве культуры, расширением образовательного пространства культуротворческой школы. Основной организационной формой была и остается идея интеграции. Расширение образовательного пространства школы может быть представлено следующими компонентами:

  1. Предметно-блочный, учебный, состоящий из 3-х основных блоков – «трилистник» (естественно-научный, социо-гуманитарный, художественно-эстетический), включает базисные дисциплины, обеспечивающие выполнение государственного образовательного стандарта.  
  2. Внеурочный, внеклассный блок (школа полного дня) – расширение образовательного пространства за счет интеграции предшкольного, начального общего и дополнительного образования.
  3. Внешкольное образовательное пространство школы подразумевает открытость школы современной социокультурной среде и использование культурно-исторического потенциала Челябинска и  других городов.

Профессиональная квалификация педагогического коллектива школы обрела новый качественный уровень, поскольку задачи учителя не ограничиваются школьным образовательным процессом, но расширяются и осмысливаются в режиме передачи опыта коллегам.

В процедурах реализации проектов решаются возникающие проблемы, связанные с необходимостью уточнения, коррекции, развития как теоретической концепции целостного образовательного процесса, так и комплекса способов и форм ее реализации.

Инновационная деятельность педагогического коллектива стала одним из основных стимулов для становления профессионализма педагога нового типа (активное участие учителей в экспериментальной работе, в научно-исследовательской деятельности в рамках коллективных исследовательских проектов (сети целевых программ, сконструированных по приоритетным направлениям развития школы).

Постоянно проводится многофакторный анализ и социометрия педагогического коллектива школы. На основе анализа результатов социометрии делаются выводы о деятельностном потенциале учителя, адекватности его самооценки, об интенсивности и результативности инновационного поиска и, что особенно важно, о ценностных мотивациях педагогической практики. Профессионализм и компетентность учителей  школы определяется достаточно высоким образовательным уровнем и высокой квалификацией. Высокий образовательный статус оказывается важным условием для творческого профессионального роста педагогов, плодотворного обмена опытом, индивидуального стиля деятельности в общем движении к профессионализму нового типа. Фактором роста компетентности педагогов является не только профессиональный стаж и образовательный уровень, но и личностная активность, осознанная потребность в профессиональном росте, в повышении собственной общей эрудиции. НОУ СОШ «Созвучие» последовательно осуществляет собственные нововведения. По итогам инновационной деятельности можно определить как педагогические достижения следующие процессы: накопление опыта работы в системе повышения квалификации, развитие профессионально-личностного самосознания учителей, переход от репродуктивного к продуцирующему типу профессионального педагогического мышления и деятельности; самостоятельность постановки задач и выбора образовательных технологий; на основе понимания общности цели - становление особого климата в школе, атмосферы взаимоуважения и сотрудничества.

Образовательная программа и учебный план повышения квалификации педагогов школы включают различные формы учебной работы: доклады специалистов, лекционно-диалоговые, семинарские занятия, консультации, дискуссионные столы, мастер-классы, проектные группы,  педагогические и психолого-педагогические практикумы.

В результате обучения слушатели познакомились с концепцией культуротворческой школы, теорией и практикой построения модели школы культуротворческого типа, технологиями моделирования образовательного пространства школы; рассмотрели особенности и типологию личностного становления (учителя, ученика), методики «отслеживания» и коррекции процессов становления личности, возможностями образовательного пространства культуротворческой школы для осознанного выбора школьниками своей профессиональной деятельности. Теоретические положения концепции подтверждались практикой педагогической деятельности.

Упомянутые проекты, как показывает практика, актуальны и социально приемлемы, соответствуют реальным потребностям социальных субъектов (учащихся, родителей, педагогов). Комплекс проектов целостен (его части взаимосвязаны), проекты жизнеспособны, реалистичны (соответствуют культурно–образовательной ситуации), конкретны. Инновационный процесс является основным процессом при работе в школе не только в режиме функционирования, но и развития.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная школа как образовательная модель, формирующая условия для реализации новых государственных образовательных стандартов

Одна из важнейших образовательных тем последних лет -  внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые в нашей школе начали реализовываться...

"Глобус -модель Земли."Окружающий мир 4 класс. "Школа России"

1.Познакомить учащихся с  наукой, изучающей Землю, - географией. 2. Сформировать  представление  о  глобусе – модели  Земли.3. Объяснить  смену  времен...

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

Открытый урок «Ульяновск – авиационная столица России». Изготовление моделей самолётов. (по программе "Перспективная начальная школа"),

Сегодня на уроке мы изготовим модель самолёта.Задачи:   Научиться конструировать и моделировать( делать модель самолёта)   Продолжим  работать с  бумагой и шаблонами...

Конспект урока математики "Развертка куба. Изготовление модели куба" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование умения отличать плоские геометрические фигуры от объемных; обобщение умений учащихся соотносить объемную геометрическую фигуру с ее разверткой.Планируемые результаты:Пред...