Значение игры на уроках математики
методическая разработка (4 класс) на тему

Виды дидактического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx71.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа          VIIIвида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы

     

 

                                   

 

                                                                                     

                                                                           

                                                             

     

                                                 

Учитель начальных классов

ГБОУ СКОШ №482

                                                                                Веселова Л.С.  

                                                                                  Москва, 2012г.        

                                                                                 

                                                                                            Учиться  можно только весело.

Чтобы переваривать знания

надо поглощать их с аппетитом.

                                               А. Франс

Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе и самим принимать в них  участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

           До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. В школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

Игры, требующие воспроизведения действий.

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

              Для формирования и активизации познавательного интереса его нужно                            

постоянно инициировать. В школьный период ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из  утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра – сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного  внедрения ребёнка в мир познания.

                Использование игр в процессе обучения превращает их  в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения и активности. Возможность предоставления заданий и упражнений, преимущественно в игровой форме,

                Наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребёнка в школе  в смене ведущей деятельности ( переход от игровой формы к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить,  что игровой, увлекающих характер заданий, которые являются в то же время психологическими  тестами, снижает стессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям , отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности (Н.В.Бабкина).

Для этого :

*. Игра должна быть достаточно  интересной для мыслительной деятельности, в противном случае  она не будет содействовать выполнению  педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и  внимание.

*. Дидактический материал,  должен быть  удобен в использовании, иначе игра не даст должного  эффекта.

*.  При проведении игры, связанной с  соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над  её результатами . Учёт результатов соревнования  должен быть справедливым.

*.  Каждый ученик должен быть активным участником игры.

*. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их  должна быть чёткой, краткой.

          Единой классификации дидактических игр пока не существует. Поэтому разделим их по некоторым признакам. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

         Педагогический опыт учителей показывает,  что чаще всего они обращаются к настольно – печатным и словесным играм – викторинам, тренажёрам, лото, домино, кубикам, шашкам, картам, ребусам, головоломкам, загадкам, кроссвордам.  Рассмотрим некоторые.

Математическая эстафета. Для ее в 2 или в несколько столбиков с заданием (примеры) Ученики делятся на 2 команды(или на несколько команд, зависит от количества столбиков). Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания. Эстафету можно провести сидя за партами – «пустить» листки с заданиями по рядам.

 

         Кроссворды  в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше «самим собой», т.е  соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.д. Отгадка, хотя бы одного слова или действия, приносит радость, появляются  положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство  интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать задание, т.е. активизируется познавательный процесс. Вырабатывается самостоятельность (работа ученика не зависит от других учащихся, он получает максимальную самостоятельность). А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в  игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов , способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Здесь же можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

           Например.

           Отгадай загадки, а отгадки запиши  в клеточки.

Кто молча говорит? (Книга)

 

После урока непременно

Нужна  рабатам …?   (Перемена)

Чёрные птички

На каждой страничке,

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.     (Буквы)

Шар не велик,

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажешь весь свет.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.     (Глобус)

     

к

н

и

  г

а

п

е

р

е

м

е

н

а

б

у

к

в

ы

г

л

о

б

у

с

         К высокой положительной эмоциональности ребёнка, к активизации интереса к окружающему миру, к стремлению к деятельности способствует фольклор. Фольклор во все времена органично вписывался в народную педагогику. Его используют не только в предметном обучении, но и на уроках математики. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, скороговорки, пословицы, загадки, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании.

         Загадки  были распространены на Руси в глубокой древности. Педагогическая ценность загадок состоит в том, что повышает способность и определённость мышления, силу воображения и активизирует ребёнка и повышает их интерес к предмету математики. Неслучайно этот жанр фольклора широко применяли в обучении младших школьников  К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой.

       

   

       Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, величина и т.д.)  Например при знакомстве с цифрой  и числом 2 можно использовать такую загадку:

Вид её – как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи её – нет!

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.

        После того как ученики отгадали её, педагог может попросить вспомнить, о чём загадка, показать карточку с цифрой 2. Объяснить, как можно получить число 2, сравнить его с последующими числами.

        Такую же работу можно применить и при изучении цифры и числа 5.

         Есть, друзья, такая птица:

         Если сядет на страницу,

         Очень рад бываю я,

          И со мной и вся семья.

        При изучении числового ряда в пределах 10 можно воспользоваться загадкой.

           Проживают в трудной книжке

           Хитроумные братишки,

           Десять их, но братья эти

           Сосчитают всё на свете.

         Иногда для отгадывания загадки ученикам достаточно одного признака, догадки, а для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, развёрнутое логическое рассуждение. Без доказательства процесс отгадывания не закончен. Чтобы побудить ребёнка к доказательству, следует выяснить, каким путём он шёл: «Как ты догадался?», «Почему ты так решил?»

        При изучении темы «Время» можно использовать такую загадку про дни недели:

Что за гуси пролетают?

По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротишь их назад.

Она нуждается в анализе даже тогда, когда дети правильно отгадали, т.к. отгадки могут быть случайными .Можно задать вопросы: « Почему вы думаете, что гуси – это дни?», «Поему их семь?», «Что значит выражение летят вереницей?»,  «Почему гусей нельзя возвратить назад», «Как надо относиться ко времени, если оно не возвращается?».

       

        Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность, приручает к чёткой логике, рассуждению и доказательству. Активизирует учащихся на уроке и поднимает интерес к урокам математики.

         Скороговорки и считалки – ещё один вид фольклора, который можно активно  использовать на уроках математики. Употребление скороговорок содействует преодолению косноязычия, развивает артикуляцию речевого аппарата.

Например, при знакомстве с цифрой и числом 2 можно предложить такие скороговорки:

Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

У опушки две старушки

Брали грузди и волнушки.

 Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

         После разучивания скороговорки учитель может предложить детям вспомнить, как слово в тексте связано с рассматриваемым числом, какая цифра соответствует ему.

         Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия, распространённости и количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. Видимо какие – то плодоносящие зёрна скрыты в этих  неувядаемых  произведениях», - писал основоположник детского фольклора Г.С.Виноградов.        

           Считалочками принято считать короткие рифмованные стихи, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре. Например:

На дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец,

И считалочке конец.

Ветер осенью летал,

Ветер листики считал.

Красный лист,

Зелёный лист,

Липы лист,

Клёна лист.

Хорошо ли ты считал?

Сколько листьев насчитал?

Заучивая считалочки, учащиеся развивают память. Способствуют  выработке таких качеств как честность, чувство ответственности, чувство товарищества. Следовательно , она несёт познавательную, эстетическую, этическую. На уроке математики с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном порядке можно предложить следующие считалки:

       

Раз – два – три – беру я мяч.

Раз – два- три – он мчится в вскачь,

Раз – два- три_ бегу за ним-

Красно – жёлтым – голубым.

1, 2, 3 – Ваня, не шути.

!, 2, 3, 4, 5. – Ваня, не шути опять.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. –Ваня, не шути, мы просим.

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. – в прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдёт искать.

Пословицы и поговорки  также полезно предлагать детям на уроках математики.

 Вот несколько пословиц и поговорок в которых используются  понятия один, много, мало, большой, маленький, два и другие, а также такие понятия  ниже- выше , тонкий – толстый и т.д.

            Ум без догадки гроша не стоит.

            Ум- хорошо, а два лучше.

            Без копейки рубль не живёт.

           

            Кто не богат, тот и рублю рад.

            Век живи – век учись.

            У семи дитя без глазу.

            Человек живёт век, а его дела – два.

            Все – за одного, один – за всех.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Две сестрицы – мастерицы, друг дружке – помощницы.

           Где тонко, там и рвётся.

           Тише воды, ниже травы.

           Маленькое дело лучше большого безделья

           Сказки - следующий вид фольклора расширяют границы познавательных и воспитательных возможностей обучения .Вносят в методику проведения урока захватывающее, живое, страстное чувство, бурную динамику, способствуют активности учащихся на уроке и проявлению интереса к урокам.

 Персонажи сказок часто попадают в затруднительные ситуации, в которых им надо решать, как поступить, какой сделать выбор. В эти моменты учитель может предложить детям выполнять учебные задания, тексты которых и результаты выполнения связаны с композицией произведения. Становясь участниками разыгрываемых событий, ученики с разным уровнем игровой и учебной деятельности активно включаются в учебную работу и способны концентрироваться на ней более длительное время, чем обычно.

На уроках хорошо воспринимаются такие сказки как:

«Репка» , «Колобок»,»Гуси – лебеди» и др.

(Эти сказки можно не только распределить интересно учебный материал по этапам урока, сделать увлекательными вычислительные действия но и отработать понятия : большая пребольшая, высокий –низкий, предыдущий – следующий и т.д.)

Стихотворения – в методической литературе предлагается много задач и примеров в стихотворной форме. Они помогают ребятам активизироваться, сосредоточиться и побуждают их проявлять интерес к уроку математики. Например:

Два мышонка грызли корку.

Два – сырок тащили в норку.

Сколько их у нас в квартире?

Два плюс два всего - … (четыре)

 В огороде у Лисички

Покраснели три клубнички,

И у Зайки – посмотри,

Покраснели тоже три.

Только их не надо есть,

И тогда их станет  … (шесть)

Друг за другом, ровно в ряд,

Десять плавало утят.

В камыши заплыли двое…

Значит, их считать не стоит.

Было - десять. Два - отбросим.

Значит, пишем цифру восемь.

На лужайке, на лужайке

Дети прыгали, как зайки.

5 прыжков на левой ножке,

6 – на правой по дорожке,

Кто из вас сказать готов,

Сколько было всех прыжков?

Ваня любит витамины:

Он купил 3 апельсина,

10 яблок, 2 банана.

Все в корзине у Ивана.

Сколько фруктов купил Ваня?

Математические раскраски.

        В настоящее время публикуется много математических раскрасок. Они так же   способствуют активизации  учебной  деятельности учащихся начальных классов.

Ими можно воспользоваться для закрепления полученных знаний и применять в самостоятельных работах.

       Важную роль при обучении математики играет устный опрос, который позволяет учителю учить детей высказывать свою мысль. Учась грамотно оформлять свою мысль, ученик неизбежно учится мыслить.

В устной работе особенно ярко проявляется еще один аспект современного обучения – она дает возможность для формирования и развития диалоговой культуры учащихся, которая является элементом общей культуры современного человека. Она дает умение вести диалог с собеседником, т.е. умение общаться, убеждать, слушать его. Это умение необходимо при ведении диалога с компьютером.

           В результате мы можем сказать, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся  интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...

Дидактические игры на уроках математики и русского языка

Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....

Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.

Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...

Выступление "Значение игры в обучении математике".

Значение игры в обучении математики.       В В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, д...

Выступление "Значение игры в обучении математике".

Значение игры в обучении математики.       В В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, д...

Значение игры на уроках математики в начальных классах.

В статье рассматривается роль игры на уроках математики в начальной школе....