Диагностика личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
материал по теме

Куликова Елена Юрьевна

Представление опыта диагностики личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в условиях реализации образовательной программы "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagn_lichn_kulikova.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 31

Выступление на городском семинаре

на тему:

Диагностика личностных универсальных учебных действий

в рамках реализации ФГОС

Подготовила: Куликова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

Мурманск

2012

Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)

В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Заявленные в новых стандартах маркеры универсальных учебных действий (далее УУД) – психолого-педагогические феномены. Только в рамках блока «Личностные УУД» перечислены следующие позиции мониторинга: учебная мотивация, характеристики самосознания, рефлексия, идентичность, морально-нравственноое развитие (с ориентацией на конвенциональный уровень по Л.Кольбергу), эмпатия, развитие эстетических чувств и др. Каждая из этих позиций имеет свою структуру, показатели, диагностический инструментарий. Очевидно, что проводить диагностику их развития могут только квалифицированные психологи. 

В Образовательной системе «Школа 2100» разработана диагностика предметных знаний и умений учащихся 1-4 классов в виде самостоятельных и контрольных работ в тетрадях на печатной основе. Пособие содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребенка формируются универсальные учебные действия, как идет его личностное развитие.

Задание способствует развитию этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.  Важно, чтобы ученики, отвечая на последний вопрос, опирались не только на текст, но также на свой жизненный опыт, на ситуации, проанализированные на предшествующих уроках. Формируется умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

В соответствии с программой проведения мониторинга по отслеживанию УУД мы в прошлом учебном году провели мониторинг по формированию УУД, в том числе и личностных. В первом классе было проведено две диагностические работы. Нами были разработаны таблицы, где мы отмечали количество баллов, полученных учениками за выполнение заданий. Все задания разбиты по УУД. Сегодня, опираясь на тему семинара, остановлюсь более подробно на результатах диагностики личностных УУД. Результаты вы можете видеть на слайде. Здесь наглядно виден процент обучающихся, не справившихся с заданием.  На диаграмме, показывающей результаты второй диагностики, виден рост учеников, справившихся с заданием.

Если в первом классе в диагностиках на личностные результаты было выделено 2 вопроса в конце работы, то во втором классе мы наблюдаем уже 4 вопроса на личностные УУД, которые являются началом работы. Результаты первой диагностики во втором классе вы можете видеть на слайде.

Выводы:

В заключении мне хотелось сказать, как можно использовать результаты диагностики в образовательном  процессе:

- результаты показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных результатов, развитие конкретных УУД.;

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям ребёнок успешен, а по каким требуется помощь педагога или родителей)

Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для официальной отчётности, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на текущем этапе его развития. Следует обеспечить личную психологическую безопасность ученика.  Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО».

Проведение предметной недели в начальной школе и семинара по преемственности между МБОУ и ДОУ по теме: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО»....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Окружающий нас мир меняется в быстром темпе. Для того чтобы почувствовать поразительный темп изменений, вдумаемся в следующие факты:– в середине первого десятилетия XXI века в год производилось ...

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС

Презентация"Формирование  личностных универсальных учебных действий в рамках реализации  ФГОС"...

Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС

Что такое УУД? Функции, виды, критерии оценки УУД, планируемые результаты...