ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
консультация на тему
Окружающий нас мир меняется в быстром темпе. Для того чтобы почувствовать поразительный темп изменений, вдумаемся в следующие факты:
– в середине первого десятилетия XXI века в год производилось больше уникальной информации, чем за предыдущие пять тысячелетий. При этом количество новой технической информации удваивается каждые два года. Для студентов технических профессий, обучающихся четыре года на бакалавра, это означает, что то, чему они обучились на первом курсе, устаревает уже к третьему курсу;
– десяти самых востребованных профессий 2016 года в 2008 году даже не существовало;
– министерство труда США прогнозирует, что те, кто учится сегодня, к 38 годам своей жизни сменят от 10 до 14 мест работы.
-студенты, которые получают образование сейчас, будут работать по профессиям, которые еще не созданы; использовать технологии, которых сегодня еще нет; решать задачи, о которых мы сегодня даже и не знаем.
Школа обречена на изменения в меняющемся мире.
Возникает драма отставания учителей от учеников в области овладения информационными технологиями. Почему это происходит?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovnie_uud_v_ramkah_fgos.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Окружающий нас мир меняется в быстром темпе. Для того чтобы почувствовать поразительный темп изменений, вдумаемся в следующие факты:
– в середине первого десятилетия XXI века в год производилось больше уникальной информации, чем за предыдущие пять тысячелетий. При этом количество новой технической информации удваивается каждые два года. Для студентов технических профессий, обучающихся четыре года на бакалавра, это означает, что то, чему они обучились на первом курсе, устаревает уже к третьему курсу;
– десяти самых востребованных профессий 2016 года в 2008 году даже не существовало;
– министерство труда США прогнозирует, что те, кто учится сегодня, к 38 годам своей жизни сменят от 10 до 14 мест работы.
-студенты, которые получают образование сейчас, будут работать по профессиям, которые еще не созданы; использовать технологии, которых сегодня еще нет; решать задачи, о которых мы сегодня даже и не знаем.
Школа обречена на изменения в меняющемся мире.
Возникает драма отставания учителей от учеников в области овладения информационными технологиями. Почему это происходит?
Специалисты в области образования выяснили проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа;
- ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;
- резко возросшая информированность детей;
- современные дети мало читают;
- ограниченность общения со сверстниками
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. В чем отличие новых стандартов?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий . Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. СЛАЙД 3 УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
.
Универсальные учебные действия. Это то, чему мы стараемся научить наших детей , наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей в младших классах. Перечислю функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.
Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.
Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.
А на что же, судя по ФГОС, направлены универсальные учебные действия. Для того, чтобы определить их направленность, нужно для начала разобраться с их структурой
УУД можно разделить на четыре группы:
- Регулятивные.
- Личностные.
- Коммуникативные.
- Познавательные.
Теперь давайте разберемся с каждой из этих групп.
Регулятивные
Это от слова регулировать. Направлены на то, чтобы ученики начальных классов научились регулировать себя, свое время, свои энергозатраты. Чтобы все шло так, как нужно им, а не по какому-то неизвестному и непредсказуемому сценарию. СЛАЙД
Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:
- ставить цель;
- давать оценку;
- планировать свою деятельность;
- делать прогнозы;
- корректировать свои действия.
Легче все это понять на примере.
Мальчик Вася готовится к экзаменам.
Какие же действия необходимо выполнить Васе, чтобы сдать экзамен на пятерку?
- Поставить цель. Цель Васи – пятерка на экзамене.
- Оценить ситуацию. Вася оценивает свои знания и понимает, что плохо знает большинство тем предмета.
- Прогнозирование. Вася дает свой прогноз – если он не будет учить темы, то пятерки ему не видать, если будет учить, то и пятерка будет.
- Планирование. План у Васи такой – каждый день, он будет повторять по три темы.
- Коррекция. До экзамена остается 10 дней, а в учебнике 40 невыученных тем. Вася понимает, что если он будет учить по три темы в день, то цель не будет достигнута. Он корректирует свои действия, начиная изучать по 4 темы в день.
Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.
Личностные
Я бы назвала их не действиями, а скорее способностями. Школьник учится: СЛАЙД
- понимать себя самого;
- понимать людей;
- видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
- сострадать;
- определять негативное влияние и противостоять ему.
Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учим осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
Как же этому учим? Ну во-первых, через вечные и добрые произведения поэтов и писателей на уроках литературного чтения. Уроки музыки, изобразительного искусства, технологии, так же способствуют развитию данного вида УУД.
А, во-вторых, в начальной школе вводятся новые предметы. Например, такие как «Правила питания», где речь идет о здоровом образе жизни. И «Основы религиозной культуры и светской этики»
Познавательные СЛАЙД
Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала. Кстати, развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе.
Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как: СЛАЙД
- выдвижение гипотезы;
- поиск информации;
- анализ информации;
- обоснование результата;
- предоставление доказательств.
Иногда родители задают нам вопрос: почему в школе дети так много занимаются проектной деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже.
Коммуникативные
Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие: СЛАЙД
- ведение диалога;
- высказывание своей точки зрения;
- защита своей точки зрения;
- выслушивание чужого мнения;
- разрешение конфликтов.
Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.
Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.
Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.
А в семьях — ссор и скандалов.
Было бы меньше несчастных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...
Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка
Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
статья...
Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС
Материал предназначен для выступления на МО, педсовете...
«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»
Как формировать УУД в условиях ФГОС. Из опыта работы....
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Презентация"Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС"...
Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Что такое УУД? Функции, виды, критерии оценки УУД, планируемые результаты...