Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС
учебно-методический материал на тему
Материал предназначен для выступления на МО, педсовете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
учитель МОУ ООШ №7
Журавлёва М.Ф.
Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС
Слайд 2
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 3
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
- «Я – звезда» ;
- «Шефы» и др.
Слайд 4-6
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОСТАВЛЕНА СЛЕДУЮЩАЯ ТАБЛИЦА:
Личностные универсальные учебные действия | 1 класс | 4 класс | |
Самоопределение | внутренняя позиция учащегося | Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) | Определение сформированности "Внутренней позиции школьника" |
самооценка | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант) Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан Методика “10 Я” М. Кун Методика “Хороший ученик” Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | |
Смыслообразование | мотивация учебной деятельности и ее ведущие мотивы | “Незавершенная сказка” “Беседа о школе” (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.) Опросник мотивации Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой |
Ориентация на моральные нормы и их выполнение | нравственно-этическая ориентация | “Раздели игрушки” (норма справедливого распределения) Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) “Невымытая посуда” (учет чувств героев) Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” | После уроков (норма взаимопомощи) Опросник Е.Кургановой “Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже) (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” |
Слайд 7
Личностные УУД способы диагностики
Действие смыслообразования направлено на установление личностного смысла действия. В рамках системно-деятельностного подхода личностный смысл характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия (А.Н.Леонтьев, 1974) и выступает как «значение-для меня». Субъективное восприятие человеком объективного значения, порождает не только знание о явлениях действительности, но и отношении е к ним, отражая не только сами явления, но и их значение для отражающего субъекта. (Рубинштейн С.Л., 1989).
Методика Действия самоопределения и смыслообразования модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина
Цель:- выявление сформированности внутренней позиции школьника;
- выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
Слайд 8
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.
Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Слайд 9
Цель: выявление сформированности Я концепции и самоотношения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 9—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».
Слайд 10
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Возраст: 10,5—11 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:
1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
Слайд 11
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: 7—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.
Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (см. таблица 4.16.)
Слайд 12
Опросник мотивации
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 —познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация – широкие социальные мотивы; 6 —мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отношение к учению и школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...
Диагностика личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Представление опыта диагностики личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в условиях реализации образовательной программы "Школа 2100"...
«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО».
Проведение предметной недели в начальной школе и семинара по преемственности между МБОУ и ДОУ по теме: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО»....
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
статья...
«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»
Как формировать УУД в условиях ФГОС. Из опыта работы....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Окружающий нас мир меняется в быстром темпе. Для того чтобы почувствовать поразительный темп изменений, вдумаемся в следующие факты:– в середине первого десятилетия XXI века в год производилось ...
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Презентация"Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС"...