Рекомендации по проведению мастер-класса.
методическая разработка (1 класс) по теме

Прончева Оксана Александровна

Для наиболее успешной работы учителю необходимо знать обо всех новейших технологиях обучения и о том, как рпавильно их использовать в своей работе. В этом нам помогают открытые мастер-классы, проводимые в институтах усовершенствования работников образования или на других открытых мероприятиях для педагогов. Эта работа поможет вам правильно спланировать свой мастер-класс и достойно показать свою работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собеседование:

۞

Актуальность и практическая значимость содержания мастер-класса;

۞

Адекватность выбора целей, форм и методов мастер-класса;

۞

Умение формулировать, обосновывать свои идеи.

Мастер-класс:

Содержание мастер-класса:

۞

Уважительный, партнерский стиль общения с участниками мастер-класса;

۞

Интеллектуальный уровень конкурсанта (умение выделять главное, способность к анализу и обобщению излагаемого материала, умение обосновывать выбор целей, способов и форм воспитательной работы с детьми);

۞

Методическая грамотность построения мастер-класса;

۞

Актуальность и практическая значимость методики или технологии, которую представляет конкурсант в мастер-классе;

۞

Выраженность авторского начала в методике или технологии, которую представляет конкурсант в мастер-классе;

۞

Степень владения конкурсантом методикой или технологией, которую он представляет в мастер-классе;

۞

Степень раскрытия темы в содержании мастер-класса;

۞

Обучающий эффект, результативность мастер-класса;

۞

Умение формулировать, обосновывать свои идеи;

۞

Умение донести идею до слушателей: доступность, наглядность обучения, опора на собственную практику;

۞

Воздействие речи и поведения на аудиторию: образность и эмоциональность, импровизация;

۞

Культура и грамотность речи;

۞

Получение обратной связи от участников мастер-класса;

۞

Уровень включенности всех участников мастер-класса в процесс обучения.

Открытое мероприятие:

Содержание открытого мероприятия:

۞

Творческое воплощение идеи открытого мероприятия;

۞

Методическая целесообразность построения открытого мероприятия;

۞

Соответствие возрастным особенностям учащихся;

۞

Направленность на развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся - воспитательный эффект мероприятия;

۞

Компетентность классного руководителя в теме открытого мероприятия;

۞

Соответствие содержания мероприятия его теме (проблеме).

 

Характер взаимодействия между педагогом и учащимися, коммуникативная культура:

۞

Умение знакомиться с детьми;

۞

Уважительный, партнерский стиль общения с детьми;

۞

Умение в доступной для детей форме формулировать мысли, раскрывать смысл заданий;

۞

Воздействие речи и поведения на аудиторию: культура речи, ее образность и эмоциональность;

۞

Уровень включения всех детей в процесс реализации задания.

 

Самоанализ:

۞

Формулирование реальных результатов работы;

۞

Умение анализировать собственные позитивные достижения;

۞

Умение признавать ошибки;

۞

Соответствие самоанализа и реальных достижений открытого мероприятия;

۞

Умение оценивать эффективность своей работы в сравнении с другими;

۞

Соответствие предлагаемых методических рекомендаций выбранной теме;

۞

Актуальность и практическая значимость содержания мастер-класса;

۞

Адекватность выбора целей, форм и методов мастер-класса;

۞

Практическая значимость предлагаемых методических рекомендаций.

Творческое задание с детьми:

۞

Умение организовывать, сценировать мероприятие в соответствии с поставленной задачей;

۞

Оригинальность решения проблемы, творческое воплощение идеи задания;

۞

Уровень включенности, активности детей в процессе выполнения задания;

۞

Педагогический артистизм;

۞

Уровень взаимодействия конкурсанта с детьми во время выполнения задания;

۞

Направленность на развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся - воспитательный эффект мероприятия.

 



Предварительный просмотр:

Технология проведения мастер-класса.

Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства".

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
  • Профессиональные способности;
  • Педагогическую технику;
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • Мастерство убеждения;
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
  1. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту
  1. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
  2. Моделирование
  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
  1. Рефлексия
  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
  • Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • Показ отдельных методов работы
  • Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение мастер-класса

Мастер-класс Умаровой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов « Творческая мастерская педагога.  Электронный  портфолио ученика начальной школы»...

Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов

Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов включают в себя: презентацию по проектноу деятельности, раздаточный материал для проведения мастер-класса....

Методические рекомендации по проведению мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-классаАлгоритм мастер-класса...

Google - платформа для проведения мастер-класса. Информационный ресурс «Эффективное использование сервисов Google в работе учителя».

Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность учителей и обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающи...

Алгоритм проведения мастер-класса.

Учителю-логопеду необходимо постоянно учиться, находить и использовать новые, современные технологии, постоянно повышать свою квалификацию.В этом нам помогает обмен опытом работы, взаимообучение. Одно...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса"

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции....