Рекомендации по проведению мастер-класса.
методическая разработка (1 класс) по теме
Для наиболее успешной работы учителю необходимо знать обо всех новейших технологиях обучения и о том, как рпавильно их использовать в своей работе. В этом нам помогают открытые мастер-классы, проводимые в институтах усовершенствования работников образования или на других открытых мероприятиях для педагогов. Эта работа поможет вам правильно спланировать свой мастер-класс и достойно показать свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_master-klassu.doc | 49.5 КБ |
rekomendatsii_po_provedeniyu_master-klassa.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Собеседование:
۞ | Актуальность и практическая значимость содержания мастер-класса; |
۞ | Адекватность выбора целей, форм и методов мастер-класса; |
۞ | Умение формулировать, обосновывать свои идеи. |
Мастер-класс:
Содержание мастер-класса:
۞ | Уважительный, партнерский стиль общения с участниками мастер-класса; |
۞ | Интеллектуальный уровень конкурсанта (умение выделять главное, способность к анализу и обобщению излагаемого материала, умение обосновывать выбор целей, способов и форм воспитательной работы с детьми); |
۞ | Методическая грамотность построения мастер-класса; |
۞ | Актуальность и практическая значимость методики или технологии, которую представляет конкурсант в мастер-классе; |
۞ | Выраженность авторского начала в методике или технологии, которую представляет конкурсант в мастер-классе; |
۞ | Степень владения конкурсантом методикой или технологией, которую он представляет в мастер-классе; |
۞ | Степень раскрытия темы в содержании мастер-класса; |
۞ | Обучающий эффект, результативность мастер-класса; |
۞ | Умение формулировать, обосновывать свои идеи; |
۞ | Умение донести идею до слушателей: доступность, наглядность обучения, опора на собственную практику; |
۞ | Воздействие речи и поведения на аудиторию: образность и эмоциональность, импровизация; |
۞ | Культура и грамотность речи; |
۞ | Получение обратной связи от участников мастер-класса; |
۞ | Уровень включенности всех участников мастер-класса в процесс обучения. |
Открытое мероприятие:
Содержание открытого мероприятия:
۞ | Творческое воплощение идеи открытого мероприятия; |
۞ | Методическая целесообразность построения открытого мероприятия; |
۞ | Соответствие возрастным особенностям учащихся; |
۞ | Направленность на развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся - воспитательный эффект мероприятия; |
۞ | Компетентность классного руководителя в теме открытого мероприятия; |
۞ | Соответствие содержания мероприятия его теме (проблеме). |
Характер взаимодействия между педагогом и учащимися, коммуникативная культура:
۞ | Умение знакомиться с детьми; |
۞ | Уважительный, партнерский стиль общения с детьми; |
۞ | Умение в доступной для детей форме формулировать мысли, раскрывать смысл заданий; |
۞ | Воздействие речи и поведения на аудиторию: культура речи, ее образность и эмоциональность; |
۞ | Уровень включения всех детей в процесс реализации задания. |
Самоанализ:
۞ | Формулирование реальных результатов работы; |
۞ | Умение анализировать собственные позитивные достижения; |
۞ | Умение признавать ошибки; |
۞ | Соответствие самоанализа и реальных достижений открытого мероприятия; |
۞ | Умение оценивать эффективность своей работы в сравнении с другими; |
۞ | Соответствие предлагаемых методических рекомендаций выбранной теме; |
۞ | Актуальность и практическая значимость содержания мастер-класса; |
۞ | Адекватность выбора целей, форм и методов мастер-класса; |
۞ | Практическая значимость предлагаемых методических рекомендаций. |
Творческое задание с детьми:
۞ | Умение организовывать, сценировать мероприятие в соответствии с поставленной задачей; |
۞ | Оригинальность решения проблемы, творческое воплощение идеи задания; |
۞ | Уровень включенности, активности детей в процессе выполнения задания; |
۞ | Педагогический артистизм; |
۞ | Уровень взаимодействия конкурсанта с детьми во время выполнения задания; |
۞ | Направленность на развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся - воспитательный эффект мероприятия. |
Предварительный просмотр:
Технология проведения мастер-класса.
Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства".
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения.
Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.
Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
- Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
- Профессиональные способности;
- Педагогическую технику;
- Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
- Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
- Мастерство убеждения;
- Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
- Мастерство владения педагогической техникой.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:
- комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
- оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
- Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:
- Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
- Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Структура проведения «Мастер-класса»:
- Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
- Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Рассказ педагога о проекте занятия
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту
- Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
- Моделирование
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
- Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
- Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
- Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
- Показ отдельных методов работы
- Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
- Лекция
- Практическое занятие
- Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение мастер-класса
Мастер-класс Умаровой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов « Творческая мастерская педагога. Электронный портфолио ученика начальной школы»...
Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов
Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов включают в себя: презентацию по проектноу деятельности, раздаточный материал для проведения мастер-класса....
Методические рекомендации по проведению мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-классаАлгоритм мастер-класса...
Google - платформа для проведения мастер-класса. Информационный ресурс «Эффективное использование сервисов Google в работе учителя».
Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность учителей и обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающи...
Требования к проведению мастер-класса.
Памятка педагогу...
Алгоритм проведения мастер-класса.
Учителю-логопеду необходимо постоянно учиться, находить и использовать новые, современные технологии, постоянно повышать свою квалификацию.В этом нам помогает обмен опытом работы, взаимообучение. Одно...
Консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса"
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции....