Проектные задачи в начальной школе
статья по теме

Васильева Юлия Николаевна

Статья рассказывает о применении проектных задач в обучении детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_zadachi_v_nachalnoy_shkole.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектные задачи в начальной школе.

Учитель начальных классов

высшей категории

Васильева Юлия Николаевна

  Расскажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

    Дай сделать самому, и я пойму.  

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

    Наше Российское образование одно из самых лучших в мире. Но, обладая огромной суммой знаний, наши школьники почему-то не могут применить их на практике. Ещё в 1999 году эксперты отмечали беспомощность школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов.)

    Работая в школе много лет, я постоянно сталкивалась с этой проблемой. И вот последние годы, работая в системе Д.Б Эльконина — В.В Давыдова я убедилась, что эту проблему можно решить через организацию проектной деятельности. Мы понимаем, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным    возможностям младших школьников. Поэтому прообразом проектной деятельности становятся проектные задачи. Под проектной задачей надо понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Отличие учебной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.

    Проектная задача принципиально носит групповой характер. Одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей как учебное сообщество. Местом рождения учебного сообщества является 1 класс. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей.        

       Групповая работа позволяет:

  а) детям:

  • получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портиться характер.
  • Попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса.
  • Приобрести опыт выполнения  важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

   б) учителю:

  • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения
  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно -эмоциональные и деловые отношения  детей
  • вести систематические наблюдения за формированием учебного сотрудничества в классе.

     Через опыт решения серии проектных задач на протяжении первых лет обучения в школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

       Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их,  дети не ограничиваются рамками обычного задания, они вольны придумывать. Фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, возможность опробовать различные пути решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

        Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели).
  • Планировать (составить план своей деятельности)
  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное)
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

      Работая в начальной школе, я применяю эту технологию как на уроках русского языка, математики, литературы, окружающего мира, так и во внеклассной работе.

      Дети, посещая школу, выполняя домашние задания, не только готовятся к будущей взрослой жизни, они уже живут. И им, как каждому человеку, хочется использовать свои знания, показывать свои умения, слышать похвалу, ощущать уверенность в своих силах. Дать  всё это им  можем мы учителя. Создавая ситуацию, при которой  бы глаза наших ребятишек горели, и интерес к учёбе не потухал, а разгорался с каждым новым годом обучения.

      Ниже я приведу несколько примеров из опыта своей работы над проектными задачами.

      3 класс. Окружающий  мир.

Темы: линейный маршрут, план, карта, чтение графиков и диаграмм.

По итогам изучения этой группы тем провела:

- комплексную проверочную работу.

- Проектную задачу «Белоснежка».  

- повторную проверочную работу на другом материале

Целью  комплексной проверочной работы было оценить усвоение учебного материала

Целью проектной задачи было выяснить смогут ли учащиеся использовать полученные знания в практической ситуации

Целью повторной проверочной работы было сравнить результаты усвоения учебного материала до и после проведения проектной задачи.

 Краткое описание проектной задачи «Белоснежка»

Цель:  - проверить умение выделять информацию разными способами, сопоставлять и анализировать её.

 - работать в группе, распределять обязанности по возможностям, помогать друг другу.

Задача для детей:

продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.  

нарисовать путь Белоснежки и объяснить ей  чудеса, происходящие в её лесу.

- составить линейный маршрут (путь Белоснежки)

- объяснить и  записать процесс круговорота воды в природе. Показать стрелками на рисунке, как это происходит. (почему пошел дождь?)

- Записать названия деревьев в таблицу. (Какие лиственные и хвойные деревья могут расти в лесу, где живут Гномы?) Построить ряд деревьев по долговечности.

- Определить вещества в таблице. Предложить способ, как можно измерить твёрдость веществ.

- Записать словами текст, предложенный схемами. (чудеса в лесу)

«Продукт» - карта сказочного леса, где живут Гномы

Рефлексия: Вспомните, какая цель вашей работы.

Что вы узнали нового

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было самым трудным?

После анализа результатов второй проверочной работы оказалось, что они  значительно выше, чем первой, что говорит и об обучающей роли проектных задач.    

 4 класс.  Фаза  постановки и решения учебных задач. Комплексная  предметная проектная задача «Настольная игра «Космос».

Цель: Ознакомление детей с конструированием из разных материалов с использованием межпредметных связей (технология, математика, ИЗО)

Сотрудничество учащихся в группе

Умение распределить работу в группе.

Задача для детей: Создать настольную игру с фишками и кубиком для подготовительной группы детского сада.

«Продукт»: Настольная игра «Космос»

Краткое описание проектной задачи «Настольная игра «Космос»:

Вместе с детьми выбираем тему игры; создаём поле игры, делаем рисунки, разрабатываем ходы, конструируем кубик и фишки, упаковку.

Работа распределяется по группам. Составляется план работы и последовательность каждой операции.

Подведение итогов работы: Оценивается умение конструировать, умение планировать, распределять работу в группе, готовое изделие.

4 класс.  Рефлексивная  фаза учебного года. Комплексная  предметная проектная задача «Доктор Айболит».

Цель: комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующая их совмещения

Выявление уровня усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

Сотрудничество учащихся в группе

Задача для детей:

продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.

Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой.

«Продукт» - по результату выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт» - иллюстрированный рассказ о путешествии в Африку для лечения заболевших животных.

  Краткое описание проектной задачи «Доктор Айболит».

В качестве сюжета задачи взята ситуация путешествие доктора Айболита в Африку для лечения заболевших животных. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам: окружающему миру, математике, русскому языку, литературе, ИЗО; при этом конкретные указания на соотнесенность каждого задания с тем или иным предметом не даны.

   Задания построены таким образом, что в процессе из выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.

Подведение итогов работы:

Оценивается умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;

Уровень владения необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить их с помощью решения задачи в целом

Умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним.  

    В этом учебном году у меня первый класс. Я запланировала использовать проектные задачи на разных учебных предметах. Например,  на  уроках математики  я запланировала ряд проектных задач, три из которых уже проведены.

       Первая из проектных задач работает на перспективу. Дети приходят в школу со своим дошкольным опытом, в том числе математическим, лингвистическим, и с опытом взаимодействия с другими детьми. Учитель может и должен использовать этот опыт. С помощью проектной задачи я могла наблюдать и описывать стартовые возможности детей. В моем классе 27 человек. Дети были разделены на группы по 4-5 человек и к ним были добавлены по два ученика 4 класса, которые нужны, как помощники в организации первоклассников для совместной работы, распределения работы между членами группы, для помощи прочитать, объяснить содержание вопроса. Для поддержания доброжелательной атмосферы в группе. Один из четвероклассников консультант-организатор.  Он помогает договориться, распределить работу, прочитать задание. Второй - наблюдатель, он фиксирует,  что говорят дети, какие трудности испытывают, то есть собирает  бесценный материал для учителя. Для этого наблюдателю даётся специальный вопросник, который помогает собирать материал. Вопросы могут быть следующими: как группа приступила к работе, смогли ли ребята договориться сами или потребовалась помощь консультанта, был ли в группе лидер, как он появился, легко ли справилась группа с заданием, нашли ли решение поставленной задачи сами или им понадобилась помощь и т.д.

   Предметная проектная задача №1 ( Работа длится 4 дня по два урока по 30 минут.)

        Путешествие на планету «Математикус».

   Проводилась в сентябре. Фаза запуска  (курс «Введение в школьную жизнь).

      Цели и педагогические задачи:

  • Использование детьми знаний о признаках и свойствах предметов на основе дошкольного опыта.
  • Создание условий для появления предмета «математика»
  • Введение таких педагогических средств, как карточки-помощники, «карта знаний».
  • Разновозрастное сотрудничество. Особый акцент делаю на обсуждение способа организации работы в группе. Итоги обсуждения фиксирую в виде схемы:

      1                                                  2                                                     3

              Расшифровка схемы: создав группу, дети в первую очередь должны определить как они будут работать (1); читают задание и обсуждают,  вырабатывая план действий, затем каждый из детей группы берёт свою часть работы (2). Третий этап:. Обсуждают и проверяют работу каждого и предъявляют совместный результат(3)            

      Знания. Умения и способы действий, на которые опирается задача:

  • Различение фигур по их признакам (цвет, форма, размер).
  • Сравнение величин
  • Элементы сотрудничества в игровой деятельности.

       Планируемый Педагогический результат:

  • Демонстрация учащимися стартовых возможностей для дальнейшего изучения математики.
  • Ознакомление учащихся с перспективами в изучении курса математики в 1 классе (составление «карты знаний» )

Краткое описание проектной задачи «Путешествие на планету «Математикус».

В основе задачи лежит квазиреальная ситуация общения учащихся со сказочными персонажами – жителями планеты Математикус. Помогая инопланетянам в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемыми в 1 классе, - с различными признаками объектов, их взаимным расположением, некоторыми величинами (длина, площадь, количество) и отношениями между ними (равно, больше, меньше)

Продукт: карточки-помощники – одно из важных средств формирования «умения учиться». «Карта движения», которая, с одной стороны, в схематической форме отражает все, чем занимались учащиеся в процессе решения проектной задачи, с другой стороны задает общий контур  содержания предмета в классе. По мере продвижения в предмете эта «карта движения» будет достраиваться, корректироваться и поможет детям видеть свой путь в изучении математики.

Подобные задачи в фазе запуска учебного года я провела по русскому языку, литературе и окружающему миру.

       В первом классе мы не проводим проверочных работ по усвоению учебного материала. Но учителю необходимо ясное и полное представление об уровне усвоения учебного материала и формировании коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, я могу объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Важно создать такую ситуацию, которая интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно я диагностирую. Они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более   полном объёме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. На  начало второй четверти мною были проведены проектные задачи  по математике:  «Конструирование игровой площадки для детского сада», «Дом»

По русскому языку «Заселение жилого дома». О которой расскажу немного подробнее.

   

1 класс.  Фаза  постановки и решения учебных задач. Русский язык «Заселение жилого дома».

Тема: Полный звуковой анализ слова.

Цель:  конкретизировать звуковой анализ слова.

Задачи:

- продемонстрировать умение определять словоразличительные характеристики звуков: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, деление слова на слоги и постановку ударения;

- продолжить работу над взаимодействием детей в малой группе

- формированием действий самоконтроля и самооценки;

Задача для детей: 

Строительное агентство обратилось с просьбой к нашему классу оказать ему помощь в заселении жильцов в квартиры нового дома. Правда, дом этот сказочный, в его квартирах будут жить особенные жильцы - звуки человеческой речи».

Краткое описание проектной задачи:

Каждой группе выдается в конверте комплект фишек для звукового анализа слов. Интонируя и протягивая звук, ученик выбирает нужную фишку и кладет ее на соответствующий квадратик горизонтального прямоугольника состоящего из 6-ти квадратиков –  проекта заселения слова. Здесь важно понаблюдать: смогут ли дети договориться внутри группы - определить и взять нужное для самостоятельного анализа количество фишек или будут брать как можно больше фишек, не соотнося их количество со звуковой моделью.  Индивидуальная работа детей внутри группы. Работая самостоятельно, дети должны произвести звуковой анализ предложенных слов, зафиксировать этот анализ на отдельных листиках – проектах (приклеить фишки на соответствующее звуку место), лишние пустые квадратики отрезать.

Дети самостоятельно выбирают для анализа любую картинку (индивидуальная работа – 5 мин). Если кто-то из участников справился со своим заданием раньше других, он может оказать помощь кому-то из членов группы (по запросу о помощи). После того как звуковой анализ слов будет сделан каждым учеником, обязательна взаимопроверка внутри группы, т.к. возможны ошибки при анализе слов (корректировка и исправление ошибок не более 10 мин).

Групповое взаимодействие по разгадыванию кроссворда (не менее 10 мин).  Методом прикидки и проб дети определяют, на каком этаже будет жить та или другая семья (слово). Чтобы отгадать, спрятанный секрет в лифтовой, детям предстоит переставлять и менять местами звуковые модели много раз. Награда за кропотливый труд - прочитанное в вертикальном прямоугольнике слово "ДРУЖБА". Окончательный вариант заселения дома (звуковые модели всех 6-ти слов) приклеиваются детьми на макете  дома.

   Далее ребята меняются с другими группами своими проектами (заселенными домами) и конвертами с картинками. Теперь они самые настоящие эксперты. Учащимся предстоит проверить совместную работу соседней группы и приклеить возле подходящей звуковой модели соответствующую картинку.  Если дети нашли ошибки в звуковых моделях или с чем-то не согласны, они могут задать этой группе вопросы на понимание.

   Межгрупповое взаимодействие (10 мин.). Работая экспертами главное, чтобы дети умели правильно задавать возникшие вопросы на понимание.

Рефлексия:

   Группа-эксперт выбирает представителя, который озвучивает оценку совместной работы проверяемой группы, указывает на недостатки и замечания при заселении дома (5 мин.) Лучшая детская оценка – аплодисменты авторам за работу.

   Интересно ли вам было заселять этот сказочный звуковой дом? А что было очень трудным? Дома расскажите родителям о том секрете, который сегодня вы нашли, когда трудились.

Итог решения любой проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых это реальный «продукт» (Текст. Схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)

    Проектные задачи могут решаться во всех трёх фазах учебного года:

  • в фазе запуска — с целью обобщения известных детям знаний, способов действий и постановки предметных задач на новый учебный год;
  • в фазе постановки и решения учебных задач — с целью освоения способов внутригруппового взаимодействия  и переноса открытых способов действий, средств в практические ситуации;
  • в рефлексивной фазе — с целью обобщения знаний и способов действий  при переносе комплекса средств и способов в практическую  ситуацию, а также с целью оценки умения взаимодействовать внутри группы и в классе с другими детьми.

   Необходимо также сказать об использовании социокультурных  проектных задач во внеклассной работе. Таких задач можно сконструировать очень много. Это интересная работа, как для детей, так и для учителя,  позволяющая собрать массу любопытного материала о детях и повысить мотивацию к учению. С  третьеклассниками в рамках внеклассной работы мною вместе с воспитателем группы продленного дня была проведена проектная задача по теме «Масленица», а с четвероклассниками - История Санкт-Петербурга.

   

 Итак, проектные задачи предполагает такую организацию образовательного  процесса при котором ребята находятся постоянно активной позиции. Повышается интерес к учению. С помощью группового сотрудничества решаются многие воспитательные проблемы. Дети прислушиваются друг к другу, прекращаются мелкие ссоры, драки. Дети становятся более самостоятельными.

 

  Включение в образовательный процесс проектных задач позволяет мне в течении учебного года отслеживать пути становления способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях, т.е.дает возможность осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников методом встроенного наблюдения и экспертной оценки.

 Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. Прежде всего, меняются объекты оценивания.  В первую очередь оцениваются способности детей взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь её решения, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.  

   Начальная школа – это пока не место для «настоящих»  учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, используя выражение Л.С.Выготского, их «зона ближайшего развития».

Систематическое решение учащимися начальной школы проектных задач позволяет создать необходимые предпосылки (условия) для плавного перехода к проектной деятельности как ведущей деятельности в подростковом возрасте.

А закончить я хочу словами Л. Выготского «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

"Проектная задача в начальной школе"

Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

Проектная задача в начальной школе

Сравнительный анализ понятия "проект" и "проектная задача", применение в начальной школе проектных задач....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...