Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.
статья (1 класс) по теме
Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты использовать?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация самовоспитания в начальной школе. Ресурсы бально-рейтинговой системы.
1 слайд
- Вопросы учителям:
- Можно ли и нужно ли управлять самовоспитанием учащихся? Почему?
- Как мы это делаем?
- Какие трудности испытываете?
«Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».
В. А. Сухомлинский
2 слайд
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился че-ловек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако понятие «человек» включает в себя и более узкое и специфическое понятие - «личность».
О личности мы судим по следующим признакам:
1) определенные сформированные социальные качества (ответствен-ность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твер-дость взглядов и убеждений);
2) личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью.
Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - суще-ственный и главный признак личности. В развитии этой способности участвуют следующие механизмы самовоспитания:
- воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями,
- готовит себя к жизни в обществе,
- совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.
3 слайд
В процессе самовоспитания можно выделить следующие параметры:
1) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
2) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,
эстетическое, волевое, комплексное)
3)устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
4) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Главная задача заключается в том, чтобы привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.
4 слайд
Огромная роль в решении этой задачи отводится первому учителю , который должен направить, помочь оценить…Но разве можно достижения ребёнка в области личностного развития, общекультурного(творческую работу),интеллектуального(олимпиады),коммуникативного оценить на 4+,или 5-? Сегодняшняя шкала оценивания слишком узка.
5 слайд
Считаю, что БРС поможет научить детей оценивать самих себя, сравнивать только свои результаты, не оглядываясь на результаты товарищей, ставить цель и стремиться улучшить свои достижения (повысить свой бал, увеличить рейтинг)
Оптимистический прогноз в процессе самовоспитания имеет очень важное место. Ведь положительные эмоции толкают ученика к новым вершинам личностного развития, а отрицательные, негативные –тормозят, замыкают в себе.
БРС оценки внеурочной деятельности даст ребёнку возможность самому выбирать направления в которых он может проявить себя более ярко, показать максимально высокие результаты. Это более гибкая и демократичная система оценивания, в создании которой могут принимать участие учителя, родители и сами дети.
Главным основанием результативности процесса самовоспитания может служить портфолио ученика, по степени заполнения которого можно судить об уровне самостоятельности: самоконтроля, самоанализа, саморазвития, степени прикладываемых усилий. Педагогика не терпит шаблона, ведь каждый ребёнок- это индивидуальность! БРС даёт возможность раширить диапазон оценок, а значит найти к уму и сердцу каждого ученика свой золотой ключик! Помочь в процессе самовоспитания!
Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Дети – это отдых, мир покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки…
Марина Цветаева
6 слайд
Какова роль родителей в самовоспитании?
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой
- Помогают ли родители?
- В чем, как, почему?
- Как учителям можно активизировать помощь родителей?
- Сколько родителей действительно являются для своих детей образцом?
7 слайд
При организации самовоспитания, родители, зная потенциальные возможности своего ребёнка, могут определить реальные цели и задачи, методы работы, стимулировать достижение цели, научить самоконтролю, приёмам самоубеждения и самовнушения, избавляющим от нерешительности, страха, неуверенности.
Примеры постановки задач могут быть самые различные:
- ВЫПОЛНЯТЬ режим дня.
- ВОСПИТАТЬ в себе сильную волю.
- ЗАКАЛИТЬ тело.
- ВОСПИТАТЬ в себе упорство.
- ВЫПОЛНИТЬ первый разряд (стать мастером спорта).
- ВОСПИТАТЬ в себе настойчивость.
- ОКОНЧИТЬ хорошо школу.
На родительском собрании можно обсудить и согласовать рейтинговую шкалу оценивания различных видов внеурочной деятельности. Это поможет родителям принимать активное участие в развитии ребёнка.
8 слайд
При условии тесного сотрудничества родителей и учителя, согласованности воспитательных задач, движении в одном направлении, помощь ребёнку в процессе самовоспитания будет наболеее эффективной и , несомненно, принесёт свои плоды. Ведь наша общая цель-формирование личности, достойного представителя современного общества!
P.S.: Существуют различные предложения по поводу оценивания творческих , деятельностных способностей ученика. Большие надежды возложены на введение рейтинговой системы в школе, разработку соответствующей методики, ознакомление учителя, учащихся, родителей с особенностями и технологией рейтинговой системы на уровне государственного управления образованием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек- личность! Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности. В развитии этой способности участвуют различные механизмы самовоспитания .
В процессе самовоспитания можно выделить следующие параметры : 1) направленность , т . е . мотивы работы над собой ; 2) содержание ( умственное , физическое , нравственное , трудовое , эстетическое , волевое , комплексное ) 3) устойчивость ( случайное , эпизодическое , постоянное ); 4) эффективность в формировании личности ( выполняет функции главные и вспомогательные ).
Задачи педагога: Привести в действие самосознание, увлеченность, направленность. Помочь детям в оценке их достижений.
Основные задачи рейтинговой системы : Стимулирование регулярной творческой работы детей Повышение мотивации к участию в конкурсах, олимпиадах и т. д. Формирование интереса к различным видам внеурочной деятельности Контроль качества заполнения портфолио ребёнка Повышение уровня организации процесса самовоспитания
Какова роль родителей в самовоспитании? Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой Помогают ли родители? В чем, как, почему? Как учителям можно активизировать помощь родителей? Сколько родителей действительно являются для своих детей образцом? Сколько тех, кого образцом не назовешь?
Участие родителей в организации самовоспитания Родители могут: С тимулировать достижение цели. Н аучить самоконтролю, приёмам самоубеждения . Поставить задачи, реальные для своего ребёнка. Участвовать во всех видах внеклассной деятельности. В заполнении портфолио, в создании рейтинговой оценочной шкалы.
В тесном сотрудничестве! Только вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение сетевых ресурсов в начальной школе
Материал к аттестации, отчет...
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В статье рассматриваются возможности применения ЭОР на уроках в начальной школе, предлагаются адреса сайтов по использованию ЭОР....
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...
Русская народная сказка как средство нравственного самовоспитания учащихся начальной школы.
В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. "Воспитание - великое дело: им решается уч...
Выступление на педсовете ГБОУ школы № 695 "Радуга" №ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей ...
Программа самовоспитания педагога начальных классов
Программа самовоспитания...