Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.
статья (1 класс) по теме

Клементьева Татьяна Ивановна

Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты  использовать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самовоспитания в начальной школе. Ресурсы бально-рейтинговой системы.

1 слайд

- Вопросы учителям:

  • Можно ли и нужно ли управлять самовоспитанием учащихся? Почему?
  • Как мы это делаем?
  • Какие трудности испытываете?

«Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».

В. А. Сухомлинский

 2 слайд

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился че-ловек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако понятие «человек» включает в себя и более узкое и специфическое понятие - «личность».

О личности мы судим по следующим признакам:

1) определенные сформированные социальные качества (ответствен-ность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твер-дость взглядов и убеждений);

2) личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью.

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - суще-ственный и главный признак личности.  В развитии этой способности участвуют следующие   механизмы самовоспитания: 

  • воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями,
  • готовит себя к жизни в обществе,
  • совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. 

3 слайд

В  процессе самовоспитания можно выделить следующие параметры:

1) направленность, т. е. мотивы работы над собой;

2) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,

эстетическое, волевое,  комплексное)

3)устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);

4) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная  задача  заключается в том, чтобы привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д. 

4 слайд

Огромная роль в решении этой задачи отводится первому учителю , который должен направить, помочь оценитьНо разве можно достижения ребёнка в области личностного развития, общекультурного(творческую работу),интеллектуального(олимпиады),коммуникативного оценить на 4+,или 5-? Сегодняшняя шкала оценивания слишком узка.

 5 слайд

Считаю, что БРС поможет научить детей оценивать самих себя, сравнивать только свои результаты, не оглядываясь на результаты товарищей, ставить цель и стремиться  улучшить свои достижения (повысить свой бал, увеличить рейтинг)

Оптимистический прогноз  в процессе самовоспитания имеет очень важное место. Ведь положительные эмоции толкают ученика к новым вершинам  личностного развития, а отрицательные, негативные –тормозят, замыкают  в себе.

БРС  оценки внеурочной деятельности даст ребёнку возможность самому выбирать направления в которых он может проявить себя более ярко, показать максимально высокие результаты. Это более гибкая и демократичная система оценивания, в создании которой могут принимать участие учителя, родители  и сами дети.        

Главным основанием результативности процесса  самовоспитания может служить портфолио ученика, по степени заполнения которого можно судить об уровне самостоятельности: самоконтроля, самоанализа, саморазвития, степени прикладываемых  усилий. Педагогика не терпит шаблона,  ведь каждый ребёнок-  это индивидуальность! БРС даёт возможность раширить  диапазон оценок, а значит найти к уму и сердцу каждого ученика свой золотой ключик! Помочь  в процессе самовоспитания!

  Дети – это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети – это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Дети – это отдых, мир покоя краткий,

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети – это мира нежные загадки 

 Марина Цветаева

 6 слайд

Какова роль родителей в самовоспитании?

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

  • Помогают ли родители?
  • В чем, как, почему?
  • Как учителям можно активизировать помощь родителей?
  • Сколько родителей действительно являются для своих детей образцом?

 7 слайд

При организации самовоспитания, родители, зная потенциальные возможности своего ребёнка,  могут определить реальные цели и задачи, методы работы, стимулировать достижение цели, научить самоконтролю, приёмам самоубеждения и самовнушения, избавляющим от нерешительности, страха, неуверенности.

Примеры постановки задач могут быть самые различные:

  • ВЫПОЛНЯТЬ режим дня.
  • ВОСПИТАТЬ в себе сильную волю.
  •  ЗАКАЛИТЬ тело.
  •  ВОСПИТАТЬ в себе упорство.
  •  ВЫПОЛНИТЬ первый разряд (стать мастером спорта).
  •  ВОСПИТАТЬ в себе настойчивость.
  •  ОКОНЧИТЬ хорошо школу.

На родительском собрании можно обсудить и согласовать рейтинговую шкалу оценивания различных видов внеурочной деятельности. Это поможет родителям принимать активное участие в развитии ребёнка.

8 слайд

При условии тесного сотрудничества родителей и учителя, согласованности воспитательных задач, движении в одном направлении, помощь ребёнку в процессе самовоспитания будет наболеее эффективной и , несомненно, принесёт свои плоды. Ведь наша общая цель-формирование личности, достойного представителя современного общества!

P.S.: Существуют  различные предложения по поводу оценивания творческих , деятельностных способностей ученика. Большие надежды возложены на введение рейтинговой системы в школе, разработку соответствующей методики, ознакомление  учителя, учащихся, родителей с особенностями и технологией рейтинговой системы на уровне государственного управления образованием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация самовоспитания в начальной школе. Ресурсы БРС. «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает ». В . А. Сухомлинский  Можно ли и нужно ли управлять самовоспитанием учащихся? Почему?  Как мы это делаем?  Какие трудности испытываете?

Слайд 2

Человек- личность! Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности. В развитии этой способности участвуют различные механизмы самовоспитания .

Слайд 3

В процессе самовоспитания можно выделить следующие параметры : 1) направленность , т . е . мотивы работы над собой ; 2) содержание ( умственное , физическое , нравственное , трудовое , эстетическое , волевое , комплексное ) 3) устойчивость ( случайное , эпизодическое , постоянное ); 4) эффективность в формировании личности ( выполняет функции главные и вспомогательные ).

Слайд 4

Задачи педагога: Привести в действие самосознание, увлеченность, направленность. Помочь детям в оценке их достижений.

Слайд 5

Основные задачи рейтинговой системы : Стимулирование регулярной творческой работы детей Повышение мотивации к участию в конкурсах, олимпиадах и т. д. Формирование интереса к различным видам внеурочной деятельности Контроль качества заполнения портфолио ребёнка Повышение уровня организации процесса самовоспитания

Слайд 6

Какова роль родителей в самовоспитании? Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой  Помогают ли родители?  В чем, как, почему?  Как учителям можно активизировать помощь родителей?  Сколько родителей действительно являются для своих детей образцом?  Сколько тех, кого образцом не назовешь?

Слайд 7

Участие родителей в организации самовоспитания Родители могут: С тимулировать достижение цели. Н аучить самоконтролю, приёмам самоубеждения . Поставить задачи, реальные для своего ребёнка. Участвовать во всех видах внеклассной деятельности. В заполнении портфолио, в создании рейтинговой оценочной шкалы.

Слайд 8

В тесном сотрудничестве! Только вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В статье рассматриваются возможности применения ЭОР на уроках в начальной школе, предлагаются адреса сайтов по использованию ЭОР....

Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...

Русская народная сказка как средство нравственного самовоспитания учащихся начальной школы.

В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. "Воспитание - великое дело: им решается уч...

Выступление на педсовете ГБОУ школы № 695 "Радуга" №ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей ...