психолого-педагогическая поддержка в процессе развития учебных возможностей
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya_psikhologo-pedagogicheskaya_podderzhka.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание модели психолого-педагогической поддержки в процессе развития учебных возможностей
В соответствии с задачами в области образования приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала обучения, основной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Но что мы делаем для этого? Часто, к сожалению, в реальной жизни встречаем людей, которые так и не смогли полноценно реализовать свой потенциал из-за того, что они не верили в себя или из-за их собственной лени, или из-за незнания ими собственных способностей. В то же время мы встречаем людей, у которых - обычный потенциал, но которые обладают большой уверенностью в себе и высокой работоспособностью, и добиваются благодаря этому значительных успехов в своей жизни.
Профессиональная деятельность педагога должна быть направлена на создание психологических условий для успешного обучения и развития ребенка, т.е. на создание системы психолого-педагогической поддержки, где важное место занимают индивидуализация образовательных маршрутов и создание психологически комфортной образовательной среды.
Педагогическая поддержка, основанная на принципе сотрудничества и поощрения, позволяет учитывать интересы, цели, возможности учащихся, способствует преодолению трудностей на пути достижения желаемых результатов, развитию универсальных учебных действий, самостоятельного и творческого мышления.
Основное правило педагогической поддержки – это создать условия для успешного обучения, развития личностных качеств, мышления, воли и работоспособности.
Под волей и работоспособностью мы понимаем не умение человека выполнять то, что он не хочет делать, а умение долго и плодотворно работать по достижению той цели, которую он поставил перед собой и желает добиться, невзирая на внешние препятствия. Поэтому если учащийся начал какую-то работу по собственному желанию, то он должен: а) постараться обязательно ее завершить; б) сделать ее как можно лучше. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.
Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Темп и качество усвоения учебного материала, память и внимание для каждого ученика индивидуальны. Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях?
Новые образовательные стандарты выдвинули перед нами ряд задач и вопросов, для решения которых потребовались новые психологические технологии обучения, чтобы улучшить эффективность процесса развития учебных возможностей каждого ученика. Юрий Борисович Гатанов познакомил нас со своей технологией обучения, которую мы взяли за основу. Спроектировали модель психолого-педагогической поддержки, которая была реализована в учебно-воспитательном процессе. В эксперименте участвовали ученики 2 класса «А» в 2012-13 учебном году.
Диагностика в начале 1 четверти показала, что дети в классе с разными способностями и уровнем развития. Для удобства это можно показать на шкале достижения учебных возможностей, так называемой «системе рангов».
01 | 02 | 03 | 04 | И т.д. | ||||
Слож., вычит. в пред 10 | Слож., вычит. в пред 20(без перех. через десяток) | Слож., вычит. в пред 20 | Слож., вычит. в пред 100 |
Каждый ученик находится на своем уровне развития и развивается относительно себя, с индивидуальным темпом и глубиной усвоения учебного материала. Одному достаточно решить три примера и ученик может переходить к другому, более сложному материалу, а другому необходимо намного больше времени. Мною был переработан и разбит по уровням учебный материал начальной школы по математике. На каждом уроке на выбор я предлагала детям карточки для решения и отработки вычислительных навыков. Первые результаты такой работы стали появляться через неделю. Данная модель психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе развития учебных возможностей позволяет каждому ученику класса работать, так как комфортно только ему, не мешая остальным детям. Достигается это путем предоставления учебного материала к каждому уроку в виде разных вариантов карточек расположенных в четырех-пяти коробочках соответствующих разным уровням подготовки. Для развития мотивации и интереса учащихся на всех уроках в накопительной системе работает система вознаграждений. Для получения одной карточки необходимо внести в кассу одну единицу расчета (копию древней монетки), при правильном выполнении задания ребенок получает вознаграждение в несколько монет (в зависимости от уровня решенного материала). За 15-20 минут урока дети успевают решить большой объем учебного материала, причем на том уровне развития, на котором находится каждый ребенок. Стремление ребенка заработать большее количество «денежных единиц», толкает его на желание изучать новый материал, который предложен в следующей коробочке, что приводит к повышению мотивации, развитию работоспособности и воли. Здесь уже можно говорить о реализации образовательных индивидуальных траекторий. Предлагаемую модель психолого-педагогической поддержки можно представить в виде такой схемы развития учебных возможностей ученика. Схема включает в себя следующие элементы: Схема 1.
Модель психолого-педагогической поддержки в процессе развития учебных возможностей
Анализ учебных достижений детей 2 класса позволяет сказать, что данная модель психолого-педагогической поддержки хорошо работает не только с детьми, имеющими способности к данному предмету, но и с проблемами в обучении. В Диаграмме 1 мы видим высокие показатели учебных достижений детей, что позволило ученикам за небольшой период времени усвоить некоторые темы из программ третьего и четвертого класса.
Диаграмма 1.
Анализ усвоения вычислительных навыков учениками 2 класса «А»
Воспитательная система находится в тесной взаимосвязи с процессом обучения, и дети могут продолжая игры-путешествия, используемые на уроках, организовывать сами или участвовать в предложенных другими детьми конкурсах, пополнять тем самым свои баллы ( в нашем случае это галаксы), которые могут быть использованы на любом уроке или в послеурочное время.
Предложенная вашему вниманию модель психолого-педагогической поддержки не заканчивается на развитии учебных возможностей, она позволяет формировать:
- личностные качества детей (воспитывая ответственность, волю, инициативность и коммуникативные функции);
– сохранить и поддержать индивидуальность ребенка;
– дает возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе;
– обеспечивает успешность деятельности; обучение в зоне ближайшего развития;
– предоставляет право выбора каждому ученику;
- обеспечивает траекторию индивидуального развития каждого ребенка.
Август 2013 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования
Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат в условиях введения ФГОС НОО...
Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями в условиях МКУ РЦ "Радуга"
Проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями и пути их решения...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...
Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"
Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.
В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспита...