Дифференцированный подход в обучении младших школьников
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества» Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
Положительные стороны дифференцированного обучения сильным учащимся можно уделить время; слабым учащимся можно уделить внимание и контроль; повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого); повышается уровень мотивации у сильных учеников
Условия эффективности дифференцированного подхода: Создание ситуации успеха и уверенности; Сотрудничество учителя и ученика; Возможность выбора учеником заданий различной трудности; Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры; Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика; Тематический учет знаний; Использование метода малых групп; Логическая обусловленность и своевременность контроля; Гарантирование ученику права на повышение оценки; Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля; Поощрение ученика; Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: по уровню творчества по уровню трудности по объёму
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нера-в нестандартные задачи и задания
. Диффере нциация по уровню творчества. Пример 1 Дана задача: «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?» Задание для 1-й группы / низкий уровень сложности /. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом. Задание для 2-й группы /средний уровень сложности /. Решите двумя способами. Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Пример 2. Даны выражения: 81-29+27 400+200+300-100 72:9-3 400+200+30-100 54:6+72:8 27:3+24:6 9 84-9+8 54+6 х 3-72:8 Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности /. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления. Задание для 2-й группы /средний уровень сложности /. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений. Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражений, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр
ПРИМЕР 1 Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. Начерти 5 отрезков разной длины. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах. Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. Начерти 5 отрезков разной длины, обозначь отрезки буквами латинского алфавита. Вырази их длину в миллиметрах, в миллиметрах и сантиметрах.
Пример 2 Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. 36 : 3 + 3 45 – 7 х 3 Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. 36 : 3 + 27 : 9 5 х 9 – 7 х 3 Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. 36 : 3 +(20+7) : 9 ( 45 – 40 ) х 4 х 3
Пример 3 Сравните числа:/для низкого и среднего уровня/ 54 и 7 63 и 64 9 и 26 52 и 32 Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы/высокий уровень/ КС и Н КЗ и К4 9 и РС 5Н и 3Н
Пример 4 Подбери к каждому слову проверочные слова. Напиши слова парами. Вставь пропущенные буквы. Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. Гряды – гряда… - тр… ва – д… ревья ,… - р… ды ,… - гн … здо ,… - п… ро ,… зм …я,… цв …ты,… - гр…за,… - пл… ды ,… - др… зды ,… - св… ча ,… - Задание для 2-й – 3-й группы / средний - высокий уровень / Х… трец,посп … вает,бр … венчатый,выт … рпеть,м … сной,т … нуть,разл … лась,гр … знуля,г … рчица,сл … зинка,ш … повник .
ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное уровня трудности из другого раздела аналогичное на смекалку творческое нестандартные
Основное задание: «Найдите значения выражений»./Для всех./ 15 – 7 12 - 6 13 – 8 16 - 9 14 – 9 11 -8 Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике» + дополнительные задания из учебника + дополнительные задания на карточках + дополнительные задания в тетрадях + творчество и грамотность учителя!!!
ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащихся; по характеру учебных действий
ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно
ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: (24 +46) : 5 27 + 2 х 3 Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: 27:3 + (21 - 3) 48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок действий: : +( - ) х Подберите числа и вычислите .
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Наиболее эффективны следующие способы: по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания; по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
Дифференцированные разноуровневые задания. 1.Найти значение выражения-одним детям,и дополнительное задание-раздели равенства на группы. 2.Работа в группах-в парах сменного состава,где каждый учит другого. 3.Одно и тоже задание дано в 5 вариантах: 1-й самый сложный, не справился, смотри карточку №2 и т. д. 4.Задачи на выбор по степени сложности на «5» «4» «3». 5.Задачи повышенной сложности. 6.Задача и её исследование по степени доступности для детей. 7.Игра «сюрприз» (справился с работой-дополнительное задание-»сюрприз»: сделал задание на открытке правильно-возьми её себе). 8.Дифференцированные карточки-» красный,желтый , зеленый». 9.Опоры, памятки, алгоритмы, образцы выполнения заданий.
Задачи на выбор 1. Ученики отправились в поход. Сначала они ехали 2 ч на поезде со скоростью 60 км / ч, а затем 3 ч шли пешком со скоростью 4 км / ч. Чему равен путь, проделанный школьниками? 2. Расстояние от А до В равно 8 км, от В до С 34 км. За сколько часов проедет велосипедист расстояние от А до С со скоростью 14 км / ч? 3. Расстояние от города до дачи велосипедист проехал за 3 ч со скоростью 16 км / ч. Чему равно расстояние от города до дачи?
Разноуровневые карточки: красный, жёлтый,зелёный. 27+30 54+ 6 80- 3 48- 2 27+30 29- 8 54+ 6 67-20 80-3 12+70 48- 2 70- 6 27+30 29- 8 60- 2 54+ 6 67-20 43+ 7 80- 3 12+70 38-30 48- 2 70- 6 2+18
« Безударные гласные» 1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши . В… лна , в ..сна, д.. мишко , Волнистый, волноваться, л.. сной . с.. оновый , в..дичка. волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный. 2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова. б-гун - Алгоритм. 1. Прочитай слово сл-ды - 2. Поставь ударение. в-да - 3. Выдели корень. б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди в-лна - проверочные слова. х-дить - 5. Напиши слово, вставь букву. 6. Обозначь орфограмму. 3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. прол-тать , д-ждливый , в-сенний , гр-зовой , тр-винка , стр-ла .
«Сложные слова» 1 уровень ( 3 ) Вставить соединительную гласную. Выделить корень. Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пёк, мор…ход. 2 уровень ( 4 ) Составить и записать сложные слова с корнем: хлеб, снег, лист, лес. 3 уровень ( 5 ) Придумать по 2 слова с соединительными гласными –о- , -е- . Составьте и запишите предложения с этими словами.
Разноуровневые карточки № 1 Назови как можно больше существительных на тему «Зима» Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку №2. № 2 Назови как можно больше существительных по картине на тему «Зима». Рассмотри, что нарисовано справа, слева, вверху, внизу. Если не можешь справиться с заданием, смотри карт. № 3 № 3 Выпиши только те существительные, которые подходят к картине «Волшебница-зима». Снег, дождь,деревья,лес,лыжи,коньки,гроздья , рябина,стог,сено,олень,лось,птицы,кормушка,изба,деревня,красота .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...
Дифференцированный подход к обучению младших школьников
Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов Содержание 1. Цель диф...
«Использование дифференцированного подхода в обучении младших школьников »
конспект урока по русскому языку 3 класс...