Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
статья (1 класс) по теме

Кутищева Евгения Анатольевна

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka.docx60.35 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая разработка

«Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК «Школа России»

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.

 Актуальность данной работы связана прежде всего с наличием следующей проблемы. В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности.

Педагоги отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и внешне–речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для  учащихся обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в национальных проектах Президента Российской Федерации.

Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенции, как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебнометодическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения.

В качестве психолого-педагогической платформы можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом

  1. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
  2. находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
  3. сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);
  4. различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
  5. анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  6. составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

  1. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  2. различать особенности диалогической и монологической речи;
  3. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  4. характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
  5. характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации);
  6. приводить доказательства истинности проведенной классификации;
  7. выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
  8. составлять небольшие устные монологические высказывания; «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  9. писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

 Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины? Это:

  1. снижение уровня читательской культуры;
  2. снижение уровня индивидуального словарного запаса;
  3. низкий уровень сформированности        индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности

Коммуникативные компетенции:    

  1. уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;    
  2. уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;    
  3. владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;    
  4. владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;    
  5. владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;    

В данной работе мы рассмотрим  формирование коммуникативной компетентности средствами предмета окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика УМК «Школа России».

Цель творческой разработки: изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Задачи:

- изучить  литературу по теме исследования;

- проанализировать формирование коммуникативных УУД

средствами предмета окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика  УМК «Школа России».

Формирование коммуникативной компетентности средствами учебных предметов  в УМК «Школа России»

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирова ние доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД, таких как

Инициативное сотрудничество:

  1. ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  2. предлагать помощь и сотрудничество;
  3. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

  1. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  2. определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  3. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

  1. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
  2. строить понятные для партнёра высказывания;
  3. строить монологичное высказывание;
  4. вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

  1. определять общую цель и пути её достижения;
  2. осуществлять взаимный контроль;
  3. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  5. аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (повышенный уровень);
  6. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения (повышенный уровень);
  7. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников (повышенный уровень);
  8. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Существенной особенностью УМК «Школа России» является направленность на формирование у обучающихся УУД как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. С этой целью в системе учебников  с 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти формы работы  отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты предметных линий по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку.

В курсе «Окружающий мир», автор Плешаков А.А., 

Для достижения результата задания во всех разделах учебника 1 класса побуждают к активному использованию речевых средств. Например, в 1 классе: «Что вы хотели бы узнать об окружающем мире? Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано. Подумайте и скажите, с каких слов начинаются ваши вопросы. Придумайте другие вопросы с каждым из этих слов» (тема «Задавайте вопросы»); «Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?» (тема «Что мы знаем о народах России?»); «С помощью рисунка-схемы расскажите, что умеет компьютер. Обсудите значение компьютера в нашей жизни» (тема «Что умеет компьютер?»).  Обучающиеся  строят монологическое высказывание.

Есть  задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет обучающимся использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.

Например, в учебнике: В 1 классе уже на первых уроках Муравей Вопросик предлагает ребятам практическую работу в парах.

Тема урока – Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Работа в паре.

Используя информацию в беседе составьте рассказ о взаимосвязи цветов и бабочек. Расскажи свой рассказ соседу, а он расскажет тебе.

Работа в группе (3 группы) с. 47

1.Приведите пример цветов и бабочек луга.

2. Какие правила поведения в природе вы договорились соблюдать.

 3. Почему эти правила нужно соблюдать?

Затем дети проводят презентацию своих рассказов по группам.

Придумай сказочную историю по этому рисунку (с47) распределите роли: кто будет оформителем, руководителем, экологом, зоологом.

 Тема урока – почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Например, в рабочей тетради: предлагается такой вариант групповой работы 2 часть с.47

Придумайте и нарисуйте эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. Проведите в классе конкурс плакатов.

Работа в паре. Рабочая тетрадь 2 часть с.47

 Закрась предложения каждого правила в тот же цвет. Попроси соседа по парте проверить тебя.

Детям запрещено ездить

пешеходными переходами

Дети до 12 лет должны ездить

не прислоняйтесь к дверям

В поездах метро и электричках

на переднем сиденье автомобиля

На железной дороге пользуйтесь

в специальном детском кресле

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с заранее подготовленной речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Спрашивать и задавать вопросы

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц - турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

   В курсе «Литературное чтение», автор Климанова Л.Ф.,

система заданий и вопросов направлена на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Вопросы открытого типа, начинаются со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение, выслушать мнение одноклассников, обсудить вопрос в группе или паре.

На основе аналогии или текста-опоры обучающиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к произведениям и высказывают отношение к его героям.

В курсе «Обучения грамоте», автор Горецкий В.Г.,

дети знакомятся с  признаками предложения, учатся составлять предложения по вопросам учителя, составлять предложения заданной структуры.

         В первом классе большое внимание уделяется основным упражнениям по развитию связной речи, то есть тем, которые осуществляются непосредственно на уровне текста – самой крупной и сложной единицы языка.

         В первом классе дети учатся пересказу и рассказыванию через постоянное и системное выполнение разных упражнений, например, инсценирование сказок.

        Упражнения для развития речи  проводятся на каждом уроке обучения грамоте и являются обязательным структурным компонентом.

Например: Урок «Обучение грамоте», тема – Здравствуй, школа!, авторы учебников предлагают работу в группе.

Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями.

    В курсе «Литературное чтение» с этой целью также предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми; задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми и сверстниками нацелены многие учебные проекты, которые могут быть реализованы совместно со сверстниками и при сотрудничестве со взрослыми (родителями, сотрудниками библиотеки).

Например: Работа в группе. Тема урока – Век живи, век учись (предлагается иллюстрация).

Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу.

Работа в паре. Задание: обсудите с другом пословицы.

Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

Смеётся тот, кто смеётся последним.

 Участвуя в играх, школьники получают навыки работы в группе и учатся соблюдать правила.

Например: Работа в группах. Игра. Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на  –ка.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

На работу в группах ориентированы представленные в учебниках  задания рубрики «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые из этих проектов предполагают организацию сотрудничества с взрослыми.

Например: В 1 классе  на уроках «Окружающего мира» проект «Мой класс и моя школа!».

Вот фотографии из альбомов о жизни класса и школы (предоставлены фотографии).

Составьте и вы такой альбом. Договоритесь о том, что вы поместите на самых первых страницах. Отдельные страницы можно посвятить учёбе, праздникам, походам или поездкам. Постарайтесь в фотографиях и в подписях передать ваше настроение.     

   Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В системе учебников «Школа России» предлагаются задания для объяснения представленных алгоритмов действий, вычислений, построений, рассуждений, мнений, различных точек зрения, побуждающие учащихся искать разные способы решения, вычисления, обсуждать их, выслушивая версии одноклассников. В заданиях предлагается рассмотреть представленные в учебниках варианты ответа, обсудить, кто из персонажей учебника прав, найти ошибки в ходе решения проблемы, задачи, объяснить и аргументировать свою позицию.

В этой связи все те задачи и задания, которые направлены на поиск различных вариантов решения (включая построение разных моделей, разных пространственных фигур и т.д.), на выдвижение гипотез, разных точек зрения, версий и причин событий, разных суждений;  задачи, связанные с разнообразием использования материалов; задачи на преодоление инерции мышления, прогностические, проектные задачи и пр., способствуют развитию дивергентности мышления как важнейшей составляющей исследовательского поведения младших школьников.

В курсе «Русский язык», автор Канакина В.П., даются и специальные задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Ученики по рисункам составляют диалоги и их инсценируют. Есть упражнения, где описываются разные точки зрения, например, положительные и отрицательные отзывы о картине, при этом высказывают своё собственное мнение, учатся слушать своих оппонентов, включаются в диалог, полилог.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Например: Развивай свою речь, учись говорить, рассказывать, сочинять текст. Тема: Язык и речь. Прочитай на с.5 название схемы и записи в ней.. Рассмотри рисунки.

  1. К какому виду речи (слушанию, говорению, чтению или письму) можно отнести каждый рисунок? Объясни свой ответ.
  2. Выскажи мнение: для чего нам нужна речь?

Работа в парах. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми»? Прочитай слова.

спасибо      пожалуйста           благодарю         будьте добры

  1. Почему эти слова называют «вежливыми»? В  каких случаях их употребляют в речи?
  2. Какие ещё «вежливые» слова тебе известны? Назови эти слова.
  3. Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш.

Работа в парах. Прочитай. Почему это стихотворение так назвали? Посчитайся с товарищем по парте: когда будешь считать, произноси слова считалки по слогам.

Считалка

Я – зверёк,

И ты – зверёк,

Я – мышонок,

Ты – хорёк.

Ты хитёр,

А я умён,

Кто умён,

Тот вышел вон!

С.Маршак

Соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт?

Работа в парах. Тема: Глухие и звонкие согласные звуки. Рассмотри форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо- городок букв».

  1. Найдите там сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
  2. Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.

В курсе «Математика», автор Моро М.И.,

заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативных компетенций, к сожалению, очень мало. Очень слабо прослеживается работа в парах.

Например:

  1. Составьте одну задачу, в вопросе которой есть слово больше, а другую- в условии которой есть слово меньше. Решите их.
  2. Наберите 9.
  3. Коля и Витя составляли слова из букв ПРОГУЛКА. Коля составил 10 слов, а Витя – на 2 слова больше. Сколько слов составил Витя?

Решите задачу и попробуйте найти слова вместе с другом.

  1. Когда Коля и Витя вычеркнули слова, которые встретились у обоих, у Коли осталось 1 слово. Сколько слов осталось у Вити?
  2. Используя разные треугольники из Приложения, составьте  такие рисунки.

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных компетенций будут являться  сформированные умения:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  2. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  5. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  6. задавать вопросы;
  7. использовать речь для регуляции своего действия;
  8. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  9. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;  
  10. уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  
  11. уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;  
  12. достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
  13. уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  14. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Заключение

Формирование коммуникативной компетентности – непрерывный  педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются  в  какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.

  Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных и речевых действий, приведенные выше, в силу своего действительно универсального, т.е. максимально обобщенного характера естественным образом распространяются на все учебные предметы.

Формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование различных видов УУД.

Коммуникативные УУД формируются, когда:

 ученик учится отвечать на вопросы;

 ученик учится задавать вопросы;

 ученик учится вести диалог;

 ученик учится пересказывать сюжет;

 учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои, герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.

Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии коммуникативной компетентности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков в начальной школе.

Список основной литературы

  1. Горецкий, В.Г. Азбука [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.];  под ред. А.Г.Асмолова.  – 3 изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с. : ил.
  3. Канакина, В.П.  Русский язык [Текст]: учебник для 1 класса / Канакина, В.П., Горецкий В.Г.– М.: Просвещение, 2011.
  4. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; вавт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.
  6. Моро, М.И. Математика [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - М.: Просвещение, 2011.
  7. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.
  8. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход». // Интернет-журнал "Эйдос".
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация средствами УМК «Школа России»
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010. 41 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

«Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»

Статья «Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»...

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...

Формирование гражданской компетентности у младших школьников в учебной деятельности и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС

Современное гражданское образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности. Данная презентация представляет опыт работы классного руководителя по формированию гражданской компете...

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....