Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
статья (1 класс) по теме
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razrabotka.docx | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая разработка
«Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК «Школа России»
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
Актуальность данной работы связана прежде всего с наличием следующей проблемы. В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности.
Педагоги отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и внешне–речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для учащихся обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в национальных проектах Президента Российской Федерации.
Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенции, как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно‐методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».
УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения.
В качестве психолого-педагогической платформы можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Коммуникативные универсальные учебные действия. | |
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания |
|
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины? Это:
- снижение уровня читательской культуры;
- снижение уровня индивидуального словарного запаса;
- низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
В данной работе мы рассмотрим формирование коммуникативной компетентности средствами предмета окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика УМК «Школа России».
Цель творческой разработки: изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- проанализировать формирование коммуникативных УУД
средствами предмета окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика УМК «Школа России».
Формирование коммуникативной компетентности средствами учебных предметов в УМК «Школа России»
При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирова ние доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД, таких как
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (повышенный уровень);
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения (повышенный уровень);
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников (повышенный уровень);
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Существенной особенностью УМК «Школа России» является направленность на формирование у обучающихся УУД как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. С этой целью в системе учебников с 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти формы работы отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты предметных линий по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку.
В курсе «Окружающий мир», автор Плешаков А.А.,
Для достижения результата задания во всех разделах учебника 1 класса побуждают к активному использованию речевых средств. Например, в 1 классе: «Что вы хотели бы узнать об окружающем мире? Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано. Подумайте и скажите, с каких слов начинаются ваши вопросы. Придумайте другие вопросы с каждым из этих слов» (тема «Задавайте вопросы»); «Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?» (тема «Что мы знаем о народах России?»); «С помощью рисунка-схемы расскажите, что умеет компьютер. Обсудите значение компьютера в нашей жизни» (тема «Что умеет компьютер?»). Обучающиеся строят монологическое высказывание.
Есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет обучающимся использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.
Например, в учебнике: В 1 классе уже на первых уроках Муравей Вопросик предлагает ребятам практическую работу в парах.
Тема урока – Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Работа в паре.
Используя информацию в беседе составьте рассказ о взаимосвязи цветов и бабочек. Расскажи свой рассказ соседу, а он расскажет тебе.
Работа в группе (3 группы) с. 47
1.Приведите пример цветов и бабочек луга.
2. Какие правила поведения в природе вы договорились соблюдать.
3. Почему эти правила нужно соблюдать?
Затем дети проводят презентацию своих рассказов по группам.
Придумай сказочную историю по этому рисунку (с47) распределите роли: кто будет оформителем, руководителем, экологом, зоологом.
Тема урока – почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Например, в рабочей тетради: предлагается такой вариант групповой работы 2 часть с.47
Придумайте и нарисуйте эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. Проведите в классе конкурс плакатов.
Работа в паре. Рабочая тетрадь 2 часть с.47
Закрась предложения каждого правила в тот же цвет. Попроси соседа по парте проверить тебя.
Детям запрещено ездить | пешеходными переходами |
Дети до 12 лет должны ездить | не прислоняйтесь к дверям |
В поездах метро и электричках | на переднем сиденье автомобиля |
На железной дороге пользуйтесь | в специальном детском кресле |
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с заранее подготовленной речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Рассказывать | Учебная беседа в парах |
Пересказывать | Учебная беседа в группах |
Спрашивать и задавать вопросы | Дискуссия |
Сообщать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Критиковать | Блиц - турнир |
Доказывать и опровергать | Защита проекта |
В курсе «Литературное чтение», автор Климанова Л.Ф.,
система заданий и вопросов направлена на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Вопросы открытого типа, начинаются со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение, выслушать мнение одноклассников, обсудить вопрос в группе или паре.
На основе аналогии или текста-опоры обучающиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к произведениям и высказывают отношение к его героям.
В курсе «Обучения грамоте», автор Горецкий В.Г.,
дети знакомятся с признаками предложения, учатся составлять предложения по вопросам учителя, составлять предложения заданной структуры.
В первом классе большое внимание уделяется основным упражнениям по развитию связной речи, то есть тем, которые осуществляются непосредственно на уровне текста – самой крупной и сложной единицы языка.
В первом классе дети учатся пересказу и рассказыванию через постоянное и системное выполнение разных упражнений, например, инсценирование сказок.
Упражнения для развития речи проводятся на каждом уроке обучения грамоте и являются обязательным структурным компонентом.
Например: Урок «Обучение грамоте», тема – Здравствуй, школа!, авторы учебников предлагают работу в группе.
Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями.
В курсе «Литературное чтение» с этой целью также предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми; задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми и сверстниками нацелены многие учебные проекты, которые могут быть реализованы совместно со сверстниками и при сотрудничестве со взрослыми (родителями, сотрудниками библиотеки).
Например: Работа в группе. Тема урока – Век живи, век учись (предлагается иллюстрация).
Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу.
Работа в паре. Задание: обсудите с другом пословицы.
Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
Смеётся тот, кто смеётся последним.
Участвуя в играх, школьники получают навыки работы в группе и учатся соблюдать правила.
Например: Работа в группах. Игра. Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на –ка.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
На работу в группах ориентированы представленные в учебниках задания рубрики «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые из этих проектов предполагают организацию сотрудничества с взрослыми.
Например: В 1 классе на уроках «Окружающего мира» проект «Мой класс и моя школа!».
Вот фотографии из альбомов о жизни класса и школы (предоставлены фотографии).
Составьте и вы такой альбом. Договоритесь о том, что вы поместите на самых первых страницах. Отдельные страницы можно посвятить учёбе, праздникам, походам или поездкам. Постарайтесь в фотографиях и в подписях передать ваше настроение.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В системе учебников «Школа России» предлагаются задания для объяснения представленных алгоритмов действий, вычислений, построений, рассуждений, мнений, различных точек зрения, побуждающие учащихся искать разные способы решения, вычисления, обсуждать их, выслушивая версии одноклассников. В заданиях предлагается рассмотреть представленные в учебниках варианты ответа, обсудить, кто из персонажей учебника прав, найти ошибки в ходе решения проблемы, задачи, объяснить и аргументировать свою позицию.
В этой связи все те задачи и задания, которые направлены на поиск различных вариантов решения (включая построение разных моделей, разных пространственных фигур и т.д.), на выдвижение гипотез, разных точек зрения, версий и причин событий, разных суждений; задачи, связанные с разнообразием использования материалов; задачи на преодоление инерции мышления, прогностические, проектные задачи и пр., способствуют развитию дивергентности мышления как важнейшей составляющей исследовательского поведения младших школьников.
В курсе «Русский язык», автор Канакина В.П., даются и специальные задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Ученики по рисункам составляют диалоги и их инсценируют. Есть упражнения, где описываются разные точки зрения, например, положительные и отрицательные отзывы о картине, при этом высказывают своё собственное мнение, учатся слушать своих оппонентов, включаются в диалог, полилог.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Например: Развивай свою речь, учись говорить, рассказывать, сочинять текст. Тема: Язык и речь. Прочитай на с.5 название схемы и записи в ней.. Рассмотри рисунки.
- К какому виду речи (слушанию, говорению, чтению или письму) можно отнести каждый рисунок? Объясни свой ответ.
- Выскажи мнение: для чего нам нужна речь?
Работа в парах. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми»? Прочитай слова.
спасибо пожалуйста благодарю будьте добры
- Почему эти слова называют «вежливыми»? В каких случаях их употребляют в речи?
- Какие ещё «вежливые» слова тебе известны? Назови эти слова.
- Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш.
Работа в парах. Прочитай. Почему это стихотворение так назвали? Посчитайся с товарищем по парте: когда будешь считать, произноси слова считалки по слогам.
Считалка
Я – зверёк,
И ты – зверёк,
Я – мышонок,
Ты – хорёк.
Ты хитёр,
А я умён,
Кто умён,
Тот вышел вон!
С.Маршак
Соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт?
Работа в парах. Тема: Глухие и звонкие согласные звуки. Рассмотри форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо- городок букв».
- Найдите там сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
- Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.
В курсе «Математика», автор Моро М.И.,
заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативных компетенций, к сожалению, очень мало. Очень слабо прослеживается работа в парах.
Например:
- Составьте одну задачу, в вопросе которой есть слово больше, а другую- в условии которой есть слово меньше. Решите их.
- Наберите 9.
- Коля и Витя составляли слова из букв ПРОГУЛКА. Коля составил 10 слов, а Витя – на 2 слова больше. Сколько слов составил Витя?
Решите задачу и попробуйте найти слова вместе с другом.
- Когда Коля и Витя вычеркнули слова, которые встретились у обоих, у Коли осталось 1 слово. Сколько слов осталось у Вити?
- Используя разные треугольники из Приложения, составьте такие рисунки.
Предполагается, что результатом формирования коммуникативных компетенций будут являться сформированные умения:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Заключение
Формирование коммуникативной компетентности – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.
Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных и речевых действий, приведенные выше, в силу своего действительно универсального, т.е. максимально обобщенного характера естественным образом распространяются на все учебные предметы.
Формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование различных видов УУД.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои, герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.
Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии коммуникативной компетентности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков в начальной школе.
Список основной литературы
- Горецкий, В.Г. Азбука [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3 изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с. : ил.
- Канакина, В.П. Русский язык [Текст]: учебник для 1 класса / Канакина, В.П., Горецкий В.Г.– М.: Просвещение, 2011.
- Климанова, Л.Ф. Литературное чтение [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2011.
- Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; вавт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.
- Моро, М.И. Математика [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.
- Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход». // Интернет-журнал "Эйдос".
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация средствами УМК «Школа России»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010. 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...
«Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»
Статья «Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»...
«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»
Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...
Воспитание младших школьников средствами учебных предметов.
Воспитание младших школьников посредством содержания учебных предметов...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...
Формирование гражданской компетентности у младших школьников в учебной деятельности и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС
Современное гражданское образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности. Данная презентация представляет опыт работы классного руководителя по формированию гражданской компете...
Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....