Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
статья (1 класс) по теме
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая разработка
«Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК «Школа России»
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
Актуальность данной работы связана прежде всего с наличием следующей проблемы. В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности.
Педагоги отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических, грамматических и внешне–речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для учащихся обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в национальных проектах Президента Российской Федерации.
Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенции, как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно‐методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».
УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения.
В качестве психолого-педагогической платформы можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Коммуникативные универсальные учебные действия. | |
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания |
|
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины? Это:
- снижение уровня читательской культуры;
- снижение уровня индивидуального словарного запаса;
- низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
В данной работе мы рассмотрим формирование коммуникативной компетентности средствами предмета окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика УМК «Школа России».
Цель творческой разработки: изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- проанализировать формирование коммуникативных УУД
средствами предмета окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика УМК «Школа России».
Формирование коммуникативной компетентности средствами учебных предметов в УМК «Школа России»
При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирова ние доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД, таких как
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (повышенный уровень);
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения (повышенный уровень);
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников (повышенный уровень);
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Существенной особенностью УМК «Школа России» является направленность на формирование у обучающихся УУД как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. С этой целью в системе учебников с 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти формы работы отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты предметных линий по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку.
В курсе «Окружающий мир», автор Плешаков А.А.,
Для достижения результата задания во всех разделах учебника 1 класса побуждают к активному использованию речевых средств. Например, в 1 классе: «Что вы хотели бы узнать об окружающем мире? Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано. Подумайте и скажите, с каких слов начинаются ваши вопросы. Придумайте другие вопросы с каждым из этих слов» (тема «Задавайте вопросы»); «Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?» (тема «Что мы знаем о народах России?»); «С помощью рисунка-схемы расскажите, что умеет компьютер. Обсудите значение компьютера в нашей жизни» (тема «Что умеет компьютер?»). Обучающиеся строят монологическое высказывание.
Есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет обучающимся использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.
Например, в учебнике: В 1 классе уже на первых уроках Муравей Вопросик предлагает ребятам практическую работу в парах.
Тема урока – Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Работа в паре.
Используя информацию в беседе составьте рассказ о взаимосвязи цветов и бабочек. Расскажи свой рассказ соседу, а он расскажет тебе.
Работа в группе (3 группы) с. 47
1.Приведите пример цветов и бабочек луга.
2. Какие правила поведения в природе вы договорились соблюдать.
3. Почему эти правила нужно соблюдать?
Затем дети проводят презентацию своих рассказов по группам.
Придумай сказочную историю по этому рисунку (с47) распределите роли: кто будет оформителем, руководителем, экологом, зоологом.
Тема урока – почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Например, в рабочей тетради: предлагается такой вариант групповой работы 2 часть с.47
Придумайте и нарисуйте эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. Проведите в классе конкурс плакатов.
Работа в паре. Рабочая тетрадь 2 часть с.47
Закрась предложения каждого правила в тот же цвет. Попроси соседа по парте проверить тебя.
Детям запрещено ездить | пешеходными переходами |
Дети до 12 лет должны ездить | не прислоняйтесь к дверям |
В поездах метро и электричках | на переднем сиденье автомобиля |
На железной дороге пользуйтесь | в специальном детском кресле |
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с заранее подготовленной речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Рассказывать | Учебная беседа в парах |
Пересказывать | Учебная беседа в группах |
Спрашивать и задавать вопросы | Дискуссия |
Сообщать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Критиковать | Блиц - турнир |
Доказывать и опровергать | Защита проекта |
В курсе «Литературное чтение», автор Климанова Л.Ф.,
система заданий и вопросов направлена на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Вопросы открытого типа, начинаются со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение, выслушать мнение одноклассников, обсудить вопрос в группе или паре.
На основе аналогии или текста-опоры обучающиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к произведениям и высказывают отношение к его героям.
В курсе «Обучения грамоте», автор Горецкий В.Г.,
дети знакомятся с признаками предложения, учатся составлять предложения по вопросам учителя, составлять предложения заданной структуры.
В первом классе большое внимание уделяется основным упражнениям по развитию связной речи, то есть тем, которые осуществляются непосредственно на уровне текста – самой крупной и сложной единицы языка.
В первом классе дети учатся пересказу и рассказыванию через постоянное и системное выполнение разных упражнений, например, инсценирование сказок.
Упражнения для развития речи проводятся на каждом уроке обучения грамоте и являются обязательным структурным компонентом.
Например: Урок «Обучение грамоте», тема – Здравствуй, школа!, авторы учебников предлагают работу в группе.
Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями.
В курсе «Литературное чтение» с этой целью также предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми; задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми и сверстниками нацелены многие учебные проекты, которые могут быть реализованы совместно со сверстниками и при сотрудничестве со взрослыми (родителями, сотрудниками библиотеки).
Например: Работа в группе. Тема урока – Век живи, век учись (предлагается иллюстрация).
Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? Задайте вопросы друг другу.
Работа в паре. Задание: обсудите с другом пословицы.
Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
Смеётся тот, кто смеётся последним.
Участвуя в играх, школьники получают навыки работы в группе и учатся соблюдать правила.
Например: Работа в группах. Игра. Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на –ка.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
На работу в группах ориентированы представленные в учебниках задания рубрики «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые из этих проектов предполагают организацию сотрудничества с взрослыми.
Например: В 1 классе на уроках «Окружающего мира» проект «Мой класс и моя школа!».
Вот фотографии из альбомов о жизни класса и школы (предоставлены фотографии).
Составьте и вы такой альбом. Договоритесь о том, что вы поместите на самых первых страницах. Отдельные страницы можно посвятить учёбе, праздникам, походам или поездкам. Постарайтесь в фотографиях и в подписях передать ваше настроение.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В системе учебников «Школа России» предлагаются задания для объяснения представленных алгоритмов действий, вычислений, построений, рассуждений, мнений, различных точек зрения, побуждающие учащихся искать разные способы решения, вычисления, обсуждать их, выслушивая версии одноклассников. В заданиях предлагается рассмотреть представленные в учебниках варианты ответа, обсудить, кто из персонажей учебника прав, найти ошибки в ходе решения проблемы, задачи, объяснить и аргументировать свою позицию.
В этой связи все те задачи и задания, которые направлены на поиск различных вариантов решения (включая построение разных моделей, разных пространственных фигур и т.д.), на выдвижение гипотез, разных точек зрения, версий и причин событий, разных суждений; задачи, связанные с разнообразием использования материалов; задачи на преодоление инерции мышления, прогностические, проектные задачи и пр., способствуют развитию дивергентности мышления как важнейшей составляющей исследовательского поведения младших школьников.
В курсе «Русский язык», автор Канакина В.П., даются и специальные задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Ученики по рисункам составляют диалоги и их инсценируют. Есть упражнения, где описываются разные точки зрения, например, положительные и отрицательные отзывы о картине, при этом высказывают своё собственное мнение, учатся слушать своих оппонентов, включаются в диалог, полилог.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Например: Развивай свою речь, учись говорить, рассказывать, сочинять текст. Тема: Язык и речь. Прочитай на с.5 название схемы и записи в ней.. Рассмотри рисунки.
- К какому виду речи (слушанию, говорению, чтению или письму) можно отнести каждый рисунок? Объясни свой ответ.
- Выскажи мнение: для чего нам нужна речь?
Работа в парах. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми»? Прочитай слова.
спасибо пожалуйста благодарю будьте добры
- Почему эти слова называют «вежливыми»? В каких случаях их употребляют в речи?
- Какие ещё «вежливые» слова тебе известны? Назови эти слова.
- Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш.
Работа в парах. Прочитай. Почему это стихотворение так назвали? Посчитайся с товарищем по парте: когда будешь считать, произноси слова считалки по слогам.
Считалка
Я – зверёк,
И ты – зверёк,
Я – мышонок,
Ты – хорёк.
Ты хитёр,
А я умён,
Кто умён,
Тот вышел вон!
С.Маршак
Соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт?
Работа в парах. Тема: Глухие и звонкие согласные звуки. Рассмотри форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо- городок букв».
- Найдите там сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
- Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.
В курсе «Математика», автор Моро М.И.,
заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативных компетенций, к сожалению, очень мало. Очень слабо прослеживается работа в парах.
Например:
- Составьте одну задачу, в вопросе которой есть слово больше, а другую- в условии которой есть слово меньше. Решите их.
- Наберите 9.
- Коля и Витя составляли слова из букв ПРОГУЛКА. Коля составил 10 слов, а Витя – на 2 слова больше. Сколько слов составил Витя?
Решите задачу и попробуйте найти слова вместе с другом.
- Когда Коля и Витя вычеркнули слова, которые встретились у обоих, у Коли осталось 1 слово. Сколько слов осталось у Вити?
- Используя разные треугольники из Приложения, составьте такие рисунки.
Предполагается, что результатом формирования коммуникативных компетенций будут являться сформированные умения:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Заключение
Формирование коммуникативной компетентности – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.
Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных и речевых действий, приведенные выше, в силу своего действительно универсального, т.е. максимально обобщенного характера естественным образом распространяются на все учебные предметы.
Формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование различных видов УУД.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои, герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.
Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии коммуникативной компетентности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков в начальной школе.
Список основной литературы
- Горецкий, В.Г. Азбука [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 3 изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с. : ил.
- Канакина, В.П. Русский язык [Текст]: учебник для 1 класса / Канакина, В.П., Горецкий В.Г.– М.: Просвещение, 2011.
- Климанова, Л.Ф. Литературное чтение [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2011.
- Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; вавт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.
- Моро, М.И. Математика [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. - М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 1 класса в двух частях / А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.
- Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход». // Интернет-журнал "Эйдос".
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация средствами УМК «Школа России»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010. 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

«Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»
Статья «Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»...
«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»
Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...

Формирование гражданской компетентности у младших школьников в учебной деятельности и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС
Современное гражданское образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности. Данная презентация представляет опыт работы классного руководителя по формированию гражданской компете...

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....