Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»
методическая разработка
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_finansovoi_gramotnosti_1.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района
Смоленской области
Мастер-класс по теме
«Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»
Составила и провела: Духовская Елена Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ Богородицкой СШ
д.Богородицкое
Ход проведения:
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе!
- У каждого из нас есть мечта. Мы учителя, как и все, ждём отпуска, чтобы отдохнуть. И не просто отдохнуть, а купить ,например, домик в Испании , путёвку на Мальдивы и многое другое. Но…
Я, в общем, человек практичный,
Планировать – вот мой закон,
И список планов был приличный,
В нём виделся диапазон
Я чётко строила эскизы –
Однажды посетить бродвей,
Понять улыбку Моны Лизы,
Увидеть древний Колизей
Вкусить все прелести Босфора,
И Гималаев красоту,
Почуять риск тореадора,
Увидеть сакуру в цвету
Да ,несомненно, были шансы
Увидеть мир во всей красе,
Но подвели, пардон, финансы,
Они сорвали планы все
Теперь как бедному поэту
Всё это грезится порой,
Когда на планы денег нету,
Они становятся мечтой
-Но, чтобы наши мечты сбывались, нам нужно… Покажите, что вы получили при входе. Значит мы сегодня с вами будем говорить о финансах, которыми мы должны уметь правильно распоряжаться и научить этому детей.
-Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране.
Знание элементов финансовой грамотности с раннего возраста поможет учащимся не совершать необдуманные действия со своими финансами и правильно реализовывать свои потребности, что поможет им в будущем стать финансово независимыми. Детям с юного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и в финансовой, ведь это поможет им верно рассчитывать свой бюджет и не брать в долг.
Финансовая грамотность в младшем школьном возрасте помогает учащимся развивать экономическое мышление, приобретать необходимые навыки поведения в рыночных условиях, формировать сознательное отношение к работе и эффективное использование рабочего времени. Кроме того, у учеников развиваются экономически значимые качества личности: дисциплина, ответственность, работоспособность, бережливость, деловитость.
Проанализировав содержание таких учебных предметов, как математика, окружающий мир, технология, литературное чтение и русский язык, я пришла к выводу, что в начальных классах происходит развитие финансовой грамотности младших школьников. Данные приводятся в следующих таблицах.
Таблица 1
Возрастная группа | 1 класс | |
Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Математика | Сложение и вычитание в пределах 20 | Монеты ,их номинал. |
Окружающий мир | Моя семья | Что нужно семье? |
Окружающий мир | Повторительно-обобщающий урок «Как, откуда и куда» | Как распоряжаться карманными деньгами? |
Окружающий мир | Зачем нам телефон и телевизор? | Как экономить на средствах связи? |
Окружающий мир | Зачем нужны автомобили? | Сколько стоит автомобиль? |
Технология | Работа с бумагой | Что такое свое дело? |
Технология | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | Сколько стоит торт? |
Обучение грамоте(чтение) | «Золотой ключик или Приключения Буратино» А.Н.Толстой | Где лучше хранить деньги? |
Обучение грамоте(чтение) | Делу время, а потехе час | Рациональное использование времени. |
Обучение грамоте(чтение) | Без труда хлеб не родится никогда | Как вырастить хлеб? |
Обучение грамоте(чтение) | Русская народная сказка «Мужик и медведь» | Как правильно заключать сделки? |
Таблица 2
Возрастная группа | 2 класс | |
Предмет | Тема ,заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Окружающий мир | Что такое экономика? | Как разумно делать покупки? |
Окружающий мир | Опасные незнакомцы | Кто такие мошенники? |
Окружающий мир | Наша дружная семья | Откуда в семью приходят деньги? |
Математика | Задачи на нахождение цены, количества, стоимости | Жизненная арифметика |
Математика | Повторение: деление на 3 | Сколько стоит свое дело? |
Математика | Повторение: сложение и вычитание | Зачем планировать расходы семьи? |
Литературное чтение | «Каша из топора» Русская народная сказка | Сколько денег нужно потратить, чтобы сварить кашу? |
Литературное чтение | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | Рыночные отношения |
Литературное чтение | «Петушок и бобовое зёрнышко» Русская народная сказка | Что такое бизнес и как его вести? |
Литературное чтение | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Как не потерять своё имущество? |
Литературное чтение | Ш.Перро «Кот в сапогах» | Предприниматель и предпринимательство |
Технология | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | Как правильно и экономно расходовать материал? |
Технология | Что интересного в работе архитектора? | Сколько стоят дома и квартиры? |
Таблица 3
Возрастная группа | 3 класс | |
Предмет | Тема ,заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Технология | Изделие из бумаги | Деньги настоящие и ненастоящие |
Технология | История швейной машины | Продукт-затраты-прибыль |
Технология | Строительство и украшение дома | Как экономно сделать ремонт в доме? |
Математика | Решение задач и закрепление материала | Легко ли вести свое дело? |
Окружающий мир | Как устроен этот мир? | Что могут деньги? |
Окружающий мир | Опасные места | Когда рискуешь деньгами? |
Окружающий мир | Семейный бюджет | Зачем семье сбережения? |
Окружающий мир | Путешествия по городам и странам | Деньги в разных странах |
Литературное чтение | И.А.Крылов «Мартышка и очки» | Цена полезной вещи |
Литературное чтение | И.А.Крылов «Ворона и лисица» | Как не попасть в сети мошенника и не потерять своё имущество? |
Таблица 4
Возрастная группа | 4 класс | |
Предмет | Тема ,заявленная в программе по предмету | Занятия по финансовой грамотности |
Математика | Математика вокруг нас | Зачем семье вести бюджет? |
Математика | Закрепление темы «Умножение и деление» | Личные деньги |
Окружающий мир | Основной закон России | Когда берешь в долг? |
Окружающий мир | Итоговое занятие по теме «Родной край» | Что такое страхование? |
Окружающий мир | Путешествие по России | Как пользоваться банковской картой? |
Технология | Человек и информация | Где можно делать покупки? |
Технология | Реклама и маркетинг | Всегда ли можно верить рекламе? |
Технология | Переплетные работы | Привлекательное дело |
Технология | Аксессуары одежды | Драгоценные камни, их стоимость. |
Литературное чтение | Е.Велтистов «Приключения Электроника» | Выгодно ли иметь робота-помощника? |
Литературное чтение | В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | Что такое патент и как его получить? |
Литературное чтение | Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Как рационально использовать время? |
- Сегодня я хочу представить вам фрагмент занятия, который был мной разработан.
Так как в начальной школе в основном преобладающей деятельностью является игровая, то предлагаю сейчас немного поиграть.
- Давайте познакомимся с правилами:
1) Каждой команде даётся стартовая сумма в 30 "монеток".
Цель каждой команды - её увеличить. Побеждает та команда, у кого будет большее количество "монеток". Но вы эту сумму можете не только увеличить, но и потерять, если дадите неверный ответ.
2) Команды решают и объясняют решение задач.
Задачи:
- Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
- Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
Решение:
Задача № 1:
- Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
- 2 щенка+1 попугай=4 котёнка
- 1 котёнок=50 рыбок
- 1 щенок=2 попугая
- 1 щенок=? рыбок
Решение:
- 2 щенка+1 попугай=200 рыбок
- 4 попугая+1 попугай=200 рыбок
- 1 попугай=40 рыбок
- 1 щенок =2 попугая= 80 рыбок
Задача № 2:
Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
- 1 топор=2 лука
- 1 лук=4 глиняных горшка
- 2 глиняных горшка=5 пучков
- 1 топор =? пучков
Решение:
- 1 топор=8 глиняных горшков
- 1 топор = 20 пучков
3)На обсуждение ответа даётся 1 минута.
-Вы познакомились с одной из форм работы по основам финансовой грамотности.
- А в заключении мне хотелось бы привести фразу , которую говорят многие сколотившие огромное материальное состояние люди: «Материальный достаток – это не ежемесячные миллионные заработки, а всего лишь умение грамотно и правильно распоряжаться своими средствами. Только так вы придете к лучшей жизни и более высокому доходу».
Рефлексия:
- Говорят, что копилка является пережитком прошлого, но на самом деле – это важная вещь для тех, кто учиться экономить свой бюджет.
- Я предлагаю вас бросить ваши монеты в копилку и загадать желание, которое обязательно сбудется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....
«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»
Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...
Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер-класс раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....
Доклад на МО « Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников».
Формирование финансовой грамотности у младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...
Формирование финансовой грамотности у младших школьников.
В докладе на тему "Формирование финансовой грамотности у младших школьников" предложены задания по финансовой грамотности для использования в урочной и внеурочной деятельности....
Мастер-класс " Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный мастер- класс нацелен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности....