Использование в практике образовательных технологий (из опыта работы)
материал по теме
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе и информационных технологий.
«Желая успеть за временем, необходимо намного его опережать
в идеях, стратегиях, планах…
XXI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного. Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. Уверена, что в современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.
В учебно-воспитательной работе успешно применяю современные образовательные технологии. Особенно эффективно осваиваю технологию творческих мастерских, где деятельность ученика и учителя осуществляется с опорой на рефлексию. Деятельность ребенка, направленная на познание, поиск ответов на интересующие вопросы, находится в центре внимания учителя. Я не передаю готовые, отобранные кем-то сведения, а создаю проблемную ситуацию, которая вызывает у ребят желание найти ее решение. При этом верю в творческие способности всех учеников, создавая условия для успешности каждого. Работа по данной технологии позволила мне повысить познавательную активность: у 95 % учащихся - уровень высокий.
Технологию обучения в сотрудничестве, разработанную Ш.Амонашвилли, я чаще всего применяю на контрольных уроках. Обычно на таких уроках разбиваю класс на группы. С каждой из групп в продолжение урока работаю отдельно, часто для работы привлекаю консультантов – сильных учеников. Разработала ряд дифференцированных заданий для контрольных уроков по темам «Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов для 4 класса, «Части речи» для 3-4 классов, «Решение задач на движение» для 4 класса. «Сложение и вычитание многозначных чисел» 4 класс, «Таблица умножения» 3 класс, Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – это необходимый элемент на каждом уроке. Такие виды работы способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
В системе провожу интегрированные уроки. Мною создана методическая папка «Интеграция плюс успех», в которой собран дидактический материал, карточки, тесты, диагностические карты, разработки интегрированных уроков: русских язык – литературное чтение «Говори правильно и красиво», технология – математика «Геометрия вокруг нас», русский язык – информатика «Использование ПК на уроках русского языка при работе с тестами», литературное чтение – окружающий мир «Символы государства», литературное чтение– изо «Красота природы в произведениях русских поэтов». Интеграция на уроках позволяет мне решать задачи нравственного и эстетического воспитания школьников. Мой опыт был обобщен учителями на районном семинаре учителей начальных классов. Методическая папка «Интеграция плюс успех» получила высокую оценку на районном педагогическом форуме и рекомендована к использованию коллегами района.
В учебно-воспитательном процессе широко использую технологию дифференциации обучения. На мой взгляд, технология дифференциации и индивидуализации просто необходима. Индивидуальный подход предполагает одинаково уважительное отношение как к одаренным ребятам, в которых нужно вложить максимум знаний, развить умения мыслить, «вырастить» у них крылья, так и к «слабоуспевающим» учащимся, которым, безусловно, надо дать обязательный уровень знаний. Я на уроке даю задание каждому ученику в соответствии с его способностями, вырабатываю у учащихся привычку постепенно вникать в глубины математической науки. С учащимися, имеющими склонность к математике и русскому языку работаю, дополнительно. Мною составлена рекомендация использования в работе технологии дифференциации обучения, проведен «Мастер-класс» для учителей школы, проведен педагогический совет по теме «Роль учителя в развитии одаренности ребенка».
На своих уроках я применяю исследовательский метод. Главная особенность этого метода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и
таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе, показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. На школьных и районных научно-практических конференциях ребята представляли следующие работы: «Имена наших бабушек», «Огонь друг или враг человека», «Чем опасно курение», «Подвиги героев-односельчан в годы войны», «История улиц поселка».
В своей работе отдаю предпочтение и технологии проектного обучения. Она реально способствует формированию ученика, обладающего набором умений, навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Мною создан банк детских проектов: «»Словарь из добрых слов», Фотоальбом «Моя родословная», «Правила поведения в природе», «Название для детских журналов и его разделов», «Ребусы и кроссворды», «Мое творчество в литературе».
Применение проектных технологий в обучении младших школьников позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности. Свой опыт по внедрению этой технологии в учебно-воспитательный процесс я обобщила на уровне района. Моя работа «Метод проектов в начальной школе» была представлена на районном и краевом образовательных форумах, а так же помещена на сайте «Началка. ru» сети Интернет.
Информационную компетенцию учащихся формирую средствами информационно-коммуникационной технологии. Для этой цели учу добывать информацию из различных источников: учебника, электронных энциклопедий, средств массовой информации, ресурсов сети Интернет, видеофильмов. Тем самым расширяю область применения компьютера в учебном процессе. Обучающие компьютерные игры позволяют отрабатывать полученные умения и навыки, осуществлять дифференцированный подход. Проверку таблицы умножения выполняю с различной скоростью, позволяя создать ситуацию успеха для учеников. В заключительном контроле – тестирование в программах Excel. В процессе обучения русскому языку, окружающему миру, литературному чтению использую мультимедийные хрестоматии, электронные энциклопедии, дополнительный материал по темам уроков на DVD. Самостоятельно разработала дидактический материал на электронных носителях к урокам: «Устный счет в 1-м классе»; «Словарная работа по теме «Школа»; «»Режим дня первоклассника»; «Русские народные сказки»; «Волшебные краски осени» - эти презентации помещены в сети Интернет на сайте «Клуб учителей начальной школы».
Применение информационных технологий значительно повышает качество знаний учащихся, делает процесс обучения более интересным и доступным, развивает творческие способности школьников.
Мною составлен пакет контрольно – измерительных материалов по всем предметам начального звена обучения, созданы наборы контрольных и диагностических работ, индивидуальные карточки для дифференцированного опроса учащихся, листы учебных достижений и рубежного контроля, журнал учёта успешности учеников, тетрадь открытий «Что я знаю и умею», использую компьютерное тестирование.
При безотметочном обучении в 1-ом, 2-ом классах использую эффективные приемы оценочной деятельности: «Лесенка» (ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно); «Волшебная линеечка» (на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа); «Светофор» (оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь).
Все эти методы и приемы позволяют выстраивать учебный процесс планомерно и целенаправленно на основе анализа и отслеживания существующих пробелов.
Эффективное использование всех перечисленных технологий, форм и методов обучения сказывается на положительной мотивации учащихся к приобретению новых знаний, ведет к высокой результативности качества обученности, развивает у детей самостоятельность, инициативность, творческие способности, формирует умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
Использование в практике педагогических технологий (из опыта работы)
Начальная школа...
Современные технологии в образовательном процессе ( из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 185 г. Москвы)
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе в настоящее время используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образован...
Технология продуктивного чтения как образовательная технология (из опыта работы)
Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, з...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов. Из опыта работы»
Описывается работа с такими образовательными платформати, как Яндекс учебник, Учи.ру и другими....
Педагогические образовательные технологии ( из опыта работы)
Педагогические образовательные технологии из опыта работы...
Современные образовательные технологии (из опыта работы).
В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения. Для реализации ФГОС в учебном процессе используются совре...