Использование в практике педагогических технологий (из опыта работы)
материал на тему
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий
(из опыта работы)
Образовательный процесс ориентирую на развитие творческих, интеллектуальных и физических возможностей учащихся. В своей педагогической практике делаю ставку на активные формы обучения и инновационные технологии.
В качестве значимых для меня технологий я выделяю такие, которые ориентированы на реализацию целей и задач программы развития школы.
Технология | Предмет | Результат использования | Перспективы развития школы |
Проблемное обучение | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир | Всестороннее гармоническое развитие личности | Формирование перспективного школьного компонента |
Модульно-блочная технология | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир | Развитие умения работать со справочными материалами | Развитие универсальных учебных действий |
Технология уровневой дифференциации | Русский язык, литературное чтение, математика | Обработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости | Повышение качества обученности школьников |
Исследовательские технологии | Литературное чтение, окружающий мир | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения | Выступление на конкурсах и семинарах |
Проектные методы обучения | Изобразительное искусство, окружающий мир, технология | Выход проектов за рамки предметного материала | Участие в учебно-исследовательских конференциях, публикации лучших работ в сети Интернет |
Здоровьесберегающие технологии | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, физическая культура | Создание благоприятного психологического фона на уроке, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии. | Укрепление психического и физического здоровья детей. |
Информационно- коммуникационные технологии | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, окружающий мир, технология | Интенсификация процесса обучения, повышение мотивации к учебе, развитие информационной культуры учащихся | Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств, развитие навыков работы с информацией |
Осваиваю технологию творческих мастерских, где деятельность ученика и учителя осуществляется с опорой на рефлексию. Работа по данной технологии позволила мне повысить познавательную активность: у 98 % учащихся - уровень высокий. Технологию обучения в сотрудничестве, разработанную Ш. Амонашвили, я применяю на контрольных уроках. Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания (необходимый элемент на каждом уроке). Такие виды работы способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
В обучении успешно применяю исследовательский метод. С большим интересом они участвуют в исследовательской работе, показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. В своей работе использую технологию проектного обучения. Считаю, что она способствует формированию ученика, обладающего набором умений, навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Опыт по внедрению этой технологии в учебно-воспитательный процесс я обобщила на муниципальном и региональном уровнях. Моя работа «Метод проектов в начальной школе» была представлена на районном и краевом образовательных форумах, 2012 г., Для личностно-ориентированного обучения и развития школьников на уроках русского языка в 4 классе, начала использовать модульно-блочную технологию. Групповая работа, заложенная в технологии, учит школьников вести диалог, позволяет развивать умение, работать со справочными материалами, разный уровень вводимого материала способствует организации дифференцированного обучения. Разработала серию блоков по ключевым темам русского языка: «Глагол», «Имя существительное», «Имя прилагательное». В целях преемственности, продолжение работы по этой технологии проводится в 5 классе. Свой опыт по применению модульно-блочной технологии на уроках русского языка я обобщила на районном методическом объединении учителей начальных классов, дала Мастер-класс по теме «Имя существительное», 2012 г. Для диагностики обученности школьников мною составлен пакет контрольно – измерительных материалов по всем предметам начального звена обучения, созданы наборы контрольных и диагностических работ, индивидуальные карточки для дифференцированного опроса учащихся, листы учебных достижений и рубежного контроля, журнал учёта успешности учеников, тетрадь открытий «Что я знаю и умею», использую компьютерное тестирование (материал хранится в методическом кабинете школы).
Эффективно использую в своей работе технологии системно-деятельностного подхода: метод проектов, Тогис (технология образования в глобальном информационном обществе), технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию мастерской, ОДИ (организационные деятельностные игры), игровые технологии, технологию «Дебаты», ТРИЗ (технология решения изобретательских задач).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. На уроках успешно применяю методические приемы данной технологии: «мозговая атака» (создание банка идей, возможных решений проблемы, коллективное обсуждение, выбор наиболее перспективных решений), «верные, неверные утверждения» (зачитываю утверждения, учащиеся оценивают как верные или неверные и обосновывают свои решения), «корзина идей» (ученики условно собирают в корзину идей информацию по изучаемой теме), «кластер» (ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, в свою очередь лучи расходятся далее и далее).
Для интенсивного развития интеллектуальных способностей учащихся использую приемы ТРИЗ: «Да-нетка» (загадываю число, предмет, литературного героя, историческое лицо, учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые я могу ответить только словами: «да», «нет», «и да, и нет»), «Хорошо-плохо» (задаю объект или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы»).
На контрольных уроках применяю технологию обучения в сотрудничестве, разработанную Ш. Амонашвили.
Очень близка мне технология «Метод проекта». Считаю, что она способствует формированию ученика, обладающего набором умений, навыков, осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Опыт по внедрению этой технологии в учебно-воспитательный процесс я обобщила на муниципальном и региональном уровнях. Моя работа «Метод проектов в начальной школе» была представлена на Приморском Форуме образовательных инициатив (2009 г.), а также помещена на сайте «Клуб учителей начальной школы» сети Интернет.
В учебной деятельности я использую мультимедийные презентации, которые дают возможность построить процесс обучения так, чтобы добиться максимального эффекта, умело применяю электронно-технические средства, создала модель электронной папки классного руководителя, выполненную в программе Microsoft Office Excel. Использую в работе электронный журнал и дневник. На районном Форуме образовательных инициатив моя работа «Папка классного руководителя. Портфолио учителя» удостоена диплома 1-й степени (2011 г.), дала мастер-класс на экспериментальной площадке Форума «ИКТ – неотъемлемая часть работы классного руководителя».
В системе провожу интегрированные уроки. Мною создано методическое пособие «Интеграция плюс успех», в котором собран дидактический материал, карточки, тесты, диагностические карты, разработки интегрированных уроков: русский язык – литературное чтение «Говори правильно и красиво», технология – математика «Геометрия вокруг нас», русский язык – информатика «Использование ПК на уроках русского языка при работе с тестами». Мой опыт был обобщен учителями на районном семинаре учителей начальных классов. Методическое пособие «Интеграция плюс успех» получило высокую оценку на районном Форуме образовательных инициатив (2011 г.) и рекомендовано к использованию коллегами района.
Для диагностики обученности школьников составила пакет контрольно – измерительных материалов по всем предметам начального звена обучения, создала наборы контрольных и диагностических работ, индивидуальные карточки для дифференцированного опроса учащихся, листы учебных достижений и рубежного контроля, журнал учёта успешности учеников, тетрадь открытий «Что я знаю и умею», также использую компьютерное тестирование (материал хранится в методическом кабинете школы). При безотметочном обучении в 1-м, 2-м классах составила и применяю разнообразные приемы оценочной деятельности: «Ступеньки успеха» (ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал; «Чудесная полосочка»» (на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на
каком уровне, по их мнению, выполнена работа); «Сигнал» (оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов). Проверку таблицы умножения выполняю с различной скоростью, позволяя создать ситуацию успеха для учеников. В заключительном контроле – тестирование в программах Excel. Самостоятельно разработала дидактический материал на электронных носителях к урокам: «Устный счет в 1-м классе»; «Словарная работа по теме «Школа»; «Режим дня первоклассника»; «Волшебные краски осени», который размещен в сети Интернет на сайте «Четыре ступени (http://www.4stupeni.ru/planirovanie/plans)». Дала открытый урок на районном семинаре по теме «Самоанализ учащихся 1-х классов» (2011 г.), приемы рекомендованы к использованию учителями школ района.
По результатам деятельности учеников сделала вывод, что эффективное использование всех перечисленных технологий, форм и методов обучения ведет к высокой результативности качества обучения, развивает у детей самостоятельность, инициативность, творческие способности, формирует умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
Совместно с психологом провела мониторинг развития умений и навыков обучающихся.
Результаты мониторинга показывают, что умения и навыки обучающихся на достаточно высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
Использование в практике образовательных технологий (из опыта работы)
Начальная школа...
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Использование собственного Интернет-ресурса в педагогической деятельности. Из опыта работы учителя начальных классов.
Блог – это среда для записей событий; среда общения; помощник для письма и размышления с помощью компьютера; инструмент для современного урока. ...
современные педагогические технологии (из опыта работы)
Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Урок остается основным элементом образовательного процесса. Основной целью мое...
Педагогические технологии. Обобщение опыта.
В статье я делюсь своим опытом использования современных педагогических технологий...
Педагогические образовательные технологии ( из опыта работы)
Педагогические образовательные технологии из опыта работы...