Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"
презентация к уроку по теме
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методологическая основа урока,
структура учебной деятельности,
основания классификации форм обучения, признаки
современного урока, что такое «компетентностный» урок, диактические цели уроков , типы уроков, структура урока, уровневый подход к оценке планируемых результатов.
Даётся оценка урока с применением ЭОРов, требования к оформлению
плана- конспекта (форматирование, грамотность и стилистика языка). Также показана форма плана конспекта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д.Ушинский Урок – основная форма организации учебного процесса
Системно – деятельностный, компетентностный подход Методологическая основа ФГОС НОО
является ведущей в младшем школьном возрасте Учебная деятельность
учебное целеполагание планирование способов достижения учебной цели учебные действия предметные и универсальные контроль и коррекция способа достижения учебной цели оценка результата достижения учебной цели Структура учебной деятельности
Формы обучения урочные формы; внеурочные формы; внеклассные формы.
Основания классификации форм обучения Соответствие программе. Обязательность посещения. Определенность во времени и пространстве. Состав участников.
Признаки Урочные формы 1. Соответствие программе Соответствует программе 2. Обязательность посещения Обязательное посещение 3. Определенность во времени и пространстве Жёстко регламентировано: соответствует учебному плану ОУ, расписанию уроков в ОУ 4. Состав участников Списочн ый состав по классном журнал у
Ученик – равноправный субъект учебной деятельности. Функция учителя на уроке меняется с управляющей на организующую Признаки современного урока
Структура урока подчинена задаче обеспечения разнообразия действий учащихся: предметных и универсальных. Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся . Признаки современного урока
Предоставляемая учащимся свобода выбора учебных действий и источников информации. Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика). Признаки современного урока
«Компетентностный» урок выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятельность Что такое «компетентностный» урок?
СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ЕЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ, ЖЕЛАНИИ И ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ, В НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМОГО ОПЫТА. Компетентность
ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЯМ ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ Структура компетентности
СВЯЗЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТА- ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним Изучение нового материала Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний Закрепление нового материала Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия в ситуациях неопределенности Повторение изучаемого материала Дидактические цели уроков типы уроков (ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Дидактические цели уроков типы уроков Контроль и оценка планируемых результатов Комбинация целей Контрольный урок Комбинированный урок
Цель для учителя: выявление предварительных знаний и опыта учащихся Цель для учащегося: ученик должен понять перспективы изучения предмета Вводный урок . На вводном уроке отметки не ставятся ! Дидактические цели уроков типы уроков
Дидактические цели уроков типы уроков Выявление сформированных знаний, отношений, действий, опыта 2. Систематизация сформированных знаний, действий. опыта Обобщающий урок. Знания выстраиваются в последовательности (дедуктивной, индуктивной, хронологической, пространственной, причинно- следственной).
I . АДАПТАЦИОННЫЙ этап 1 задача: адаптировать учащихся к деятельности на уроке 2 задача: выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации) Структура урока (ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП 1 задача : формирование знаний, отношений, действий, опыта. 2 задача : разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос. Структура урока
III. ТВОРЧЕСКИЙ этап. 1 задача : первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения 2 задача : повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий. Итогом урока является презентация учащимися достижения учебной цели. Структура урока
Деятельность ученика Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Слушают Словесные методы рассказ (учитель рассказывает) Дополняют или продолжают рассказ, задают уточняющие вопросы проблемный рассказ (прервать, или рассказать начало, а продолжение придумывают дети Слушают объяснение (учитель проводит объяснение). Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя беседа (учитель проводит беседу) Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание. эвристическая беседа сократическая беседа (учитель организует беседу) СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание. Комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников. демократическая беседа (учитель участвует в беседе) Высказывают свои точки зрения Дополняют и развивают высказывания одноклассников Сравнивают разные точки зрения и находят общие черты. дискуссия (учитель организует дискуссию) Высказывают свою позицию Противопоставляют её мнению одноклассников Доказывают, аргументируют Приходят к единому мнению диспут Или вступает в спор Или организует спор между 2-я группами Или инициирует диспут столкновением множества точек зрения СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Наблюдают Анализируют Комментируют (если просят) 2. Наглядные методы демонстрация или динамичная иллюстрация (фильм, презентация, анимация … ) (учитель демонстрирует … ) Рассматривают Анализируют Описывают иллюстрация (рисунок, модель, фото, карта, схема, модель) (обычно рассказ или объяснение сопровождаются иллюстрацией) Наблюдают: зрительно, на слух, на запах, на ощупь. Фиксируют результаты наблюдения: устно, письменно, графически Делают выводы по результатам наблюдения 3. Практические наблюдение (учитель организует наблюдение) СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Наблюдают Работают в соответствие с инструкцией Работают самостоятельно опыт (учитель -проводит опыт; -организует проведения опыта по плану, инструкции; -предлагает самостоятельно провести опыт) Выдвигает гипотезу Выбирают способ её проверки Контролируют, корректируют проведение Фиксируют результат Делают вывод о подтверждении или не подтверждении гипотезы эксперимент (учитель организовывает эксперимент) Выполняют упражнение по выбору или без Выполняют упражнение фронтально под руководством учителя … в группах, взаимодействуя с одноклассниками … самостоятельно Упражнение (обучающее, развивающее, контролирующее) (учитель -даёт упражнение -предлагает на выбор учащимся - проверяет правильность выполнения ) СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Выделяют компоненты Выстраивают в определённой последовательности Устанавливают взаимосвязи между компонентами модели Моделирование (фронтально, в группах, самостоятельно) Модели бывают: вербально-логические, графические, смешанные. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Компетентностный подход главная идея знания приводят к личному успеху к личностному развитию приводит опыт самостоятельного решения проблем решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний рассматривается как способ формирования учебной деятельности признак высокого уровня образованности способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых ребёнок способен действовать самостоятельно Традиционный урок Компетентностный урок
ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Ученик узнает и называет объекты и явления выделяет их среди однородных или разнородных дает определение по памяти В основе этого уровня - запоминание Уровневый подход к оценке планируемых результатов
Знания – копии (дословное воспроизведение содержания параграфов…)
Специальные вопросы Кто это ? Что это ? Дай определение по памяти Выдели… Выпиши..
II. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Ученик выделяет составные части объектов, этапы процесса (анализ) сравнивает по частям объекты или явления (сравнение) устанавливает аналогии и ассоциации. На их основе приводит свои примеры Уровневый подход к оценке планируемых результатов
Знания – описания (ученик анализирует информацию, проводит сравнение, приводит свои примеры…)
Специальные вопросы Из чего состоит? Как происходит? На что похоже? Опиши… Сравни…
III. ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Ученик выделяет существенные и несущественные признаки объектов или явлений, различает их устанавливает причины и следствия прогнозирует изменение процесса в измененных условиях пытается дать свое определение, указав существенные признаки Уровневый подход к оценке планируемых результатов
Знания – убеждения (ученик умеет доказывать истинность своих знаний, осознает их ценность…)
Специальные вопросы От чего зависит? Почему? Что произойдет, если? Выдели главное Дай свое определение
IV. ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ В готовом виде дать ученику нельзя, можно создать условия для его формирования Ребенка необходимо освободить от «рамок правильности» Уровневый подход к оценке планируемых результатов
Специальные вопросы Изобрази, как ты понимаешь (разными способами) Как доказать, что лиственные деревья зимой не умирают?
№ п/п Критерий оценки + - 1. Соответствие содержания урока требованиям к содержанию образовательной области или предмета .(ФГОС НОО) 2. Соответствие структуры конспекта предъявляемым требованиям 3. Соответствие конспекта требованиям к оформлению Форматирование Грамотность Формат (*. doc или *. odt ) 4. Соответствие темы урока предметной программе Оценка урока с применением ЭОРов
№ п/п Критерий оценки + - 5. Соответствие типа урока поставленной дидактической цели 6. Соответствие структуры урока заявленному типу 7. Соответствие модели организации УПД условиям проведения урока ИР – информационный ресурс; ПР – практический ресурс; КР – контрольный ресурс; Комбинированный ресурс. 8. Соответствие задач этапов урока поставленной цели урока адаптивный этап основной этап творческий этап Оценка урока с применением ЭОРов
№ п/п Критерий оценки + - 9. Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроке Авторитарный Исполнительский Скрытого управления Инструктивный Автономный 10. Эффективность деятельности учителя Целенаправленность Разнообразие приёмов и методов Содержательность Научность Корректность Адекватность Оценка урока
№ п/п Критерий оценки + - 11. Результативность деятельности учащихся Осознанность по отношению к цели деятельности Возможность выбора учащимися способа достижения цели Рефлексивность деятельности Результативность деятельности Оптимальность модели организации УПД Оценка урока с применением ЭОРов
План-конспект должен включать в себя следующие разделы: Тема урока Цель урока Тип урока Модели организации УПД* младших школьников Необходимое оборудование Структуру и ход урока Структура урока должна быть представлена в табличной форме. * УПД – учебно-познавательная деятельность младших школьников в ИОС (информационно- образовательная среда) начальной школы: 1. АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа. 2. ИСР – индивидуальная самостоятельная работа. 3. СРП – 2 ученика – самостоятельная работа в парах. 4. СРГ – 3-4 ученика – самостоятельная работа в малой группе. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
Форматирование Для плана-конспекта урока следует использовать формат страницы А 4, книжную ориентацию. Значения полей: левое – 3 см, правое –1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. В случае использования альбомной (горизонтальной) ориентации листа размеры полей должны быть следующими: левое – 2 см, правое – 2 см, верхнее – 3 см, нижнее – 1,5 см. 2. Требования к оформлению плана- конспекта
Форматирование Для основного текста рекомендуется использовать: шрифт Times New Roman , 12 пунктов ; полуторный межстрочный интервал; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1,27 см. В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо. 2. Требования к оформлению плана- конспекта
2.2. Грамотность и стилистика языка План-конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами. 2. Требования к оформлению плана- конспекта
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА __________________________________ (Тема урока) ФИО (полностью) Место работы Должность Предмет Класс Тема и номер урока в теме Предметная программа и её автор Цель урока: Тип урока Модель организации УПД младших школьников Необходимое оборудование Структура и ход урока ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
№ Этап урока Решаемая задача Деятель-ность ученика Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация ) Название используе-мых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Время (в мин.) СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Таблица 1.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда
Данный материал содержит примерные ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда....
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
Деловая игра "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога"
Деловая игра для педагогов с элементами тренингаПовышение компетентности,профессионализма педагогов - одно из важнейших условий улучшения качества образования. Я предлагаю материал для нахождения нест...
Технологическая карта урока как инстрмент повышения профессиональной компетентности педагога
В данном материале содержиться выступление и презентация по теме "Технологическая карта урока как инструмент повышения профессиональной компетентности педагога"...
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного учителя начальных классов».
В работе представлены различные виды деловых игр и разработка деловой игры для педагогов с элементами тренинга на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентно...
Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.
Выступление на пед совете...