доклад "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе"
статья по теме
В докладе "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе" я рассказала о том, как происходит формирование УУД во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_uud.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы формирования универсальных учебных действий
в начальной школе
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).
Виды универсальных учебных действий
Личностные действия:
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- Целеполагание – постановка учебной задачи
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
- Прогнозирование –предвосхищение результата
- Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия.
- Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
- Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий
Познавательные универсальные действия включают:
- Общеучебные –самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.
- Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез
Коммуникативные действия:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)
- Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)
- Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)
- Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)
- Умение полно и точно выражать свои мысли.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.
В начальной школе необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов 5 балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, который позволяет отследить динамику достижения планируемых результатов. «Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка. Составляющие портфеля достижений могут быть оценены только качественно.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включены следующие материалы (по выбору учителя): "МОЙ МИР" – там м.б. любая информация, которая интересна и важна для ребенка. Мое имя - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях с этим именем. Моя семья - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. Мое село - рассказ о родном селе, о его интересных местах, здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Мои друзья - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. Мои увлечения - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. Моя школа - рассказ о школе и о педагогах. "МОЯ УЧЁБА" - учащиеся наполняют этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" - помещают рисунки, сказки, стихи, если выполнена объемная работа, «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» , "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" , "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" - здесь учащиеся размещают грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" - данный раздел считаю очень важным, ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний, пожелания могут писать и родители.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе
Личностные универсальные учебные действия
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.
Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов:
- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера)
- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»
- методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна)
- рефлексивная самооценка учебной деятельности
- шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)
- опросник мотивации
- методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха
- задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
- задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)
- анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю)
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Как проектировать? Опять же подбором заданий, например, выкладывание узора из кубиков, проба на внимание (по3566 П.Я.Гальперину и С.Л.Кабыльницкой)
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- контрольный опрос на определенную проблему.
Познавательные универсальные учебные действия
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Какими заданиями можно спроектировать эту деятельность? Например:
- построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска)
- проба на определение кол-ва слов в предложении (С.Н.Карпова)
- методика «Кодирование» (тест Д.Векслера) с.111
- диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)
- методика «Нахождения схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной)
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?
- задание «Левая и правая стороны» (по Ж.Пиаже)
- методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)
- задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
- задание «Дорога к дому» (модифицироанный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание...
В итоговых контрольных работах по математике и русскому языку от выпускников начальной школы кроме предметных знаний потребуется владение УУД для решения задач и выполнения заданий повышенного уровня. В пособии «Оценка достижений планируемых результатов начального общего образования» приводятся варианты текстов работ и заданий на межпредметной основе, которые, по сути, проверяют способности обучающихся применять свои знания и опыт учебной деятельности в новых условиях, для решения новых познавательных задач. Именно эти работы отразят эффективность реализации программы формирования УУД в Школе.
Одним из эффективных методов формирования УУД, который формирует развитие социальных навыков школьников это групповые взаимодействия.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах строится по таким правилам:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
В процессе работы над правилами у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя).
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Например: Начался урок.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:
• целеполагание, как постановка учебной задачи. Далее, учащиеся могут самостоятельно формулировать тему урока.
При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД).
Если ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебника). То на этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.
В ходе их формируется положительное отношение к учению, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Я думаю должны существовать определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Должны наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастёт уровень сложности действий, будут меняться результаты УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования будет являться обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается на весь педагогический коллектив в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования...
Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...
Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обуч...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....