Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа формирования универсальных учебных действий
в начальной школе.
Цели и задачи формирования учебных универсальных
действий :
- развивать способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания;
- формировать умение и компетентности, включая самостоятель -
ную организацию этого процесса;
- обеспечить целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Содержание формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая :
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Виды универсальных действий и их формирование у учащихся.
Личностные действия – знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные действия – должны обеспечивать учащимся организацию их учебной деятельности.
Познавательные действия – включают : общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование личностных универсальных учебных действий.
I. Необходимо сформировать критерии внутренней позиции школьника :
- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
- проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- положительное отношение к школьной дисциплине;
II. Формирование гражданской идентичности в начальной школе:
- сформировать историю – географический образ России, представление о территории и границах России, знать основные исторические события развития общества, историю, географию и традиции родного края;
- иметь представления о социально – политическом устройстве России ; , знать государственную символику;
- знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащихся в обществе;
- знать о своей этнической принадлежности; о традициях и культуре народов России;
- иметь представление об общекультурном наследии России;
- знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно – бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
- иметь чувство патриотизма;
- уважать личность и её достоинства;
- уважать ценности семьи;
- участвовать в школьном самоуправлении (дежурство в классе, участие в школьных и классных мероприятиях);
- выполнять нормы и требования школьной жизни;
- выполнять моральные нормы в отношение взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, следовать здоровому образу жизни.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Формирование познавательных универсальных действий.
- Общеучебные универсальные действия :
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково – символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирования проблемы.
2. Универсальные логические действия :
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы :
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
- уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность;
- налаживать межличностные отношения;
- понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;
- умение договариваться, находить общее решение;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей
учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.
Программа учебных универсальных действий :
- устанавливает ценностные ориентиры начального образования;
- определяет понятия, функции, состав и характеристики УУД;
- выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов;
- определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
1. Ценностные ориентиры начального общего образования.
Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, отражают следующие целевые установки системы начального общего образования :
- формирования основ гражданской идентичности личности;
- формирования психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно – смысловой сфера личности;
- развитие умения учиться;
- развития самостоятельности, инициативы, ответственности личности.
2. Связь универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания рассказывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий .
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установление причинно – следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково – символических действий – замещения, моделирования. Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие
адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающею и планирующую функции.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий :
- смыслообразования через прослеживание судьбы героя;
- самоопределения и самопознания;
- основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа;
- нравственно – этического оценивания через выявление морального содержания и нравственно значения действий персонажей;
- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь, в том числе используя аудиовизуальные средства;
- умения устанавливать логическую причинно – следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Учебный предмет «Математика». На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, логических и алгоритмических, моделирование, аксиоматику, формирования элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Учебный предмет «Окружающий мир». В сфере личностных универсальных учебных действий этот предмет обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально – ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности :
- умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
- формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящие, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуре учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- развитие морально – этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий :
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
- формированию действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно – следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Учебный предмет «Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена :
- ключевой ролью предметно – преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
- значением универсальных учебных действий моделирования и планировании, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);
- специальной организации процесса планомерно – поэтапной отработки предметно – преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
- широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;
- формирование первоначальных элементов ИКТ – компетентности учащихся.
Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей :
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно – преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково – символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению
объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищения будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирования внутреннего плана на основе поэтапной отработке предметно – преобразовательных действий;
- развитие планирующей и регулирующей функции речи;
- развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно – продуктивной деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно – преобразующей символико – моделирующей деятельности;
- ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации : избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;
- ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ. (Личностные и метапредметные результаты.)
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника будут сформированы :
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенцио –
нального к конвенциональному уровню;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится :
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится :
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решение задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускник научится :
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновение интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формы речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...
доклад "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе"
В докладе "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе" я рассказала о том, как происходит формирование УУД во 2 классе....
Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обуч...
«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.
Методические рекомендации разработаны с целью повышения компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»
Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....