Программа здоровьесбережения школьников 1-4 классов "Территория здоровья"
материал по теме

 

Программа поможет  создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникативной компетенции школьника, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа  по программе предусматривается  с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Программа предполагает сотрудничество учителя, родителей, школьного психолога,  школьного медицинского работника.    При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovesberezheniya.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дубковская средняя общеобразовательная школа

«Дружба»

 Одинцовского района Московской области

Программа  здоровьесбережения

 школьников 1-4 классов

                                                       Составитель: учитель начальных классов

                                                                          Опарина Ольга Альбертовна

2011 г.

Высшее благо достигается на основе полного

физического и умственного здоровья.

Цицерон

1. Пояснительная записка

             Актуальная задача современного образования – обучение школьников бережному отношению к своему здоровью с ранних лет. Проблема сохранения здоровья детей очень важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. По данным  педиатров здоровые дети из общего числа школьников составляют не более 2,3 %.Школьное образование усугубляет нарушения  физического и психического  здоровья ребёнка, в результате 90% выпускников школ имеют хронические заболевания, ограничивающие возможности продолжения дальнейшего образования, службы в армии, внедрения в культурный и трудовой социум.

Причин такой ситуации множество:  и плохая «экология»,  и снижение уровня благосостояния,  и различные нервно-психические нагрузки. Но главным фактором ухудшения здоровья школьников является  их пренебрежение к соблюдению элементарных законов здорового образа жизни. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.

Роль окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников, велика.  При этом необходимо подчеркнуть, что 20% факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в стенах школы. Поэтому необходимо, чтобы всё  то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков. Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот «потенциал здоровья»  можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе  развития и воспитания человека.

 В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного решения.

Как учитель начальных классов,  я поставила для себя задачу:  способствовать формированию здорового жизненного стиля моих учеников.  В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников появилась необходимость  разработать специальную  Программу здоровьесбережения «Территория здоровья», которая   является основой для функционирования   воспитательной  системы класса «Дорога к  здоровью», предусматривающей:

  • целенаправленную  систематическую работу по укреплению здоровья в триаде – «учитель – ученик – родитель»;
  • улучшение санитарно – гигиенических условий и социально – психологического климата в коллективе;
  • использование личностно – ориентированного подхода в преподавании учебных дисциплин.

            Программа поможет  создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникативной компетенции школьника, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа  по программе предусматривается  с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Программа предполагает сотрудничество учителя, родителей, школьного психолога,  школьного медицинского работника.    При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. 

2. Основные принципы построения Программы:

  1. Принцип научности – ненанесение вреда – подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  1. Принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса и все х видов деятельности.

3. Принцип непрерывности и преемственности – учёт уровня развития и состояния здоровья, проведение работы не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Принцип последовательности – постепенный переход от простого к сложному.

5. Принцип результативности (контроля за результатами), отслеживание. Мониторинг и анализ результатов.

3. Модель системы здоровьесбережения школьников

 4. Цель Программы «Территория здоровья»:

формирование здоровой среды классного коллектива через создание единой образовательной  системы  укрепления здоровья обучающихся. 

5. Задачи Программы:

1. Обеспечить формирование мотиваций:

обучающихся

- к стремлению заботиться о своём здоровье

- к умению вести здоровый образ жизни

учителя

-к валеологизации образовательного процесса

- к  применению  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

- к   деятельности по вопросам формирования  детских навыков ЗОЖ через систему просветительской работы

 2. Выстроить диагностическую систему отслеживания уровня состояния здоровья      школьников  в форме мониторинга.

 3. Способствовать формированию навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости.

4. Проводить профилактику заболеваемости для поддержания высокой работоспособности обучающихся.

6. Механизм реализации Программы

1 этап - организационный период (2009/2010 учебный год) – 1класс.

Цель: создание предпосылок функционирования класса как здоровьесберегающего пространства.

Задачи:

  • привести образовательный процесс в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья обучающихся;
  • создать банк данных о семьях обучающихся;
  • ознакомиться с новыми здоровьесберегающими технологиями;
  • подготовить родителей к введению Паспортов здоровья детей.

2 этап – основной период (2011 - 2013 учебный год) -2 -3  класс

Цель: формирование здоровьесберегающей среды класса

Задачи:

  • создать мотивацию потребности обучающихся в ЗОЖ;
  • совершенствовать физкультурно-оздоровительные, медико – гигиенические, психолого – педагогические, социально- адаптирующие технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • организовать мониторинг состояния здоровья и комфортности обучающихся;
  • организовать  проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья обучающихся;
  • организовать профилактическую работу с родителями.
  • организовать деятельность классного коллектива по формированию навыков ЗОЖ и безопасного поведения обучающихся.

3 этап – заключительный период (2013- 2014 учебный год)  - 4 класс

            Цель: переход системы здоровьесбережения обучающихся в режим функционирования

            Задачи:

  • организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность обучающихся и профилактическую работу;
  • провести комплексный анализ проделанной работы;
  • отработать систему мониторинга уровня здоровья  и гигиенических знаний обучающихся;
  • сформировать  у обучающихся потребность в здоровом и безопасном образе жизни.

7. Направления деятельности

Организация образовательного процесса

  • Организация питания обучающихся (завтрак, обед)
  • Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе  (на уроках, вне урока, через систему дополнительного образования).
  • Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
  • Компенсация недостаточной двигательной активности обучающихся за счёт организации динамических пауз, физкультминуток, Дней здоровья и спорта, организации внеклассной работы по здоровьесбережению.
  • Широкое применение воспитательных технологий (КТД, классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ).
  • Мониторинг заболеваемости.

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Направления:

  • Формирование банка данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт класса).
  • Организация родительского всеобуча по направлению «Здоровьесбережение детей».
  • Организация деятельности родительского комитета.
  • Групповые и индивидуальные беседы и консультации.

Формы взаимодействия

  • Ежегодные профилактические медицинские обследования обучающихся.
  • Беседы
  • Диспуты
  • Классные часы
  • Уроки – тренинги
  • Родительские собрания

8. Кадровое обеспечение Программы

  • классный руководитель;
  • учитель физкультуры;
  • медицинский работник школы;
  • школьный психолог:
  • социальный педагог.

9. Методическое  обеспечение Программы

  • МО классных руководителей;
  • диагностика уровня обученности школьников  ЗУНам в области  гигиены и ЗОЖ;
  • открытые внеклассные профилактические мероприятия;
  • семинары;
  • обобщение опыта;
  • мониторинг;
  • анализ результатов здоровьесберегающей деятельности.

10. Содержание Программы

Тематические разделы Программы

1. Самопознание

2. Я и другие

3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

4. Питание и здоровье

5. Основы личной  безопасности и профилактика травматизма.

6.Культура потребления медицинских услуг.

7. Профилактика вредных привычек.

8. Предупреждение употребления ПАВ.

9. Оздоровление

1 класс

Разделы

Содержание

Ожидаемый результат

Самопознание

Знание своего тела    Я -  как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Части тела человека.  Их функциональное назначение. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки.

Самопознание через ощущения, чувства, образ и эмоции. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

Школьник может назвать органы и части тела, их функциональное предназначение; может объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.

Умеет распознавать основные эмоции у себя и у других, словесно объяснить их, выразить с помощью жестов, мимики, позы.

Я и другие

 Моя семья.

Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. 

Я как член коллектива.  Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

Школьник знает свои права и  признаёт взаимные обязательства в семье.

Знает об общепринятых правилах коммуникации, умеет их применять в модельных условиях. Умеет соблюдать правила поведения в общественных местах. Умеет корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

Режим дня.

Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для  1 класса.

Учёба и здоровье. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Отдых  и  здоровье.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Как  нужно одеваться. Для чего человеку нужна одежда? Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Гигиена тела. Уход за кожей, волосами, ногтями, зубами.

Профилактика болезней. Представления об инфекционных болезнях. Способы «пассивной» защиты от болезней (мытьё рук,  ношение маски и.т.д)

Школьник  старается следовать режиму дня на неделю.

Умеет распознавать признаки утомления, в том числе зрительного и переключаться на разные виды деятельности во избежание переутомления.

Владеет умением провести простейшие упражнения для глаз, кистей рук, спины и т.д.

Умеет активно двигаться.

Умеет быть опрятным, правильно выбирает одежду и обувь для комфортной деятельности.

Регулярно выполняет гигиенические процедуры, имеет  элементарные навыки ухода за своим телом.

Знает о факторах риска  заражения инфекцией.

Питание и здоровье

Гигиена питания. Обработка  пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой.  Режим питания. Правила поведения за столом

Школьник знает о превентивных мерах по употреблению в пищу овощей, фруктов и др. Умеет вести себя за столом дома, в школе,  в гостях, в общественных местах.

Основы личной  безопасности и профилактика травматизма.

Безопасное поведение на дорогах . Правила перехода улицы. «Ловушки», в которые попадают дети – закрытый обзор, отвлечение внимания, пустынная улица, середина проезжей части улицы, правила перехода у ж/д. Правила пешехода.

Уличный травматизм. Правила безопасности при катании на велосипеде, роликах, самокате. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты.

Бытовой травматизм. Опасные факторы дома:  ожог, электротравма,  опасность открытого окна, катания по перилам, прыжка с возвышенного места и т.п.  Опасные факторы на улице: снаряды игровой площадки, бродячие животные и т.д.

Опасные ситуации. Незнакомые подозрительные люди. Приглашение покататься, обещание сюрприза, подарка. Езда в лифте с незнакомцем и.т.д.

Школьник знает «Азбуку пешехода». Умеет переключаться  на самоконтроль.



Умеет распознавать опасные зоны и факторы риска дома, на улице.

Знает о негативных реакциях животных и избегать  нападений и укусов животных.


Осторожен с незнакомыми людьми.

Культура потребления медицинских услуг.

Выбор  медицинских услуг . Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

Обращение с лекарственными препаратами.  Безопасное хранение и обращение с лекарствами.

Школьник не боится посещать медицинское учреждение, адекватно ведёт себя с медицинскими работниками. Знает об осторожном обращении с лекарствами.

Профилактика вредных привычек.

Болезни человека, связанные с вредными привычками (курением)

Школьник знает о том, что вредные привычки приводят к болезни.

Оздоровление

Физкультминутки. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для улучшения слуха. Гимнастика для глаз. Гимнастика для кистей рук. Комплекс упражнений для выработки правильной осанки. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Точечный массаж.  Самомассаж. Упражнения для укрепления мышц дыхательного  аппарата и мышц других внутренних органов.

Школьник владеет приёмами проведения оздоровительных упражнений.

Предполагаемая практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей».

2 класс

Разделы

Содержание

Ожидаемый результат

Самопознание

«Знание своего тела». Внутренние органы и их назначение  в организме человека Основные части скелета и их назначение.  Индивидуальность роста и развития человека.

Самопознание через ощущения, чувства, образ и эмоции. Чувства, настроения, эмоциональные переживания, ощущения.

Школьник может назвать органы и части  тела человека, их функциональное предназначение.

Умеет словесно описать свои ощущения, выражать готовность обратиться за помощью в ситуациях, внушающих страх.

Я и другие

«Моя семья»  Поведение в семье

«Я как член коллектива» Умение вести себя в классном коллективе. Навыки вежливого общения. Первые проявления толерантности.

Обладает навыками вежливого поведения, уважительного отношения к старшим членам семьи и учителям. Адекватно ведёт себя со сверстниками.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

«Гигиена тела». Функции кожи, волос, ногтей. Общее представление о ротовой полости. Временные и постоянные зубы.

«Учёба и здоровье».Правила работы за компьютером.

«Отдых и здоровье». Режим учёбы, отдыха, сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.

Школьник  обладает знанием о необходимости гигиены человека.

Знаком с правилами и нормами работы за компьютером и старается соблюдать их.

Умеет использовать различные виды двигательной активности.

 Питание и здоровье

«Гигиена питания». Важнейшие пищевые источники, представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Правила поведения за столом

Школьник соблюдает элементарные правила режима питания. Умеет пользоваться столовыми приборами

Основы личной  безопасности и профилактика травматизма.

«Безопасное поведение на дорогах». Правила поведения на дорогах и в общественном транспорте.

«Бытовой и уличный травматизм». Опасные факторы современного жилища, школы. Правила поведения на катке. Безопасные коньки.

«Опасные ситуации». Общение с незнакомыми людьми.

Школьник внимателен к  ситуации на дороге.

Знает  «опасные зоны» и «факторы риска».

Умеет обратиться за экстренной помощью ( в случае пожара, утечки газа, похищении)

Знает об опасности общения с незнакомыми людьми.

Культура потребления медицинских услуг.

«Выбор  медицинских услуг» . Когда и куда обращаться за медицинской помощью. Ответственность за ложные вызовы медицинских служб.

«Обращение с лекарственными препаратами».  Правила употребления лекарственных препаратов

Школьник умеет обратиться за плановой и экстренной медицинской помощью.

Знает о правилах употребления лекарств (по назначению врача)

Профилактика вредных привычек.

Курение  - привычка или болезнь?

Школьник имеет негативное представление о курении и других вредных привычках.

Оздоровление

Физкультминутки. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для улучшения слуха. Гимнастика для глаз. Гимнастика для кистей рук. Комплекс упражнений для выработки правильной осанки. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Точечный массаж.  Самомассаж. Упражнения для укрепления мышц дыхательного  аппарата и мышц других внутренних органов.

Школьник владеет приёмами проведения оздоровительных упражнений.

Предполагаемая практическая работа: Защита проекта «Я и мой компьютер».

3 класс

Разделы

Содержание

Ожидаемый результат

Самопознание

«Знание своего тела». Здоровье и болезнь. Гуманное отношение к физическим недостаткам людей.

«Самопознание через ощущения, чувства, образ и эмоции». Способы проявления эмоций и выражения чувств.

Школьник умеет различать отклонения от собственной физиологической нормы. Доброжелательно относится к людям, имеющим физические недостатки.

Умеет сдерживать свои эмоции.

Я и другие

«Моя семья»  . Конфликты в семье.

«Я как член коллектива». Дружба. Взаимовлияние людей.  От ношения между мальчиками и девочками. Правила групповой деятельности. Классный коллектив.

Школьник умеет  аргументировать свои убеждения в отношениях с родителями.

 Обладает  элементарными  навыками поведения в коллективе. Проявляет активность, способен выслушать мнение других и подчиниться.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

«Гигиена тела». Факторы риска заболеваний кожи, волос, ногтей, развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

«Учёба и здоровье».Режим работы за компьютером.

«Отдых и здоровье».  Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы его снятия

Школьник соблюдает гигиенические требования сам и требователен в этом вопросе к  окружающим.

Знает о вредных факторах воздействия компьютера на организм человека, старается избегать их.

Умеет снять напряжение и утомление с помощью усвоенных приёмов.

 Питание и здоровье

«Гигиена питания».  Процесс пищеварения. Режим питания. непереносимость отдельных продуктов и блюд.

Правила поведения за столом

Школьник имеет представление о процессе пищеварения и негативных последствиях несоблюдения режима питания.

Умеет правильно вести себя за столом в различных ситуациях.

Основы личной  безопасности и профилактика травматизма.

«Безопасное поведение на дорогах». Нестандартные ситуации на дороге.

«Бытовой и уличный травматизм».  Правила  безопасного поведения на воде: в бассейне, аквапарке, на реке, озере, море.

«Опасные ситуации». Экстремальные ситуации.

Школьник умеет прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Умеет распознавать «опасные зоны».

Умеет позвать на помощь.

Культура потребления медицинских услуг.

«Выбор  медицинских услуг» .Типы учреждений и специалистов. оказывающих медицинскую помощь.

«Обращение с лекарственными препаратами».  

Народные средства первой доврачебной помощи (снижение температуры, снятие головной боли и др.)

Школьник знает, к какому специалисту обратиться в связи с болезнью. Знает минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые принимают без назначения врача (при головной боли, при высокой температуре и др.)

Профилактика вредных привычек.

Предупреждение употребления ПАВ.

Болезни человека, связанные с употреблением табака, алкоголя, наркотиков.

Школьник имеет сформировавшееся представление о негативных общественных проявлениях (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Оздоровление

Физкультминутки. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для улучшения слуха. Гимнастика для глаз. Гимнастика для кистей рук. Комплекс упражнений для выработки правильной осанки. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Точечный массаж.  Самомассаж. Упражнения для укрепления мышц дыхательного  аппарата и мышц других внутренних органов.

Школьник владеет приёмами проведения оздоровительных упражнений.

Предполагаемая практическая работа: Защита проекта «Где подстерегает опасность».

4 класс

Разделы

Содержание

Ожидаемый результат

Самопознание

«Знание своего тела». Функции человеческого организма. Как проверить своё здоровье. Совершенство человеческого тела. Ошибки природы.

«Самопознание через ощущения, чувства, образ и эмоции». Эмоциональная сфера личности. Как управлять своими эмоциями. Что такое толерантность. Как стать толерантным.

Школьник имеет полное представление о функциях своего организма. Может  осуществить простейшие физиологические измерения – рост, вес, частоту пульса, температуру тела, тесты на координацию, гибкость, силу.

Доброжелательно относится к инвалидам. Соблюдает адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, питания, достаточной двигательной активности, тепловой режим.

 Умеет имитировать различные эмоциональные проявления. Умеет распознавать и вербализировать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия.

Понимает природу переживаний и периоды кризисов взросления. Умеет попросить о помощи в трудных ситуациях.

Принимает различия между людьми, уважает особенности их поведения.

Я и другие

«Моя семья». Отношения между членами семьи.   Позиция ребёнка в семье.

«Я как член коллектива». Правила межличностного  общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Понятие о толерантности.

Поведение на улице и в общественных местах.

 Школьник понимает структуру собственной семьи, осознаёт ролевую позицию каждого члена семьи. Демонстрирует базовые навыки общения: умение слушать. начинать общение, поддерживать и прекращать разговор. Умеет критиковать, хвалить, принимать критику и похвалу.

Умеет аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями. Имеет навыки отказа и противостояния групповому давлению.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

«Гигиена тела».  Интимная гигиена.

«Учёба и здоровье».Субъективные и объективные признаки утомления. Периоды изменения работоспособности.  Как избежать вредного воздействия компьютера.

«Отдых и здоровье»..Активный и пассивный отдых.

Школьник имеет навыки гигиены, позволяющие сохранять опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях. Умеет подобрать гигиенические средства для ухода за телом, зубами, волосами. Правильно чередует работу и отдых. Регулирует работу за компьютером.

 Питание и здоровье

«Гигиена питания» .Традиции приёма пищи  у разных народов.   Нарушения правил и норм питания и их последствия.  Пищевые риски. Правила поведения за столом.

Умеет приготовить основные блюда. Различает ядовитые грибы и ягоды. Избегает пищевых факторов риска.

Основы личной  безопасности и профилактика травматизма.

 «Безопасное поведение на дорогах».  Правила движения и необходимость их соблюдения.

«Бытовой и уличный травматизм».   Поведение при угрозе пожара или во время пожара. Опасность роллера на улице. Опасность пользования пиротехническими средствами. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах), при укусах насекомых.

«Опасные ситуации». Неадекватное поведение животного.  Что делать, если…?

Школьник способен прогнозировать развитие ситуации на дороге, в транспорте, на улице.

Имеет навыки безопасного поведения с электроприборами, умеет обесточить электроприбор, знает способы тушения огня и правила эвакуации.

Применяет на практике правила катания на велосипеде, самокате, роликах. коньках; пользуется защитными приспособлениями. Соблюдает правила безопасного поведения на воде. Знает об опасности пиротехники.

Умеет оказать помощь себе и другим при простых травмах.

Избегает рискованных для здоровья и жизни форм поведения.

Умеет обращаться за помощью в экстремальной ситуации.  Знает 3 правила: «уходи от ситуации!», «зови на помощь!» «спасайся!». Владеет навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Культура потребления медицинских услуг.

«Выбор  медицинских услуг» . Выбор товаров и услуг, ориентированных на здоровье. Альтернативная медицина, влияние её на организм человека.

«Обращение с лекарственными препаратами».   Рецепт, аптека, лекарства. Правила употребления лекарственных препаратов.

Школьник умеет подобрать для себя лекарственный препарат из минимального арсенала препаратов, которые принимают без назначения врача( при головной боли, высокой температуре и др.) с учётом индивидуальной переносимости лекарств, возрастных доз, применять первые меры при развитии побочного действия лекарств.

Умеет аккуратно обращаться  с лекарствами (хранить в упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки)

Профилактика вредных привычек.

Предупреждение употребления ПАВ.

 Что такое ПАВ. Зависимость от ПАВ –тяжёлая болезнь. Токсикомания.

«Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» ПАВ.

Занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, проявление агрессии)

Имеет сформированные навыки отказа от употребления ПАВ.

Имеет арсенал средств для проведения свободного времени.

Владеет навыками поддержания общения.

Имеет навыки критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах.

Оздоровление

Физкультминутки. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для улучшения слуха. Гимнастика для глаз. Гимнастика для кистей рук. Комплекс упражнений для выработки правильной осанки. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Точечный массаж.  Самомассаж. Упражнения для укрепления мышц дыхательного  аппарата и мышц других внутренних органов.

Школьник владеет приёмами проведения оздоровительных упражнений.

Предполагаемая практическая работа: Защита проекта «Территория здоровья».

Формы проведения занятий

  • комбинированный урок
  • интегрированный урок
  • игра
  • викторина
  • тренинг
  • освоение комплексов оздоровительных упражнений
  • заочное путешествие
  • памятка
  • театрализованное представление
  • просмотр видеофильма
  • защита проекта

11. Ожидаемые результаты

  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
  • укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своём здоровье и безопасном поведении;
  • снижение уровня заболеваемости обучающихся, положительная динамика состояния здоровья младших школьников;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • валеологическая просвещенность младших школьников;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

         В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете или явлении  через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.

Занятия проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.

12. Нормативно-правовое обеспечение Программы

Документ

Контроль

Инструкция по  технике безопасности во время проведения  уроков и внеклассных мероприятий

Контроль над тепловым режимом

Контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в ОУ (влажная уборка, проветривание и т.п.)

 Контроль над проведением физкультминуток, гимнастики для глаз, кистей рук и т. д.

Инструкция по технике безопасности во время проведения экскурсий и поездок.

Контроль над соблюдением  здоровьесберегающего поведения школьников.

Приказ по школе «Об организации горячего питания обучающихся»

Контроль качества питания школьников

Приказ по школе «О профилактике детского травматизма»

Отслеживание ситуаций

Приказ «Об организации прививочной кампании против гриппа»

Контроль и анализ заболеваемости обучающихся

13. Мониторинг

Метод (методика, автор)

Периодичность

Месяц

Год обучения

1.

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся  (Н.К. Смирнов):

Пробы для выявления адаптационных возможностей организма

2 раза в год

Сентябрь

Май

2

2.

Опросник «Состояние здоровья и самочувствия»

2 раза в год

Октябрь

Апрель

2-4

3.

Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья детей        (проводят родители  и  классные руководители)

1 раз в год

Ноябрь

1-4

4.

Тест – анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения         (проводят родители  и  классные руководители).

1 раз в год

Декабрь

1-4

5.

Тест – анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки (проводят родители  и  классные руководители)

1 раз в год

Февраль

1-4

6.

Тест - анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

1 раз в год

Март

4

7.

Шкала тревожности Сирса (проводят родители,  классные руководители, психолог)

2 раза в год

Сентябрь

Май

3-4

8.

Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша (проводит психолог)

1 раз в год

Апрель

3-4

9.

Анкета «Оценка напряжённости» (проводит психолог)

2 раза в год

Декабрь

Май

3-4

10.

Оформление   «Паспорта здоровья школьника» (классные руководители, родители, учитель физкультуры).


По желанию родителей

1-4

11.

Составление карт наблюдений за состоянием и поведением школьников начальных классов.   (№1 заполняется родителями после недельного наблюдения, №2 – классным руководителем). Центр образования и здоровья РАО по модернизации образования.

1 раз в год

1 четверть

1-4

Диагностика проводится систематически с целью определения индивидуального уровня физического развития, физической подготовленности  и состояния здоровья школьников.

В конце  каждого учебного года проводится тестирование с целью:

  • определения динамики роста и развития всех показателей;
  • определения оценки эффективности коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

14. Литература

1 Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской

диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.

2. Здоровьесберегающий урок. Автор-составитель И.И. Колисник. - Научный Центр

Развитие образовательных инициатив. Саратов.

3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная

школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

4. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации

первоклассников к школе/ Начальная школа, 1996. - № 7. – с. 17 - 22.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.:

«ВАКО», 2004.

6. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная

школа, 2003. - № 9. – с. 88 – 94.

7. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации

первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.

8. Мониторинг охраны здоровья школьников. Автор-составитель И.И. Колисник. –

Научный Центр Развитие образовательных инициатив. Саратов.

9. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа

жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. - Саратовский

институт повышения квалификации и переподготовки работников

образования. САРАТОВ 2003(

http://health.best-host.ru

)

10. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового

образа жизни. САРАТОВ 2003 (

http://health.best-host.ru

)

11. Павлова М.А. Здоровый образ жизни: что такое психическое здоровье.САРАТОВ 2003

(

http://health.best-host.ru

)

12. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для

учащихся 1х – 4х классов. САРАТОВ 2003(

http://health.best-host.ru

)

13. Павлова М.А. Социально-психологическая адаптация младшего школьника. САРАТОВ

2003 (

http://health.best-host.ru

)

14. Приказ Министерства Образования Саратовской области №54 от 03.08.01 "О введении

 региональной программы "Основы здорового образа жизни"

15. Рагозинская Н.В. К проблеме преемственности начального и основного общего

образования / Начальная школа, 2006. - № 6. – Библиотечка учителя. Школьное

методическое объединение учителей начальных классов.

16. Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А. Классы реабилитации

здоровья / Начальная школа, 2001. - № 11. – с. 10 – 14

Образование детей в сфере здоровья

Физическое воспитание

Обеспечение безопасной и здоровой среды класса

Медицинская служба школы

Система

здоровьесбережения

Школьное питание

Социально-педагогическая служба школы

Образование родителей  в области здоровья

Вовлечение родителей в работу по обеспечению здоровья детей

Составляющие содержания Программы

Экологическая

Здоровьесберегающая

Здоровьеформирующая

Коммуникационная

Биологическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению школьников

Программа по здоровьесбережению...

Программа здоровьесбережения "Ключ к здоровью"

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому о...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Программа здоровьесбережения для школьников (презентация)

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Программа здоровьесбережения «Здоровый ученик – здоровое будущее"

Программа по здоровьесбережению в начальной школе....

Программа здоровьесбережения "Быть здоровым-здорово"

Программа разработана для проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....

Комплексно-целевая программа здоровьесбережения воспитанников детского дома «Здоровье на всю жизнь»

Особенно остро проблема сохранения, укреп­ления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с...