Проектная деятельность в начальной школе
статья (4 класс) по теме

Алексеева Наталия Анатольевна

Проектная деятельность в начальной школе. Доклад. Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад из опыта работы21.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация коллективной проектной деятельности в 4 – 5 классах»

Школьное образование предусматривает обучение основам исследовательской деятельности: работа с различными источниками информации, наблюдение, анализ. Неподготовленный школьник приступить самостоятельно к такому виду познания не может. Необходимо кропотливое, поэтапное овладение приёмами сбора материала, его систематизации.

В настоящее время исследовательская деятельность – одна из составляющих организации внеурочной деятельности. В стандартах 2-ого поколения предлагается система работы индивидуальных и коллективных форм по созданию проектов.

(Слайд «Проект») Под понятием проект рассматривается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

В стандартах 2-ого поколения определена и цель: развитие личности ребёнка и создание основ творческого потенциала учащихся.

Реализовать данную  цель предлагается через задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.
  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
  • воспитание целеустремлённости и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

(Слайд «Общие признаки») Какая же школьная деятельность будет носить характер проектной? В стандартах 2-ого поколения выделены общие признаки видов проектной деятельности:

  • Направлены на достижение конкретных целей.
  • Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.
  • Имеют ограниченную протяжённость во времени, с определённым началом и концом.
  • В определённой степени неповторимы и уникальны.

В нашем опыте работы над проектами так же существуют временные рамки: две учебные четвери, вторая и третья, как самые продуктивные, с торжественным оглашением темы.

Тематика проектных работ разнообразна и связана с изучением обыденных вещей: свет, часы, очки, камни, стекло, бумага, почта, заповедники, хлеб, шоколад, мороженое и другие.

Для иллюстрации неповторимости и уникальности приведём несколько примеров:

  1. Каждая работа имеет практическую значимость: изготовление эскиза витража («Стекло»), получение бумаги («Бумага»), разработка рецепта мороженого («Мороженое») и дневного рациона для животных («Зоопарк»), создание своей открытки («Открытки»).
  2. Расширение кругозора и активная социализация: контроль качества и розыск почтовых отправлений, порядок возмещения ущерба в случае пропажи почтовых отправлений, список товаров, запрещённых к пересылке («Почта»), театральная символика («Театр»), содержание животных в зоопарке («Зоопарк»), история семьи через почтовые открытки («Открытки»).
  3. Аналитическая деятельность: преимущества и недостатки электронной почты («Электронная почта»), за и против шоколада («Шоколад»), что такое стекло и его качество («Стекло»), развивающие игры и игрушки («Игрушки»), современный русский алфавит и кириллица, различные типы шрифтов, приёмы написания текстов.
  4. Изучение родного города: материалы музеев при Петродворцовском часовом заводе, при объединении ЛОМО; экскурсии на хладокомбинат №6, Музей хлеба, Музей шоколада, освещение города, разнообразие уличных часов.
  5. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни: профилактика зрения («Очки»), экспертиза шоколада («Шоколад»).

(слайд «Этапы деятельности») Для координирования выполнения взаимосвязанных действий предлагаем следующие этапы работы:

  • Знакомство класса с темой, когда учитель вводит детей в тему проекта, определяет направления для каждого учащегося, перечень источников информации, временные рамки.
  • Историко-биографический, позволяющий выделить основные исторические персонажи, погрузиться в общественную среду определённого времени. Например, темы «Кириллица» и «Реформы Петра I по изменению гражданского шрифта» в большей степени предполагали погружение в историю, выделение значимых исторических персонажей, изучение их заслуг перед отечеством. Дети познакомились с древней азбукой, первыми рукописными книгами, первыми книгопечатниками, наблюдали изменения, которые проводил Пётр I. Узнали, что в древности цифры обозначались буквами. Увидели, как на протяжении нескольких веков менялся русский алфавит. Глубже познакомились с понятиями «красная строка», «шрифт».
  • Теоретический, требующий научного изучения вопроса. Предметы повседневности заставляют детей обращаться к материалам по астрономии, физики, геологии, оптики, ботаники, истории, экономики, кулинарии. Постепенно возникают связующие нити, которые раскрывают научные закономерности и практическую направленность использования.
  •  Практический, в котором полученные знания используются для проведения собственно исследования или эксперимента;
  • Структурирование собранного материала. Еженедельно подводится итог работы, заслушиваются собранные материалы, отбираются иллюстрации. В это же время проводятся тематические экскурсии. Чем больше используется культурный потенциал родного города, тем выше детский интерес к достижению поставленных целей.
  • Участие в публичной презентации: все материалы систематизируются, оформляются. Идёт отбор самого яркого. Учителем – руководителем проекта разрабатывается сценарий презентации, в который включаются различные формы отчёта: мини-доклады, инсценирование, коллективное выступление. Ученики 4 – 5 классов увлечённо работают с залом (викторины, интеллектуальные вопросы). Используется компьютерное сопровождение.

Тема «Великорусский толковый словарь В.И. Даля» актуальна для каждого школьника: умение пользоваться статьёй словаря, почерпнуть более полную информацию об искомом слове, выявить языковые закономерности. Основная задача проектной работы заключалась в формировании умений анализировать информацию словарной статьи. Так детьми выделялись литературные примеры: пословицы, поговорки, крылатые выражения, и значения искомого слова, прямое, переносное. Важными были наблюдения, показавшие отличия слов середины XIX века и современного. Ученицы провели сравнительный анализ статей толковых словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова, увидели, как по-разному авторы толкуют значения одного и того же слова. Обнаружили, что статьи в словаре В.И. Даля содержат много народных трактовок, диалектных звучаний и оборотов. Наполнили конкретным содержанием понятие «русский фольклор», так как В.И. Даль записал много народных докучных сказок, скороговорок, приговорок, загадок, игр.

Самой весёлой стала проектная работа «Фразеологизмы и их значение в современной речи». Оказалось, что фразеологизмы  можно встретить и в прозе, и в стихах. Их используют и в высоком литературном стиле, и в бытовой речи. Фразеологизмы можно нарисовать и инсценировать. Фразеологизмом можно загадывать загадки, отвечать на вопросы. Из фразеологизмов дети составили письма для друзей, кроссворды, интеллектуальную игру.

К моменту написания индивидуальной исследовательской работы каждый имеет опыт

  • участия в выполнении нескольких проектов,
  • работы в библиотеке с каталогами,
  • работы с различными источниками информации,
  • оформления собранного материала,
  • публичного выступления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....